№18 (702) от 02 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Евгений Нефёдов
ЛИК ГРЯДУЩЕГО
На фоне серьёзных цифр и задач, перечисленных в президентском Послании и касающихся проблем актуальных, сегодняшних, взгляд докладчика в будущее России простерся, однако, чуть далее рамок финального "лирического отступления". Если разделы, посвящённые экономике, были просто перенасыщены ласкающими слух благостными обещаниями (публика через каждую почти фразу аплодировала им так, словно это были уже реально достигнутые успехи) — то завтрашний день России в части побед духовных просматривался как-то скромнее.
Нельзя же, на самом деле, предполагать, чтобы такая неординарная мысль, как создание в светлом грядущем величественной библиотеки имени Ельцина, вынашивалась далеко загодя, ещё до кончины великого книгочея и пламенного радетеля об отечественной словесности… Того самого, который именовал "фашистской" русскую патриотическую газету "День", а её главного редактора, известнейшего русского писателя, клеймил как "красно-коричневого"…
Кстати, а как, например, называли бы люди будущего, случись и впрямь такой казус с названием, эту самую библиотеку — скажем, если по аналогии с "Ленинкой"? Не иначе — "Ельцинкой". Но это было бы уже несколько ближе к "Путинке", напитку популярному, но вряд ли несущему в массы энергию просвещения и духовности, созидательный творческий порыв… И вообще, не логичней ли было бы увековечить память усопшего, допустим, на эмблеме теннисной федерации, коль уж нельзя это сделать на арке моста через подмосковную речку либо на вывеске, под которой бежали бы вдаль, в то самое будущее, так и не востребованные легендарные рельсы…
Так вот, всё о том же будущем. Конечно, и впечатляющие объемы вложений в возрождение страны, и экзотические нанотехнологии в Послании в должной мере упоминались — и это отрадно, но всё-таки образ грядущего великой Державы вбирает в себя не только аспекты хозяйственного развития и научно-технического прогресса. Какой строй мы всё-таки выбираем, какую идеологию исповедуем, какие знамёна вздымаем, а каким и зачем проводим ревизию? Россия — земля вековых традиций правдоискательства, совершенствования человеческой души, поиска такого уклада жизни, который отвечал бы чаяниям всех слоёв общества, — в чём, казалось бы, и должен состоять сейчас главный смысл всех реформ и переустройств. В Послании же, как показалось на слух да и по прочтении текста, вместо предметного размышления об этом мучительном и необходимом пути, этом выстраданном народом "общем деле", вдруг прозвучала едва ль не ирония в адрес "старинной русской народной забавы" — поиска русской национальной идеи… И это — из уст, которые поначалу как будто искренне и возвышенно говорили о годе русского языка, сожалели о кризисе русской культуры и литературы, осудили посягательство чужаков на наши духовные, нравственные устои…
Может, и с этой самой "забавой" у говорившего тоже вышел экспромт? Или же первую часть его речи помогали готовить одни, а вторую — совсем другие "спичрайтеры", для которых понятие русской национальной идеи упорно не вписывается в образ будущего, уготованного стране и народу? То ли дело абстрактные "общечеловеческие ценности" или лукаво толкуемые "права человека"! Но это мы уже вроде прошли… А вот "забаву", вбирающую в себя ни больше ни меньше как определение предназначения в мире России и русских и способ реализации этой миссии, — нисколько не "забавляясь", осмысливали Пушкин, Достоевский, Толстой и Ильин, десятки других писателей, учёных, философов, объединенных заботой о судьбах России, а не только возможным солидным каталогом библиотеки имени разрушителя Отечества.
И потом, в Послании всё-таки справедливо порицались любые проявления некорректного отношения к какой бы то ни было нации — но следом зачем-то о русской национальной идее, этой заветной и негасимой "русской мечте", было сказано так, как, увы, было сказано… А пишущая и вещающая братия — кто всерьёз, а кто и с ухмылкой — тут же привычно провозгласила: Президент, наконец, нашёл для России национальную идею — изучать и выполнять его Послания всех лет!…
Оно бы, может, и так, если бы суть рывка в будущее заключало в себе не "лирическое отступление" — а "лирическое наступление"!
1.0x