Авторский блог Михаил Делягин 03:00 17 апреля 2007

БЕГЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ

№16 (700) от 18 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Михаил Делягин
БЕГЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ

УРАН И ГАЗ — БУДУЩЕЕ НАШЕЙ ЭНЕРГЕТИКИ
"Сжигать нефть — всё равно что топить ассигнациями". Удорожание нефти сделало эту максиму великого экономиста Менделеева руководством к действию. Но альтернативные источники энергии — от ветряков до растительного топлива — остаются коммерчески эффективными лишь в редких условиях: в бразильской сельве, на голландском ветродуе и под солнцем пустынь. В остальном они дотируются государством — например, через более низкие по сравнению с обычным топливом налоги.
Ключевое значение приобретают газ и атомная энергия. Продвигаемая лоббистами и безграмотными чинушами в очередную редакцию (от ее качества хочется писать на Интернет-сленге — "рЫдакцию", от слова "рыдать") Энергетической стратегии идея замещения газа углем — попытка воплощения в жизнь сатирического лозунга "Феодализм — светлое будущее человечества!"
Забудьте песни о водородной энергетике и торсионных полях: в ближайшем будущем энергию будут давать газ и уран. Мировое потребление газа, по оценкам, будет расти настолько быстрее нефти, что его цены смогут "отвязаться" от нефтяных.
С другой стороны, Китай приступил к беспрецедентной программе развертывания ядерной энергетики. О схожих намерениях заявило руководство Ирана, но ожидаемый удар США разрушит их.
Эта тенденция открывает новые перспективы перед Россией — родиной атомной энергетики и средоточием крупнейших в мире запасов газа, но тупость и корысть бюрократии могут, как мы видели много раз, свести на нет самые благоприятные предпосылки.
Огромные запасы урана, произведенные чудовищной ценой, массовым героизмом советских людей, были по дешевке "загнаны" нашим стратегическим конкурентам — американцам. И сапожник остался без сапог: по оценкам, даже без намеченного роста масштабов потребления, России хватит урана лишь на 5-6 лет. К тому времени нам надо будет либо взять под контроль месторождения урана Средней Азии (прежде всего Таджикистана и Киргизии), либо импортировать его, в том числе и по ценам, сводящим на нет ценовые преимущества атомной энергетики.
Не лучше ситуация и в газодобыче: "Газпром", похоже, превращен в кошелек одной из правящих группировок — а кошельком нельзя бурить. В итоге производство газа растет за счет независимых производителей, но их возможности ограничены.
Результат — политика жестокой экономии. В силу коммерческой мотивации нашего руководства эта экономия служит не развитию страны или росту ее влияния, но прибыли "Газпрома". В 2005-2006 годах потребление относительно дешевого газа сокращалось в СНГ, а сейчас пришло время России. К 2011 году намечено довести внутреннюю цену газа до сегодняшнего уровня наиболее развитых стран Евросоюза (за вычетом транспортных издержек).
Никого не волнует ни то, что как раз к 2011 году цены на энергоносители, включая газ, могут наконец снизиться (тогда российский газ будет стоить России дороже, чем Европе), ни то, что намеченный уровень внутренних цен на газ примерно вдвое выше уровня, определяемого на основе долгосрочных средних издержек "Газпрома" и считающегося даже международными экспертами разумным уровнем цен (этот уровень достигнут как раз в 2007 году). Даже представители глобальных энергетических корпораций вынуждены указывать, что намеченное на 2008-2010 годы удорожание газа будет уничтожать уже не только отсталые, но и эффективные по глобальным меркам производства!
Но голоса здравого смысла, раздающиеся даже с Запада, по-прежнему недоступны для ослепленных ростом дивидендов и капитализации, не говоря уже о скрытых прибылях, государственных лоббистах "Газпрома".
Небрежение собственной газодобычей требует для поддержания экспорта и минимума национального потребления контроля за газом Туркмении и Узбекистана, без которого европейская часть России уже не может существовать.
ВСКРЫТИЕ "ХАРТЛЕНДА"
Преступная политика "редукции" России до границ ХVII, а то и XV веков, де-факто проводимая последние два десятилетия национального предательства даже под самыми патриотичными лозунгами, лишила нашу Родину шанса на восстановление полномасштабного доступа к этим природным богатствам.
Стратегический отказ руководства Турции в середине 90-х от глобальной экспансии на постсоветском пространстве ради роста благосостояния дал России огромный шанс на восстановление влияния в Средней Азии. Увы! — он не был даже осознан, и "вакуум силы" начал заполняться нашими конкурентами.
Импульс этому дало свержение талибов в Афганистане. 11 сентября 2001 года Путин одним телефонным звонком, вовремя поддержав Буша, добился колоссального успеха: президент США узнал, что Россия на его стороне, когда еще не понимал, поддерживает ли его собственная страна.
К сожалению, вслед за телефонным звонком последовали дела — и вместо того, чтобы самим взять в аренду военные базы в Средней Азии, а потом передать их в контролируемую субаренду антиталибской коалиции, наши руководители разрешили прямую передачу военных баз в Средней Азии армиям стран НАТО.
С античных времен известно — вслед за военными идут бизнесмены. Запад повысил темпы освоения Средней Азии, и для его сдерживания была активирована Шанхайская организация сотрудничества — как способ выдавливания Запада китайцами.
В итоге места для российского влияния в жестком соперничестве Запада и Китая почти не осталось, и наше отставание нарастает. На лето еще только планируются переговоры президентов России и Казахстана о создании совместного предприятия по добыче казахстанского урана (не факт, что его не постигнет участь других интеграционных начинаний), — а китайцы уже ведут дорогу, соединяющую Северную Киргизию с Южной и месторождениями урана. На очереди освоение богатых, но труднодоступных таджикских месторождений.
Китаю не нужно, чтобы завтра кто-нибудь пытался взять его за горло ураном так же, как сейчас пытаются взять нефтью! — и он работает, пока российская бюрократия кичливо надувает щеки, а на деле — саботирует даже самые перспективные инициативы.
Ситуация с газом еще хуже.
Идет соперничество между тремя(!) проектами газопроводов в обход России, причем они могут быть реализованы одновременно.
Это газопроводы из Казахстана в Китай, из Казахстана по дну Каспийского моря с продолжением по маршруту "Баку—Тбилиси—Джейхан", а также "Набукко" — по тому же маршруту, но уже из Туркмении. Первый нужен Китаю, второй и третий — Западу, после "зимних войн" российской бюрократии с братскими Украиной и Белоруссией стремящегося к диверсификации источников энергоносителей.
Каждый из этих газопроводов отсекает от России газ Туркмении и Узбекистана. Чтобы сбросить нас в хаос энергетического кризиса, не нужно новаций Чубайса, — достаточно любого из них.
И потому Россия должна объяснить, со всем уважением, что именно поэтому ни одного из них не будет.
Придется помочь Западу осознать, что газопровод в Китай неприемлем для него, и мириться с возможно стимулируемой им хаотизацией Ферганской долины — с размещением баз исламистских боевиков, нацеленных на этот газопровод, на юге Казахстана. Да, это повысит давление радикального ислама и на саму Россию; придется развивать Северный Кавказ и оздоровлять силовые структуры, — а что поделаешь?
И тому же Западу придется объяснять, что любой газопровод по дну Каспийского моря будет уничтожен — иранской ли авиацией, марсианским ли десантом, китайскими ли боевыми пловцами — просто потому, что, пока есть Россия, этого газопровода не будет.
Или, если уж быть болезненно точным, наоборот.
При этом проблемы России в Средней Азии не ограничиваются энергетикой. Так, неспособность российской бюрократии наладить нормальный транзит контейнеров по Транссибу может уже в ближайшие годы превратить Среднюю Азию в глобальный маршрут трансевразийской железнодорожной магистрали в обход России.
Вывод прост: самоизоляционизм для России — такое же плохое лекарство от неурядиц, что и самокастрация для мужчины.
Если мы хотим жить, мы должны возвращаться — возвращать свое утраченное влияние и, соответственно, упущенные прибыли.
ВЫБОР ДЛЯ РОССИИ: СОЮЗ НАЦИЙ ИЛИ АРКТИЧЕСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ
Вернуться в Среднюю Азию непросто.
Простой пример — Туркмения. Похоже, покойный Ниязов по-реформаторски эффективно (чтобы не говорить плохо о покойном) продал весь газ на несколько лет вперед не только "Газпрому", но и Китаю, не говоря уже о европейцах.
Кроме шуток — нам бы в "Газпром" такого красавца.
И сейчас Туркмения ведет большой торг: кому же из покупателей достанутся ее недра.
Бог знает, что предлагают ее новому руководству китайцы. Наверное, модернизацию инфраструктуры, образования и здравоохранения, как в Африке, благодаря чему Ангола в 2006 году опередила Саудовскую Аравию как поставщик нефти в Китай, а западный бизнес начал криком кричать о "зачистках", устроенных ему китайцами на его же "задних дворах".
А вот что предлагают Туркмении американцы и европейцы, примерно понятно — ведь английский язык понятнее китайского, а западные демократии транспарентнее восточных.
Понятно, что в ближайшие два года американцы и их союзники сбегут из Афганистана, оставив его талибам. Известное дело: воевать они умеют; когда Афганистан, Черногория и Израиль войдут в состав России (а Чечня интегрируется в нее), призыв в армию можно будет отменять. И Запад уже наверняка обещает туркменскому руководству военные базы, которые защитят страну от талибов. Покойный Ниязов задабривал их, лечил и привечал, — но оружие неплохо дополняет самую крепкую дружбу.
Второе, что наверняка обещают Туркмении наши конкуренты, — это прогресс по кувейтскому варианту: "Дайте нам контроль за вашим газом, и вам никогда ни о чем не нужно будет заботиться". Модернизация газовой промышленности, колоссальные прибыли (в том числе личные), бурное развитие инфраструктуры, рост уровня жизни народа и всеобщее процветание — и все это в обмен на одну закорючку на документе!
Что же должна предложить Туркмении Россия?
Ответ незатейлив: то же, что предлагают конкуренты, — и намного больше. Девушек, канонизацию, поместье в центре Монако, — что угодно. Всё, что сработает, — потому что речь идет о сохранении России.
С агрессивно-обиженной политикой в стиле Русской Православной Церкви, представляющей собой смесь лозунгов "нам все должны" и "мы лучше всех и потому нас никто не любит", ставшей таким же фирменным знаком российской дипломатии, как отказ от своих союзников, и пресловутое ситуативное реагирование, Россия не сможет предложить Средней Азии ничего. Полоумный и патологически склонный к предательству Плюшкин — негожий жених.
Ситуация усугубляется тем, что Туркмения стала еще одним этапом на общем пути смены постсоветских элит. Люди советского происхождения, связанные с Россией партийно-хозяйственным прошлым, обучением, личными контактами, воспоминаниями, простой сентиментальностью, уступают место людям, сформировавшимся уже в собственных национальных государствах, для которых Россия — уже не "старшая сестра", пусть даже и ненавидимая, а просто один из многих факторов влияния. Это случилось в Туркмении; завтра это случится в Киргизии, Узбекистане и Казахстане.
Российское руководство не видит, что наша страна, ранее находившаяся в эмоциональном фокусе национальных элит, начинает восприниматься рационально и равнодушно. Это не исключает при необходимости показательных истерик в наш адрес, но резко сокращает возможности нашего влияния.
Тем не менее Россия не вправе проиграть "тихую битву" за Туркмению и Среднюю Азию в целом: поражение в ней означает утрату жизненно необходимых для нас энергоносителей и уже не политический, а полноценный энергетический кризис.
В этой борьбе, как и в глобальной конкуренции в целом, нет правил, — а побеждает тот, кто чувствует большую ответственность перед своей страной и умеет претворить ее в конкретные действия.
Россия должна вернуться в Среднюю Азию как субъект политики и вернуть ее себе как ресурс развития, ибо единственная альтернатива — превращение России в никому не нужную приполярную полосу вечной мерзлоты, занятую обслуживанием нескольких изношенных экспортных трубопроводов.
1.0x