Авторский блог Андрей Девятов 03:00 29 мая 2007

ТРОЙКА, ВОСЬМЕРКА, ТУЗ...

№22 (706) от 30 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Девятов
ТРОЙКА, ВОСЬМЕРКА, ТУЗ...
Китай и Япония как резерв российской политики в Азии
Подходит время очередной встречи так называемой "большой восьмерки", этого клуба лидеров ведущих мировых держав, которые должны аранжировать мировые дела под "дудочку" главы самой сильной и богатой из них — Соединенных Штатов Америки. Но с каждой встречей "этот оркестр" становится всё более странным и неловким, поскольку самая населенная, быстроразвивающаяся и задающая ритм жизни страна мира, КНР, последовательно отказывается от предложений США и Европы втянуться в эту игру по чужим, проамериканским правилам. А без ритма китайского "барабана" весь "оркестр" всё больше фальшивит.
Сейчас стало расхожей нормой говорить, что "китайский дракон" проснулся. Действительно, из китайской традиции следует, что в 2008 году начинается новый календарный цикл. К старту нового круга летоисчисления китайские политики приурочили переход страны из положения "осады" глобализма к активной политике социально-экономического штурма "мира сего". А к 2012 году (в год "Черного Дракона") совокупной мощью труда и капитала, натуры и культуры, "оружия критики и критики оружием" Срединное государство желтых людей впервые после XVII века должно вновь обрести величие всесильной "мировой державы первого порядка".
Другой экономический гигант, Страна восходящего Солнца, спустя полный 60-летний азиатский цикл после военного поражения Империи микадо и заката её "Эры великого процветания на Востоке", вновь обретает самурайский дух. Восстановлено имя министерства обороны Японии. Возобновлено патриотическое воспитание школьников и студентов. Всё больше признаков того, что уже в 2007 г. правящие кланы начнут подготовку к пересмотру навязанной американцами в 1947 г. "мирной" капитулянтской конституции. К 2010-12 годам Япония де-юре и де-факто станет ядерной супердержавой, способной вести борьбу за гегемонию в Тихоокеанской зоне.
Два дальневосточных гиганта — Китай и Япония — стремительно сближаются политически. Визиты премьеров Синдзо Абэ в январе и Вэнь Цзябао в апреле 2007 "растопили лед" десятилетий отчуждения. А взаимодополняющие экономики Китая и Японии давно демонстрируют первые места объемов внешнеторгового оборота друг с другом. В этой связи весьма символично, что в апреле стороны договорились о совместной эксплуатации месторождений Тихого океана в районах шельфа, которые после Второй мировой войны оставались спорными. Сближение идет в ущерб глобальным интересам США.
Однако потребности производств Китая и Японии в привозном сырье и топливе сохраняют значительные противоречия двух стран в борьбе за доступ к природным ресурсам "третьих стран". Именно эту естественную борьбу за доступ к чужим ресурсам США обязательно будут использовать для сталкивания Китая и Японии. А поскольку громадными и неиспользуемыми для нужд собственного народа запасами сырья и топлива, леса, пашни и воды обладает соседняя Россия, то мощь Китая и Японии естественным ходом вещей так или иначе будет прирастать за счет ресурсов малолюдного Дальнего Востока и Забайкалья. И США сделают всё возможное, чтобы "опорный край России" превратить в театр военных действий между Китаем и Японией. В объект растаскивания на "уделы кормления" этих стран и их народов. В предмет политического торга "закулисы" с оставлением за США наиболее лакомых запасов нефти, газа и металлов российского Севера.
К этой безрадостной перспективе российские диалектики заложили достаточно "мин замедленного действия" — суть поводов для инициирования китайско-японской "борьбы противоположностей" за российские ресурсы. Это и нефтепровод Восточная Сибирь—Тихий океан, первоначально обещанный только Китаю как нефтепровод Ангарск—Дацин. Это и Ковыкткинское газоконденсатное месторождение. И ресурсы Сахалина. Остается и вопрос "сохранения лица" в наболевшем деле с "северными территориями" (островами Курильской гряды).
В европейских координатах сознания по матрице классической греко-римской борьбы России следует всякий раз отвечать на "вызовы времени", удерживать и противодействовать. Однако при нынешнем курсе и людских сил и военных средств, а главное Духа жизни для удержания суверенных прав на Дальнем Востоке и в Забайкалье, у России всё меньше, а проблем всё больше. Планы же срочной Правительственной комиссии по Дальнему Востоку во главе с премьером Фрадковым, скроенные министрами Грефом и Кудриным на европейский манер "балансов и противовесов", вряд ли станут Планами Русской Победы. Так что же делать?
Ответ прост: следует перейти в координаты сознания по матрице восточных единоборств. Попавшись на болевой прием, не сопротивляться, но и не сдаваться, а поддаваться непреодолимой силе. Выворачивать "греко-римское" поступательное движение внешнего давления в "китайско-японское" вращательное движение выскальзывания из-под нажима. Выступить демпфером поглощения чужой силы, с переводом чужой активности в свою пользу. Понять это на уровне физической культуры не может ни теннисист, ни футболист, а вот мастер спорта по дзюдо может. И именно в этом опыте действующего российского лидера — надежда на преображение России за счет перехвата энергии Китая и Японии. Понятным азиатским образом здесь будет "обезьяна, оседлавшая тигра".
Чтобы вывернуться из китайско-японских растяжек, которые американцы ставят и будут ставить России во всех энергетических и сырьевых проектах на Дальнем Востоке, российским властям в Центре и на местах следует строить треугольники асимметричной гармонии. То есть уходить из двусторонних схем в трехсторонние. Всякий раз выступать ресурсным "ядром" для перетаскивания на российскую территорию передовых технологий высокого передела сырья, при этом гарантируя вложение капитала и иных условий в России третьей стороной.
Тогда в конкретных сделках следует не играть на противоречиях Китая и Японии, а заранее разводить их пространственно. Проблемы геополитики решать через выгоды геоэкономики. Нефть Восточной Сибири не тащить до Тихого океана, а закончить нефтепровод из Тайшета в Сковородино. В приграничной с Китаем 20-километровой зоне в районе Сковородина развернуть НПЗ и предприятия нефтехимии, а ответвление на китайскую сторону сделать уже не нефтепроводом, а продуктопроводом товара с добавленной стоимостью. То же касается и рудных месторождений Удокана и Новой Чары вдоль трассы БАМа в Читинской области. Сырье из Забайкалья не тащить на Тихий океан, но из зоны сурового климата коротким плечом вагонами вывозить к югу на переработку на комбинатах вблизи китайской границы в Амурской области, а продукцию передела поставлять на рынок в Китай и Японию дешевым водным транспортом по Амуру и Сунгари.
Не сталкивать Китай и Японию на Сахалине, но по схеме троичной гармонии опереться на гарантии не столько войск, сколько выгод рынка. А именно, ресурсы Сахалина перекрестно увязать долями капитала с ресурсами Забайкалья и всю продукцию глубокого передела отдать Японии. Примечательно, что железные дороги на Сахалине до сих пор имеют японскую ширину колеи. Поэтому через модернизацию железных дорог острова японцами и устройство железнодорожного парома сквозного сообщения от любой станции Сахалина до любой станции на Японских островах можно, не меняя государственного флага, убрать из сознания людей обиды и территориальные споры по "северным территориям". Япония — железнодорожная страна. И если на всех схемах железнодорожного сообщения Японии появятся станции на Сахалине, то эффект чувств национального достоинства в сознании японцев будет большим, нежели от карт ежедневного прогноза погоды на островах "северных территорий". Суверенитет же России не пострадает, а население Сахалинской области от экономики глубокого передела сырья на месте с вывозом на рынок Японии товарной продукции по железной дороге получит мощный источник благополучия.
Поскольку Госплана в Новой России нет, а Министерство экономического развития и торговли выполнить политико-экономические задачи асимметричной "троичной гармонии" по причине кадрового состава не в состоянии, то твердо уповать можно лишь на личные решения верховного главнокомандующего. Именно только он может понять и учесть всю сложность перечисленных выше проблем как в ходе подготовки и проведения очередного саммита “восьмерки”, так и в долгосрочной внешней и внутренней деятельности российского руководства. Иначе Россию постигнут серьезные проблемы уже в самые ближайшие годы.
Продукт Академии небополитики®
1.0x