№21 (705) от 23 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Смирнов
ТАК!
УМЕР АЛЕКСАНДР НЕПОМНЯЩИЙ. Не оправился от жестокой болезни, с которой мужественно сражался почти два года. Во время болезни Александр вел интернет-дневник, активно откликался на политические события, спорил. Ему было всего тридцать девять.
Еще при жизни Непомнящий стал легендой. В значительной степени такие понятия, как "русский рок", "контркультура", да и, пожалуй, "рок — русское сопротивление", в последние годы оправдывались наличием таких людей, как Александр.
Будучи человеком независимым, в какой-то степени индивидуалистом — тем не менее, являлся центром притяжения — вокруг него образовывались целые среды, сообщества талантливых и независимых.
Его слушателями становились неравнодушные — поэты и политактивисты (причем правые и левые, евразийцы и нацболы, монархисты и комсомольцы), священники и художники. Каждый находил в его творчестве что-то свое — осмысленный радикализм и тонкую лирику, злую, бьющую наотмашь сатиру и эсхатологические послания. Сашины песни не давали "уснуть", успокоиться, ставили неудобные, но важные вопросы.
Во время знаменитой "осады" американского посольства в знак протеста против бомбардировок Югославии неизвестные патриоты раздавали ксерокопированные листочки с текстом знаменитой песни Непомнящего "Убей янки". Слова были указаны как народные.
Александр Непомнящий с честью отстоял свое Русское Поле и ушел в вечность.
12 МАЯ "ДОРОГИЕ РОССИЯНЕ" погрузились в безумие под названием "Евровидение".
Ежегодно разворачивающаяся вокруг этого песенного конкурса телевизионная свистопляска заставляет думать, что речь идет по меньшей мере о новом национальном проекте — "Победа на Евровидении" — не хватает только соответствующего распоряжения первого вице-премьера.
Так что пришлось поддаться общей истерии, и вместо того, чтобы в очередной раз любоваться, как Данила Багров валит американцев, или смотреть, как наши доблестные регбисты побеждают в гостях португальцев, я включил первый канал и "наслаждался" скучнейшим смотром третьеразрядной песни.
За многострадальных сербов можно порадоваться. Песня "Молитва" не явилась музыкальным откровением, однако текстуально убеждала. Но при этом надо учитывать и политический аспект — проблема Косово, определение геополитической ориентации Сербии. Победы прибалтов или восточноевропейских исполнителей всегда шли параллельно движению НАТО на Восток. Так что в дальнейшем успех М. Шерифович вполне может быть использован против сербских интересов.
Конкурс "Евровидение" никакого отношения к современной поп-музыке не имеет. Считается, что основной аудиторией "Евровидения" являются домохозяйки. Где-то в СМИ прозвучало, что европейская аудитория в этом году насчитывала аж 10 миллионов человек. Данные говорят сами за себя — капля в море.
Музыкальный материал "Евровидения" имеет определенный стиль и формат, мало изменившийся с середины 70-х годов и так и именующийся — стиль Евровидения.
Как заметил в свое время Илья Кормильцев: "Представлены три десятка стран. Вроде бы все с национальным колоритом, но фактически поют одну и ту же песню. Что Литва, что Израиль. Вся разница — один в кипе, а у другого кафтанчик расписной".
Из хоть сколько-нибудь известных в России победителей конкурса можно назвать только Сэнди Шоу, "Тeach-in", "АВВА", Селин Дион и Тото Кутуньо.
Кто-то вспомнит, что такое "Дэвид Бэнтон — Таанель Падар"? А ведь эти эстонские парни (Бэнтон, правда, выходец с Кариб) — победители "Евровидения-2001".
Где "славянская Шакира" — Руслана? После своей победы она засветилась только на Майдане во время "оранжевой революции".
Кто-нибудь помнит имена и песню датских пенсионеров, опередивших Алсу?!
И так на протяжении пятидесяти с лишним лет.
В прошлом году домохозяйки отвязались — победу одержала группа финских шоу-металлистов "Lordi". Дима Билан остался вторым. Мне, весьма довольному фактом откровенного завала конкурса, пришлось потом объясняться на тему патриотизма.
В свою очередь я недоумевал — с какой радости проект покойного Айзеншписа под названием "Дима Билан" должен восприниматься как "наше", русское, российское?
Аналогии со спортивными состязаниями в этом случае не проходят. Там за победами и рекордами стоят мощь строя, талант и труд моих сограждан. В случае же с Евровидением речь идет о попадании в струю, об умении сделать "как все" (повторюсь, в ситуации, когда уровень ниже плинтуса),
Для идентичности Латвии, Мальты Евровидение — вещь серьезная.
Три девочки в черных пижамках (кстати, очередной россиянский логический бред — "Серебро" не может выиграть "золото") с песенкой уровня курортной дискотеки — как национальные героини России — было бы смешно, если бы не было так грустно.
Это пресловутая властная нелепость — "Россия должна стать конкурентноспособной". Сделать для конкурса безликих песен лучшую безликую, за которую проголосуют европейские теленаркоманы, — не победа, но абсолютное отсутствие рефлексии на тему национального достоинства.
Желание быть Другими, осознание своей особенности обязательно лежит в основе национальной идентичности, в поиске собственного места в мире.
Таков закон истории.
1.0x