Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 15 мая 2007

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

№20 (704) от 16 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

Президент Владимир Путин, как известно, говорил, что Россия является "защитницей интересов ислама во всем мире". Но, похоже, что эти его слова остались так и не услышанными некоторыми российскими чиновниками, в первую очередь теми из них, кто упорно склонен отождествлять ислам с экстремизмом. Так, уже девятый год российская прокуратура старательно изыскивает повод для запрета в нашей стране книг всемирно известного турецкого богослова и просветителя Саида Нурcи.
Его произведения читают во всем мире уже почти сто лет, а в России — на протяжении последних пятнадцати лет. Существуют десятки миллионов экземпляров работ этого автора на сорока различных языках, и ни в одной стране ни разу не было зафиксировано со стороны их читателей каких-либо противоправных действий или экстремистских высказываний, подрывающих общественный порядок и согласие. Тем не менее, наша бдительная прокуратура, вопреки очевидным фактам и здравому смыслу, углядела в книгах Нури опасность и выдвинула против них обвинение по ст. 282 ,ч.1 УК РФ (о разжигании религиозной и расовой вражды и розни).
В связи с проходящими в настоящее время судебными слушаниями по запрету трудов Нури в России вебсайт Islamnews. ru пишет: "Похоже, что установка на запрет богословской литературы взяла верх над объективным судебным процессом. Во-первых, слушания проходят в закрытом режиме… Все доводы защиты и приобщаемые к делу документы и экспертные заключения попросту игнорируются".
В пользу безосновательности обвинений высказался председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин. Научно-экспертная комиссия при Совете муфтиев России опровергла наличие в книгах С. Нурси "пропаганды, призывающей к ущемлению в правах иноверцев или атеистов", и то, что книги Саида Нурси призывают к экстремистской деятельности. Схожая оценка сделана в заявлении Центрального духовного управления мусульман России.
В письме из министерства внутренних дел Турции подчеркивается, что эти книги не считаются в Турции экстремистской литературой.
Как отмечается в официальном письме Организации Исламская конференция (ОИК), в произведениях "не встречаются выражения, которые можно было принять за оскорбление и проявление враждебности в отношении религии, отличной от ислама".
Международный исламский университет Малайзии назвал Саида Нурси человеком мысли, любви, мира, рациональности и диалога… В заключении профессора университета "Аль-Азхар" доктора Абдуль-Рахима сказано, что книги С. Нурси носят просветительский характер, учат вере. Верующий человек, понимающий, что его ждет спрос за все дела, которые он совершает в этом мире, не будет делать никому зла.
На последнем слушании к делу были приобщены заключения доктора политических наук, ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина, заключение авторитетного российского востоковеда Леонида Сюкияйнена, а также ученых Сибирской Академии наук. Но… и эти приобщенные документы, как и выступления свидетелей защиты, не произвели на судей никакого эффекта.
Показательно, что в ходе всего следствия последовательно игнорировалось мнение как простых мусульман, так и авторитетных в России и во всем мире богословов. В данный момент весь мир наблюдает за этим процессом, в том числе и в ОИК, в Международном университете Аль-Азхар, в странах, где десятки миллионов людей являются последователями духовного пути мусульманского мыслителя (Саида Нурси)…
Как отметил муфтий Азиатской части России Нафигулла Аширов, "в случае запрета, учитывая, что в защиту этих книг выступили ученые всемирно известного университета "Аль-Азхар", министерства по делам ислама Турции, экспертного совета Организации Исламская конференция, а также всех Духовных центров мусульман России, последствия для нашей страны, могут быть весьма серьезными. Во-первых, пострадает имидж России во всем исламском мире, а также будут поставлены под удар усилия государства и президента РФ на международной арене. Во-вторых, учитывая, что эти книги считаются разрешенными во всех демократических странах, наша страна вновь предстанет в глазах цивилизованного мира неким динозавром застойного периода СССР".
Будем все же надеяться, что восторжествует здравый смысл, судейские чиновники перестанут, наконец, искать крамолу в богословских сочинениях, и террористы останутся без подарка от российского суда.
Избрание Саркози новым президентом Франции больше всего, пожалуй, приветствовалось в США и Израиле. Что касается исламского мира, то там отнеслись к этой новости, мягко говоря, довольно сдержанно. По мнению большинства арабских комментаторов, французская внешняя политика станет теперь более проамериканской и произраильской. Очевидно, имеются некоторые основания для такого мнения, и дело вовсе не в том, что дед Саркози по материнской линии — греческий еврей, на что почему-то считают нужным обращать особое внимание в исламских странах. О его взглядах, наверное, лучше судить по прошлым делам и высказываниям. Например, выступая несколько лет назад в Американском еврейском комитете, он признавался: "Во Франции меня многие называют "американец Саркози", и я этим горжусь. Я — человек действия, и я делаю то, что говорю и стараюсь быть прагматиком. Я действительно разделяю многие американские ценности".
Тем не менее, сегодня никто точно не знает, каким президентом будет Николя Саркози. Несомненно, что он весьма талантлив, жесток и эффективен. Как верно отмечает знаток французских дел журналист Лев Бруни, подобно всем талантливым политикам, Саркози "умеет делать идеальные коктейли, смешивая одному ему известные доли философии и оппортунизма, прагматизма и цинизма, амбиций и ответственности", и уже только поэтому от него можно ожидать многого, в том числе и неожиданного.
1.0x