Авторский блог Пат Бьюкенен 03:00 17 апреля 2007

ТЕРМИДОР ДЛЯ БУША

№16 (700) от 18 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Патрик Бьюкенен
ТЕРМИДОР ДЛЯ БУША

Автор данной статьи (публикуется в переводе Валентина Пруссакова), посвященной внешнеполитическому курсу нынешней американской администрации, Патрик Бьюкенен был советником президентов Никсона и Рейгана, кандидатом в президенты от Республиканской партии на выборах 1992 и 1996 годов. Им написана широко известная во всем мире книга "Смерть Запада", в которой он, в частности, высказал мнение, что "мы теряем Америку, в которой выросли", и что теперешнее подавляющее преимущество США и Запада перед остальными цивилизациями есть, вполне возможно, признак надвигающейся гибели евро-атлантического сообщества.
По новому календарю, введенному после Французской революции, термидором назывался второй месяц лета. 9 термидора (27 июля) 1794 г. был казнен Робеспьер: на этом завершилась эпоха якобинского террора.
В дальнейшем термидором стали называть переломный момент в ходе любой революции, когда страсть радикализма проходит и наступает затишье. Например, Троцкий считал советским термидором приход к власти Сталина. А сегодня, похоже, мировая демократическая революция Джорджа Буша переживает свой термидор.
Согласно катехизису бушевской революции, свобода едина и неделима. Если демократия не восторжествовала во всем мире, свобода Америки по определению находится под угрозой, и потому мы должны постоянно применять свою мощь, чтобы демократизировать мир, и, как заявил Буш во второй инаугурационной речи, покончить с тиранией на планете.
Никогда еще ни один президент не провозглашал более утопической программы.
Однако в 2006 году в ход событий вмешалась грубая реальность.
Выборы, которые Буш рассматривал как промежуточные этапы на пути установления всемирной демократии повсеместно — от Ближнего Востока до Латинской Америки — обернулись поражениями для Америки. В Египте, Ливане, Палестине и Ираке они фактически привели к победе "Братьев-мусульман", "Хесбаллы", ХАМАСа и Муктады ас-Садра. После свободных выборов в Боливии, Эквадоре и Никарагуа у Уго Чавеса появились три новых союзника; в Перу и Мексике власть едва не досталась радикалам. Латинская Америка переживает настоящий подъем популизма, социализма и антиамериканизма.
После этого наиболее неудачного года за весь срок его пребывания у власти, когда, казалось, всё складывается как против него самого, так и против его страны, президент Буш, очевидно, решился совершить внешнеполитический разворот на 180 градусов.
Поняв, наконец, что будущие выборы на Ближнем Востоке — в регионе, где враждебность к США и их лидеру стала носить характер эпидемии — скорее приведут к власти врагов, чем друзей, Буш, судя по всему, отказался от риторики демократической революции.
Недавно американские чиновники без всяких предварительных условий сели в Багдаде за стол переговоров с представителями Ирана и Сирии, а в апреле госсекретарь Райс должна встретиться с министрами иностранных дел обоих государств. Возможно, иракский вопрос станет не единственной темой переговоров, и обсуждаться будут также все аспекты американо-иранских отношений.
Примерно в то же время генерал Дэвид Петреус (командующий оккупационными силами в Ираке. — прим. перев.) заявил в Багдаде, что каждому, кто изучал историю, ясно, что военного решения таких проблем, как иракская, не существует. Необходимо политическое урегулирование разногласий между разными сторонами. Подобное урегулирование, подчеркнул генерал, невозможно без привлечения некоторых противников США из суннитской общины, с которыми американские войска до сих пор вели бои.
С одобрения США Саудовская Аравия помогла сформировать в Палестине коалиционное правительство из представителей ХАМАСа и ФАТХа. Несмотря на то, что ХАМАС все еще не заявил о готовности выполнить три безоговорочных требования ближневосточного квартета — о признании Израиля, всех прежних палестино-израильских соглашений и отказе от военных методов — путь к дипломатическому урегулированию ближневосточного конфликта все же наметился. Кроме того, на заседании израильского правительства Эхуд Ольмерт неожиданно заявил, что со всей серьезностью отнесется к плану Саудовской Аравии, предусматривающему возвращение Израиля к границам 1967 года в обмен на мир с арабскими странами.
Более того, если исходить из принципа "кадры решают все", перестановки в политическом руководстве, наблюдающиеся с ноября прошлого года, свидетельствуют об изменении курса. Рамсфельд отправлен в отставку, его место занял Роберт Гейтс — один из участников Исследовательской группы по Ираку. Джона Болтона "ушли" с поста постоянного представителя США при ООН. Даг Фейт (бывший заместитель министра обороны, отвечавший за выработку политического курса. — прим. перев.) отбивается от обвинений в том, что он подтасовывал разведывательные данные, чтобы втянуть нас в иракскую войну. Льюис Либби (бывший глава аппарата вице-президента США Чейни; в марте нынешнего года осужден по ряду обвинений по делу о разглашении секретной информации относительно сотрудницы ЦРУ Валерии Плейм. — прим. перев.) теперь уже не серый кардинал Белого дома; ему остается надеяться только на милость президента. Уверяют, что Джордж Буш стал больше прислушиваться к Конди Райс, чем к Дику Чейни.
Похоже на то, что бушевская революция дожила до своего термидора, но это не снимает одного важнейшего вопроса.
Первый пункт доктрины Буша заключается в том, что самые тиранические режимы не должны получить доступа к самому страшному оружию в мире. Пхеньян уже нарушил этот принцип, не понеся никакого наказания. Но остался ли данный постулат в силе применительно к Ирану? Готов ли Буш, в отсутствие дипломатического соглашения с Тегераном о прекращении работ по обогащению урана, покинуть Белый дом, не применив американской военной мощи для ликвидации его ядерной программы?
В связи с этим возникают и другие вопросы. Обладает ли Джордж Буш конституционными полномочиями, позволяющими ему без санкции конгресса отдать приказ о военном ударе по иранским ядерным объектам и прикрывающим их оборонительным силам и средствам? И если Буш обратится за такой санкцией, согласится ли конгресс снова дать ему карт-бланш?
Во всех государствах, ставших главными участниками противостояния на Ближнем Востоке — Сирии, Иране, Израиле и США — есть не только силы, ведущие дело к конфронтации, но и те, кто ищут компромисса, удовлетворяющего минимальные интересы безопасности другой стороны.
Если Буш сумеет заключить сделку, предусматривающую прекращение иранской программы по обогащению урана до того, как она вступит в необратимую стадию, ему, быть может, удастся извлечь хоть что-то ценное из того чудовищного водоворота, который захлестнул Месопотамию.
1.0x