Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 1 мая 2007

«ДА!» — РАЗВИТИЮ

№18 (702) от 02 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Денис Тукмаков
«ДА!» — РАЗВИТИЮ

При Борисе Ельцине в России наступил конец истории. Оказалось извращено само понятие "цивилизационного развития", всегда означавшее строительство городов и заводов, создание новых отраслей и производств — оно стало трактоваться исключительно в терминах "роста демократизации" и "динамики цен на нефть".
Путину понадобились два президентских срока, чтобы в апреле 2007-го сполна озвучить долгожданную идею развития. Путинское послание свидетельствует: спрос нации на цивилизационное развитие услышан и осознан властью, переложен на язык президентских указов и строк в госбюджете.
Президент говорил о ныне действующих национальных проектах как организационных формах государственного развития и об институте вновь создаваемых отраслевых корпораций как очагах возрождения. При этом на целый ряд проектов будут направлены не только "частные инвестиции" (подчас мифические), а средства из Стабфонда, к расконсервации которого так долго призывали все вменяемые экономисты.
Видеть в нацпроектах сплошной предвыборный пиар власти ошибочно — для общественного спокойствия и достижения необходимых результатов на выборах в декабре-07 и марте-08 государству вполне достаточно иметь преданные СМИ и не менее надежный ОМОН. "Совершенно неоправданная", с точки зрения пиара и рейтингов, трата сил и средств на целых четыре нацпроекта подтверждает: власть и вправду озаботилась масштабной "рекультивацией" медицины, образования, здравоохранения и жилищного сектора.
Причем это выглядит не просто "тупым вбухиванием денег" или "латанием дыр". Когда президент страны в послании нации говорит про "ручное управление нацпроектами", их "инновационную направленность" и "внедрение самых передовых технологий", всё это волей-неволей заставляет государственный механизм "крутиться" в требуемом направлении, а не просто "башлять бабки".
Но действительно прорывным решением Путина является идея вычленения из Стабфонда "Фонда национального благосостояния" и немедленного направления средств из него в конкретные проекты. Прежде всего будут образованы т.н. "институты развития" — Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания и др. — на создание которых уже в 2007 году будет направлено 300 млрд. рублей.
Эти институты, в свою очередь, будут финансировать проекты развития, устранять "инфраструктурные ограничения роста" и создавать "высокотехнологичные промышленные производства". Приоритет здесь отдан электроэнергетике. Путин провозгласил "вторую масштабную электрификацию страны". "К 2020 году необходимо увеличить на 2/3 производство электроэнергии в России. Для этого государством и частными компаниями будет проинвестировано порядка 12 триллионов рублей". Поставлена задача построить в ближайшие 12 лет 26 атомных энергоблоков. С этой целью будет создана специальная корпорация, объединяющая предприятия атомной энергетики и промышленности. Возобновится строительство новых ГЭС, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке, будет "увеличена доля угольной генерации нового поколения".
Отдельным проектом развития станет развитие эффективной транспортной системы по всей стране, причем не только дорожной сети, но и железнодорожных, воздушных, водных путей сообщения. Особое внимание будет уделено строительству новых аэропортных центров и новых морских судов.
Целым нацпроектом станет строительство второй линии Волго-Донского и модернизация Волго-Балтийского каналов. Еще один суперпроект связан с обрабатывающей промышленностью, что покончит с унизительной для нашей страны ролью "сырьевого придатка".
"Важным звеном инновационной экономики" названы отрасли, которые еще десять лет назад считались обреченными на вымирание — авиа- и судостроение. В них будут созданы "Объединенные корпорации".
Наконец, особую роль в стратегии развития, по планам Путина, должна сыграть отечественная наука под руководством РАН, с переходом на "пятилетнюю программу фундаментальных исследований", государствен- ными заказами и резким ростом финансирования. Отдельно будет создана Российская корпорация нанотехнологий, которая получит не менее 130 миллиардов рублей.
Пятилетние программы, проектность и централизация ресурсов. "Государственное плечо" и "ручное управление" проектами. Создание корпораций, напоминающих советские министерства. Новый план ГОЭЛРО и масштабное строительство. Долгожданное использование прибылей от продажи углеводородов на благо всей страны… Конечно, всё это блестящие планы, давно назревшие шаги, означающие, по сути, возвращение государства в макроэкономику. Но каждый из этих проектов развития требует кардинального пересмотра нынешней экономической политики в стране. Они невозможны в условиях либерально-монетаристской идеологии, исповедуемой социально-экономическим блоком путинского правительства. Тут уж либо — либо. Или вся президентская риторика будет вскорости похерена в ведомствах Кудрина и Грефа — или же Путин, наконец, дерзнет совершить "кадровую правительственную революцию" и действительно сменит нынешний гибельный экономический курс на концепцию проектного развития.
1.0x