Авторский блог Максим Калашников 03:00 8 мая 2007

МЕЖДУ «ДИКТАТУРОЙ РАЗВИТИЯ» И ЛАТАНИЕМ ДЫР

№19 (703) от 09 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Максим Калашников
МЕЖДУ «ДИКТАТУРОЙ РАЗВИТИЯ» И ЛАТАНИЕМ ДЫР
Федеральное послание-2007 обозначает перспективные очаги системного кризиса в России
Президентское послание, прочитанное Владимиром Путиным 27 апреля 2007 года, можно считать едва завуалированным сигналом тревоги. Глава государства обозначил самые острые проблемы, с коими столкнется власть в ближайшее время. Демографический кризис, старение населения, жилищно-коммунальные бедствия и энергетика — всё это потребует решительного перехода к нелиберальной, плановой экономике. В противном случае страна перейдет в режим постоянной борьбы с чрезвычайными ситуациями.
Вот только сможет ли нынешняя элита совершить такой переход?
НЕПРИЯТНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Первую декаду нового века для РФ можно считать ухудшенным аналогом советских 1970-х годов. В том и другом случае потоки нефтяных сверхприбылей не послужили качественному скачку в развитии страны, покрыли собой провалы и ошибки в управлении ею. Подобно тому, как благодушие и беспечность верхов в семидесятые привели Советский Союз к острому системному кризису в 1980-е годы, теперь нечто подобное ждет и Росфедерацию. Только в более опасной и острой форме. Так что следует ждать новых ускорения и перестройки.
Переборет ли новый системный кризис РФ? Ведь создавалось оное государство как весьма закрытый клуб высшей "элиты", получающей сверхприбыли от вывоза из страны нефти и газа (сырья), оторванной от "лишней биомассы" — остального, нищего населения Росфедерации. С точки зрения высших, оно только потребляет доходы от экспорта сырья, уменьшая барыши "элиты". А потому последняя объективно заинтересована в сокращении бесполезного населения. Кроме того, государственная машина РФ пронизана коррупцией — а посему органически неспособна организовать настоящее развитие страны.
Любая позитивная стратегия, нацеленная на развитие РФ, требует радикальной смены правящих элит. Они слишком привыкли жить за счет сырьевого экспорта и присвоения бюджетных средств.
Объективно Путин получил тяжелое наследство. И оно, увы, никуда не делось. Централизовав доходы от экспорта энергоносителей, Путин не сумел радикально изменить правящий класс и его привычки. Последствия же господства "элиты", пораженной нефтесырьевыми и коррупционными "бациллами", уже обозначились.
Сегодня тяжелые проблемы обступили нас со всех сторон. Каждая из них — смертельна. Каждая связана со всеми другими. Их невозможно решить по отдельности. Необходим проработанный общегосударственный план. В противном случае элите ради сохранения доступа к нефтесырьевым доходам придется бросать громадные деньги на "затыкание дыр", обрекая РФ на безнадежный застой. Что, в конце концов, приведет к обрушению страны.
Пример? Хотя бы оглашенная Путиным проблема жилищной сферы и коммунального хозяйства.
СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНЫЙ ТУПИК
Первая опасность очевидна: жилищная катастрофа. В РФ грядет массированный выход из строя домов постройки 1950-70-х годов. С 1991 года безбожно срывались нормы их ремонта и модернизации. Теперь все это грозит превратится в трущобы. Кроме того, жилищный фонд тех лет постройки отличается крайней энергорасточительностью, неэкономичностью. И теперь пошел сплошной переход старых домов в разряд аварийных.
"...Правительство в 2007 году запланировало на расселение ветхого и аварийного жилья всего 1 миллиард рублей. Я помню, когда мы начинали заниматься этой темой, сначала вообще было, по-моему, в 2004 году 300 миллионов, потом по миллиарду выделяли, в этом году — опять миллиард. Немногим больше тратят на эти цели и местные власти, хотя это их прямая обязанность. И сейчас хочу вернуться к тому, что сказал выше: в шесть раз увеличились бюджеты.
Считаю, что средства на ремонт надо выделить в достаточном объеме, но все-таки в разовом порядке, для того чтобы запустить сам механизм создания объединений эффективных собственников жилья. А вот расселение аварийного фонда должно, конечно, стать долгосрочной программой, которая переломила бы неблагоприятные тенденции в этой сфере и помогла бы миллионам граждан России решить свои жилищные проблемы..." — заявил В.Путин.
Каковы же масштабы проблемы? Авторы исследования "Дом в России" (2003-2004) А.Кривов и Ю.Крупнов считают, что уже в ближайшее время выбывать из строя по ветхости будет жилья в 2-3 раза больше, чем строится нового. К 2010 г. в ветхом жилье окажется от 3 до 5 миллионов семей. На 2003 год в разряде ветхого числилось 90 миллионов квадратных метров жилого фонда, еще 300 миллионов — пребывало на грани перехода в категорию изношенного. Кризис постигает старую систему урабанизации: когда подавляющее большинство граждан РФ вынуждено жить в многоэтажных городах (всего 1,5% площади Федерации), пользуясь дико неэкономичными и дорогими системами централизованого жизнеобеспечения. Это пахнет наступлением времени "коммунального тоталитаризма".
Из текста Федерального послания-2007:
"...Считаю, что для эффективной работы по реформированию ЖКХ необходимо создать специальный фонд — в объеме не менее 250 миллиардов рублей: на программу переселения граждан из аварийного жилья выделить не менее 100 миллиардов рублей — хочу обратить внимание, это в 20 раз больше, чем в предыдущие годы; на ремонт жилищного фонда направить не менее 150 миллиардов рублей. Ранее из федерального бюджета мы на эти цели вообще не выделяли средств.
В управлении этим фондом должны принять участие не только представители Правительства, но и парламента, и общественных организаций. Учитывая и остроту проблемы, и значительный размер выделяемых ресурсов, фондом должна быть подготовлена программа, рассчитанная на четыре-пять лет. Эту программу нужно нацелить на стимулирование реформ жилищно-коммунального хозяйства и помощь конкретным людям.
Рассчитываю на надежный контроль за расходованием этих средств со стороны депутатов всех уровней — обращаюсь к вам с этой просьбой, надеюсь на контроль со стороны средств массовой информации, общественности. При этом подчеркну: ответственность с органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления никто не снимает..."
Иными словами, речь идет о создании особого фонда для борьбы с возможной "катастрофой трущоб" — примерно в 10 миллиардов долларов по нынешнему курсу. Но его явно не хватит: масштабы бедствия намного больше. (Мы не говорим уж о проценте, что достанется казнокрадам). По самым скромным подсчетам, в 2010-х годах расселение людей из полумиллиарда квадратных метров ветхого и аварийного жилья (при нынешних технологиях панельного домостроительства) обойдется в 250 миллиардов долларов по нынешнему курсу. Если добавить сюда необходимость создания систем жизнеобеспечения, то цифру можно смело поднимать до 0,4 триллиона "у.е.". Жилье и ЖКХ на глазах превращаются в "черную дыру" для государственных финансов. Ассигнуемые сюда 10 миллиардов — так, затравка.
Но обратите внимание: предлагаемое Путиным — лишь полумера, паллиатив. Лишь отсрочка катастрофы. Что значат оглашенные В.В.П. планы либерально-рыночно "разово помочь" товариществам собственников жилья? Всё равно, что дать льготные кредиты убыточным колхозам в 80-е годы: деньги кончатся — и колхозы снова впадут в долги. Потому что не уничтожились причины убыточности. Ведь граждане РФ, даже если их дома и отремонтируют за казенный счет, всё равно продолжат жить в невероятно дорогих в эксплуатации, энергорасточительных зданиях. А сие, по меткому выражению Кривова и Крупнова, все равно, что использовать пожирающий тонны горючего бронетранспортер в роли семейной малолитражки. Содержать жилищный фонд за свой счет граждане РФ не смогут: они бедны. При нынешней либерально-рыночной политике (и с официальным курсом вхождения в ВТО) радикально поднять зарплаты в частном и государственном секторах невозможно. Кроме того, многоэтажно-многоквартирные дома по определению разобщают жильцов, не дают возможности для создания дееспособных общин.
Понятно, что РФ вскоре после "разовой помощи" снова влетит в жилищную катастрофу. Ее причиной станет "либеральный кретинизм" — попытка государства переложить содержание неэкономичных домов на плечи их жильцов.
ПОЛУЧИТСЯ ЛИ СТРОИТЬ БОЛЬШЕ?
Но, может быть, государству удастся строить больше нового жилья — и тем предотвратить трущобную напасть?
Путин в послании-2007 назвал цифру ежегодного ввода в строй нового жилья, которой нужно достичь в 2010 г. — 80 млн. квадратных метров ежегодно. Но это, простите, показатели советской Росфедерации (республики в составе СССР) 1989 года! По сути дела, мы возвратимся к достижению двадцатилетней давности, что совершенно недостаточно. Понимая это, Владимир Путин заявил:
"...То, что считалось достижением при советской власти, уже не будет соответствовать потребностям даже в среднесрочной перспективе. Требуется как минимум предусмотреть этот рост до 100-130 миллионов квадратных метров в год, а по-хорошему — строить не меньше одного квадратного метра жилья в год на каждого гражданина России..." То есть — около 140 миллионов "квадратов" в год. Столько же, сколько весь СССР в начале 80-х годов.
Но справится ли РФ с такой задачей? Ведь нынче имеющиеся мощности позволяют строить не более 65 млн. квадратных метров. Стройиндустрия изношена на 60%. Она устарела и морально.
Бывший глава Госсстроя СССР Юрий Баталин вспоминает, как в 1987 г. его ведомство поставило задачу: к 1990 г. выйти на 160-170 миллионов квадратных метров вводимого в год жилья (во всем Союзе), а к 1995 г. — достичь рубежа в 230-250 миллионов. Ради этого разворачивалась обширная программа создания новой строительной индустрии, осваивались передовые технологии. Всего за год соорудили Ржевский завод башенных кранов, а затем новым скоростным способом поднялся "Волгоцеммаш" — производитель оборудования для выпуска ячеистого бетона. В практику отделки домов внедрялись полимеры. Расширили продажу строительных материалов частным лицам — стройте сами. Сняли ограничения на участие в жилищных кооперативах, вовлекая в процесс сбережения народа (тогда они еще были, не успев сгореть в начале 1992 г.). Более того, возникла мысль потребовать с Западной Германии особую плату за воссоединение с Восточной и вывод оттуда наших войск: соорудить в СССР мощные предприятия домостроения и строительных материалов...
Увы, все эти планы рухнули под напром государственного хаоса, когда власть в Москве отпустила вожжи и начала играть в демократию.
Можно ли повторить советскую попытку сегодня? Увы, нет. Больше нельзя рассчитывать на огромные вложения из бюджета. Да и германский шанс упущенным оказался. Приходится работать на меньших средствах. Да еще и с индустриальной базой, сильно разрушенной треклятыми 90-ми годами. Сколько цементных и домостроительных заводов позакрывалось!
Уже в 2007 году экспертами рынка прогнозируется дефицит, например, цемента до 5%, к 2010 году — до 10-11%. Активное жилищное строительство ведется лишь в 17-20 регионах России, где имеются домостроительные комбинаты и производства стройматериалов. Более того, 70% строительных мощностей сконцентрированы в европейской части страны. На Дальнем Востоке их вообще нет.
Обойтись в этих условиях просто раздачей денег "на ипотеку" уже невозможно. Сначала наша власть попробовала запустить национальный проект "Доступное жилье", не строя новой промышленности под него. Мол, бросим денежки на ипотеку для народа — и все само собой наладится. Не вышло.
Денег дали больше — а нормального, неэлитного жилья строится по-прежнему мало. Добились только острой нехватки обычных квартир на рынке и роста цен на них. Люди закладывают свои прежние квартиры, берут кредиты — и оказывается, что за это время цены снова выросли. Денег опять не хватает! Об этом 1 августа 2006 г. шла речь на совещании первого вице-премьера Дмитрия Медведева с главами четырех приволжских регионов. Выяснилось, что не хватает квартир даже самого невзыскательного типа — "хрущевского".
Но в послании В.Путина нет ни слова ни о том, что нужно создавать новую строительную промышленность, ни о том, сколько она будет стоить. А ведь речь идет о многих десятках миллиардах "у.е." Это при том, что громадные вложения одновременно нужны и в газовую промышленность, и в электроэнергетику, и в транспорт, и в ядерный комплекс. Хватит ли ресурсов? Хватит ли рабочих рук? Одновременно с угрозой трущобной болезни страна сталкивается и с последствиями острейшего демографического кризиса. Работать в 2010-х годах должны люди начала 90-х годов рождения. А ведь в это время детей в РФ появлялось на свет катастрофически мало.
НУЖНА НОВАЯ УРБАНИЗАЦИЯ!
Возможный выход напрашивается почти сам собой: нужно переходить на строительство малоэтажных энергоэффективных домов. В идеале — на одну семью (ибо это приведет и к повышению рождаемости). Причем домов, которые строятся за считанные дни, а не по полгода-год, как нынче. И обходятся не по тысяче долларов за квадратный метр по себестоимости, а по 200-500, не более. (Расчет Минрегионразвития — не более 17 тысяч рублей). Так, чтобы люди и государство могли реально заказывать много жилья — и при этом могли бы в состоянии его содержать на свои доходы.
Для этого требуется строить предприятия по производству строительных деталей из дерева и керамики, из "сэндвичей", полимерно-бетонных смесей и т.д. То есть по максимуму уходить от цемента и железобетонных плит.
Такой путь "новой градостроительной революции" предлагают сегодня и Кривов с Крупновым, и созданная при журнале "Эксперт" группа "Российский дом будущего". Но по размаху это должно быть сродни сталинским пятилеткам 30-х годов! Юрий Крупнов говорит о том, что для этого необходимо создать Министерство градостроительства с диктаторскими полномочиями, которое держало бы в руках и огромные деньги на реализацию программы, и земли для раздачи под участки строительства. Ни о чем подобном в послании мы не услышали.
Переход к малоэтажной застройке придется начинать с окраин городов. Стало быть, необходимо снабдить новые "усадебные районы" трассами скоростного общественного транспорта. И не обязательно импортными монорельсами: можно использовать и отечественную, недорогую технологию "струнных трасс" Юницкого. Кроме того, новые поселения нужно располагать вдоль магистральных авто- и железнодорожных путей, вдоль линий трасс еще несуществующих видов скоростного транспорта. И совместить их с постройкой предприятий новой промышленности (взамен старой, неконкурентоспособной): технопарков, агрополисов, новых университетских центров и т.д. Так, чтобы обеспечить людей высокооплачиваемой работой.
Одновременно нужна четкая программа построения нового жилищно-коммунального хозяйства взамен нынешнего, разваливающегося. Уже сегодня нужно отобрать технологии децентрализованного энергообеспечения, водоснабжения, очистки сточных вод и утилизации отходов. Но государство сегодня этим практически не занимается. Оно упорно делает вид, что нужно лишь ассигновать побольше денег. Но куда их тратить?
Всё это (новая урбанизация в увязке с демографической политикой, создание новой стройиндустрии, развитие транспортных сетей и новой промышленности, создание нового ЖКХ и сетей "экономики знаний") требует сведения в один грандиозный, взаимоувязанный План Развития. Во что-то, подобное сталинским пятилеткам. Кроме того, в том же плане нужно увязать планы развития большой энергетики, атомпрома, ВПК, машиностроения всех видов, химпрома, сельского хозяйства, металлургии, нефтегазовой и угольной отраслей, миграционной, демографической и социальной политик. Тут же необходимо выработать генеральные планы развития всех городов, планы регионального развития, планы создания новых очагов роста (например, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Северо-Западе и в Подмосковье) — и тоже интегрировать их в Большой План.
Но разве нынешние власти РФ делают что-то похожее? Пока, если судить по президентскому посланию, принимаются какие-то разрозненные планы. Отдельно — бюджет РФ на три года. Отдельно — пятилетка для сельского хозяйства. Отдельно — нацпроект "Доступное жилье". Добавим, что в свои плановые игры стали играть атомщики и электроэнергетики, газовики и нефтяники. Свои планы есть у оборонщиков и армейцев, у рыбаков и авиастроителей, у железнодорожников и у регионов. Стоит измениться тарифам, ценам на стойматериалы — и все пойдет прахом. В РФ нет аналога Госплана СССР. Минэкономразвития слишком маломощно. Нынешний госаппарат явно не справится со столько сложными взаимопереплетенными задачами.
Не кончится ли это гигантской неразберихой с несогласованностью — после чего все сии планы, сломав друг друга, полетят к черту? И хватит ли стране средств на решение проблем "новых 80-х"?
Одна борьба с жилищно-коммунальной катастрофой обойдется Росфедерации 2010-х годов 0,4 триллиона долларов. Но в своем послании В.Путин обозначил и другие проблемные "зоны".
Прежде всего — электроэнергетику. В Послании речь идет о вложении почти полутриллиона долларов в одну только эту отрасль!
Еще одно "узкое место" — необходимость спасать от банкротства пенсионную систему РФ. В 2010-е в стране окажется слишком много стариков, но чересчур мало молодых и трудоспособных. В послании В.Путин сообщил, что Фонд будущих поколений РФ фактически переименуется в Фонд национального благосостояния — и будет истрачен на пенсионную систему, на стимулирование накопительной системы. По принципу: "На каждую тысячу рублей, положенных гражданином в копилку, государство дает свою тысячу". Таким образом, деньги Фонда будущих поколений не пойдут на вложения в прорывные мегапроекты экономического и научно-технического развития. И тут ничего не попишешь: нельзя обрекать стариков на смерть. Спасение пенсионной системы, судя по всему, потребует трат не менее, чем в 200 миллиардов "у.е."
Но есть и еще "мелочи". Например, нужны вложения в газо- и нефтедобычу. Дефицит газа в стране — уже налицо. Равно как и необходимость "Газпрома" платить за взятые на Западе кредиты. Прибавьте сюда освоение новых месторождений на шельфе арктических морей и в Восточной Сибири — на круг выйдет не менее 200 миллиардов долларов. Есть еще поставленная В.Путиным задача: перерабатывать всю добытую в РФ нефть дома. Но сегодня при добыче 480 милн. тонн "черного золота" мощности по ее переработке — только 265 млн. т. Строительство новых нефтеочистительных заводов потребует еще 65-75 млрд. "у.е." Приплюсуйте сюда угольные инвестиции — и окажется, что только на добычу ископаемого топлива придется потратить не менее 300 миллиардов долларов, причем в самое ближайшее время.
А спасение страны от физического развала железнодорожного транспорта? Глава "РЖД" В.Якунин 10 апреля 2007 г. испросил у президента Путина решения: вложить в железные дороги из кармана государства около 5 триллионов рублей до 2030 года. Это — еще примерно 19 миллиардов долларов по текущему курсу на тот момент.
А еще — необходимость выплачивать внешние долги, наделанные при Горбачеве и Ельцине (причем бездарно разворованные). Сложите сие с необходимостью вложить еще десятки миллиардов в авиапром и судостроение, в программы спасения "оборонки" и машиностроения, космоса и ядерного комплекса. (Планируется, что в 2007-17 гг. только на закупки нового оружия РФ отпустит около 5 трлн. рублей, т.е. еще почти 200 млрд. долл.). Энных сумм инвестиций потребуют водные пути сообщения, трубопроводы, порты, автодороги, проводная связь. Что-то нужно потратить на повышение рождаемости и снижение смертности — во избежание демографической катастрофы. Итоговые цифры необходимых затрат в 2010-е годы подбираются к 2 триллионам "условных единиц" как минимум!
Найдутся ли такие деньги? Понятно, что здесь считаются и государственные, и негосударственные вложения. Но инвестиционные ресурсы что РФ, что мира ограничены. У страны есть серьезные конкуренты в борьбе за денежки инвесторов и кредиторов: крупнейший импортер капиталов — США, бурно растущий Китай. А также — Индия, Бразилия, Малайзия. Все они могут предложить проекты инвестиций с нормами прибыли гораздо большими, чем российские проекты. Там климат получше, порядка в госаппарате больше, затраты на рабочую силу ниже. Конкурентом РФ за инвесторов становится и Евросоюз: ему в 2010-е годы предстоит грандиозная реконструкция энергетики и инфраструктуры.
Добавим сюда привычки российской "элиты": она продолжает вывозить капитал из страны рекордными темпами, выключая его из процессов развития РФ. По данным Банка международных расчетов, в первом полугодии 2006 года из Росфедерации вывели рекордный объем денег: 60 миллиардов долларов — против 67 млрд. за весь 2005 г. В то же самое время, все инвестиции в основной капитал РФ составили всего 43,5 млрд. — почти в полтора раза меньше того, что было вывезено.
Вот почему послание президента РФ-2007 есть не что иное, как тревожная сирена. Которая рискует очень скоро перейти в сигнал бедствия.
ДИКТАТУРА, КАК И БЫЛО СКАЗАНО
Вывод напрашивается сам собой: РФ 2010-х годов в любом случае будет нелиберальной диктатурой. Росфедерация в ее нынешнем виде не сможет решить грандиозных задач, встающих перед ней в суровые 2010-е годы.
Весь вопрос в том, какой вид примет грядущая жесткая диктатура? Станет ли она диктатурой мобилизации и развития — или диктатурой "латания дыр", окончательной деградации.
В первом случае РФ придется перейти на пятилетние планы развития, умело сочетая рыночные и плановые механизмы развития. Ей предостоит заменить правящую элиту на более способных людей, решительно пресечь необоснованный вывоз капиталов. Сделать ставку на научно-технический прогресс ради сокращения затрат. Придется вспомнить комплексный подход: когда, например, программа строительства новых мощностей в электроэнергетике строго увязывается с планами энергосбережения (чего, увы, не обнаружилось в послании-2007).
Во втором случае элита остается прежней, государственное управление — столь же неэффективным и коррупционным. Огромные средства исчезают в разнобое разрозненных проектов, программ и планов развития, "проваливаются" в стыки между ведомствами. Разворовываются чиновничеством и частными подрядчиками — как в России царских и ельцинских времен. В таком случае становится реальным ночной кошмар: РФ полностью прекращает развитие. Вспышки социального протеста жестоко подавляются полицейским аппаратом. Оппозиционная политическая деятельность жестоко подавляется. Страна может забыть о космосе, развитии авиации, о перевооружении армии. Под нож пойдут мечты о современной системе образования, планы повышения рождаемости. (Денег на все это не будет!) Запустение и разорение ожидают Дальний Восток РФ.
В конце концов, всё завершается революцией и распадом страны. Но выбор между разными вариантами будущего нам предстоит делать уже сегодня.

26 марта 2024
19 апреля 2024
23 апреля 2024
1.0x