Авторский блог Александр Нотин 03:00 10 апреля 2007

«ЗА НОВЫХ РУССКИХ... ЛЮДЕЙ!»

№15 (699) от 11 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нотин:
«ЗА НОВЫХ РУССКИХ... ЛЮДЕЙ!»
На вопросы «Завтра» отвечает глава инвестиционной группы «Монолит», основатель общественного движения «Переправа»
"ЗАВТРА". Александр Иванович, невзирая на всеобщий культ комфорта и в сегодняшних русских людях присутствует некая отрешенность от всего материального. Можно это назвать особого рода созерцательностью или даже неукорененностью в текущей реальности. Все усилия русских в материальном плане, как правило, сводятся к решению проблем безопасности — это защита рубежей, создание новых видов вооружений и прочее. А вот во всем, что касается благоустройства, прогресса, накопления — мы в этом как-то не очень преуспеваем. Что это, влияние климата, истории или сам наш национальный характер таков изначально? Как практик и как мыслитель, что вы думаете на сей счет?
Александр НОТИН. Здесь важно решить, что понимать под прогрессом и благоустройством? Если бесконтрольно нарастающие факторы потребления и разобщенности — то это прямой путь в могилу. В этом смысле в России сегодня складывается новая, я бы сказал, промыслительная ситуация. Наше так называемое отставание на пути "прогресса" и отрешенность от приземленных ценностей Запада дает, возможно, спасительный шанс в эпоху мирового кризиса.
С другой стороны, русские — это народ Нового завета. Русские интуитивно чувствуют, ощущают: что-то не то творится. Русские хотят, чтобы внешнее совпадало с внутренним. А поскольку этого соединения нет в действительности, то возникает мучительное противоречие. Нежелание женщин рожать, уход мужчин в пьянство и наркотики, всеобщая тяга к саморазрушению — есть стихийный протест, несогласие со смысловым содержанием жизни. Спрашивается, чего ради мы живем? Нам нужны смыслы, высокие смыслы. Нужен путь. Мне кажется, что близок момент, когда мы как народ выработаем оптимальный алгоритм своего существования. Это нас примирит с самими собой и с внешним, материальным миром. Я бы этот процесс назвал началом трезвления. Русские пока находятся в измененном состоянии сознания, но необходимо приходить в себя. Приход в себя, путь к себе. Именно в этих категориях следует говорит о русском будущем, именно это даст нам понимание мира и Бога, позволит воплотить открывшиеся смыслы в новые жизненные формы.
"ЗАВТРА". И все же, есть ощущение, что сегодня мы выбираем между привлекательной и соблазнительной материальной вселенной и небытием. На гамлетовский вопрос русский отвечает — лучше вообще не быть, чем так вот "быть". То есть нам предлагают обустраивать Россию — мыть тротуары с мылом, догонять Португалию и делать какие-то ничтожные накопления в пенсионный фонд. А мы такого не хотим и... вымираем.
А.Н. Идея обустройства России, я думаю, это идея возвращения "на круги своя", способ начать обустраивать мир от себя. И русский человек всей своей жесточайшей, мучительной, страдающей историей подготовлен к этому. Внешний план нам интуитивно не дорог. Тревога, тоска, предчувствие Последних времен, ощущение исторического тупика делает процесс обустройства не пошлой процедурой, но механизмом спасения. Наши жертвы и колоссальные психофизические нагрузки связаны с неким промыслом. Нас ждет освобождение и очищение.
"ЗАВТРА". Александр Иванович, русское слово "предприниматель" — можно расшифровать. Это человек, который идет не вслед обстоятельствам, но как бы упреждая их. Он — успешный, успевающий "упреждатель" жизни. Сам этот образ кажется весьма привлекательным. Но, с другой стороны, мы помним хамоватых "новых русских" в красных пиджаках, видим сегодняшних олигархов, проматывающих миллионы в куршевелях. Что есть предприниматель в сегодняшней России?
А.Н. Не случайно сам термин "новый русский" родился в период смуты. В нем есть какая-то недосказанность, в конце словосочетания стоит невидимый знак вопроса. Спрашивается: новый русский, он кто? Хищник, убийца, или все-таки человек? Народ инстинктивно авансировал предпринимателя возможностью трезвления, возвращения себе звания человека. Этот же знак вопроса, кстати, довлел над всем обществом. Бывшие ученые, выброшенные на улицу высококлассные специалисты — их статус тоже был под вопросом.
На самом деле предприниматели в России — это драгоценный потенциал общества, это и сундук с золотом, на котором сидит власть. Да, многие вышли из криминала, путь многих был извилист. Но, так или иначе, предпринимательство — это призвание, дар. Кому-то Бог дал способность писать романы, а кому-то дар управлять людьми, активами и ситуациями — создавать прибавочную стоимость, физический прирост. Я не сразу понял, что занятие бизнесом — это мое призвание. Некогда я подвизался в науке, занимался языками, был дипломатом на Ближнем Востоке, но нашел себя в сфере предпринимательства. Люди бизнеса — это активные люди, которые не стоят на месте. Это талантливые организаторы, пассионарии, сознательно идущие в своей жизни на риск. Каждый бизнесмен понимает, что может проиграть. В отличии от сегодняшнего чиновника, предприниматель не имеет право на ошибку. Я знаю людей, которые падали и поднимались снова. У таких людей более жесткая шкала требований к себе и к окружающим. Это люди дела. Статистика говорит о том, что такие люди составляют 10-12% от любой нации — не больше. Это ресурс — несомненно.
Другое дело, что большинство этих людей, понимая, что им много дано, не чувствуют никакой ответственности пред Тем, кто их создал такими.
Получая деньги, имущество и власть над другими, они проникаются духом гордыни и нетерпимости. На самом деле успех — это испытание. Некоторые люди его с честью проходят. Те, кто понимает, что не смогут "есть двумя горлами", запихать в себя больше, чем требует разумная достаточность. Способность и возможность работать — великое благо, дарованное свыше. Поэтому избыточная часть средств должна предпринимателем тем или иным способом превращаться в общественное благо. В этом его миссия и высшее призвание. С тех, кому много дано, больше и спрос. Благодеяние — вот, что он должен делать. Но невозможно искренне делать благо другим, не совершив подобного блага в самом себе. Без духовной работы, без покаянного осуждения себя, без очищения и честного взгляда на свою жизнь — ничего не выйдет. Без этого от человека останется только малиновый пиджак и бесплотные цифры на иностранных счетах.
Стоит ли не спать ночами, вести безумную по графику жизнь, ограждать себя охранниками и заборами, чтобы потом, как собака на сене, охранять нажитое, облаивая весь мир.
Жизнь предпринимателя тяжелая, мрачная и опасная. Как и все наше общество, он находится либо в вялотекущем депрессивном состоянии, либо балансирует на грани жесткой депрессии. Ведь испытание адресовано к его личности. Он настолько занят контактами, переговорами и суетой, что, кажется, времени у него нет совершенно. Редкие паузы заливаются вином или иными развлечениями. Возникает фантомное ощущение наполненности жизни и при этом ее полнейшей бессмысленности. Когда люди талантливые от Бога начинают чувствовать бессмысленность жизни, это может завершиться очень трагично. Вплоть до распада личности и суицида. Именно поэтому ощущение сопричастности Промыслу чрезвычайно важно — именно это придает человеку осмысленность. Он получает дополнительные ресурсные возможности — от физических, до интеллектуальных…
Говоря так: если Бог хочет испытать бизнесмена он — посылает ему десять лет спокойной жизни. И дело не в том, что предприниматель расслабляется и теряет чутье. Просто, как правило, Господь так круто изменяет жизнь человека, посылает ему такие испытания, что вдруг в одночасье он со светлой стороны жизни попадает в мрак. И тогда либо он начинает переоценку своей жизни, либо уходит в инобытие — в алкоголь, в наркотики.
"ЗАВТРА". Если мы представим монаха-отшельника, то даже такой путь вовсе не гарантирует духовный переворот, богооткровенное знание. При том, что жизнь монаха расписана по уставу и проходит вдали от соблазнов и суеты мира. Что же ждать от человека, вся суть деятельности которого — бесконечное общение, бумажник его туго набит, а перед его глазами — море соблазнов. Сама повседневная деятельность бизнесмена связана с жесткими конфликтами в отношениях с сотрудниками и с конкурентами. Сплошное искушение! Не кажется ли вам утопичной возможность моментального перерождения Савла в Павла?
А.Н.Да, упомянутое вами чудо по силам лишь Господу. В повседневной жизни — это длинный путь, большая кропотливая работа над собой. Никто не собирается превращать современного бизнесмена в аскета и духовидца. Но духовное делание — возможно. Очищение — необходимо. Некогда я был вне Церкви, ничего не понимал в христианстве, воспринимая только его внешнюю фасадную часть. Сейчас я могу сказать, что жизнь моя радикально изменилась. Курс духовного трезвения привел меня к коренной переоценке ценностей и к порогу веры. Но что интересно, я остался в бизнесе. При этом был обретен некий новый внутренний потенциал, ресурсные возможности, которые раньше оставались недоступными. Появились новые идеи, возникла книга по теории и практике гигиены души, которая может восприниматься по-разному, но это — искренняя книга... При этом, конечно, ясно, что дальнейший успех в этом процессе напрямую связан с испрашиванием помощи у Высшего Сознания. Без Бога — ни до порога, но постоянное волевое усилие-то со стороны человека необходимо. Я сделал вывод, что жить мы должны не для себя, а для дела, для пользы, для общего блага. Думаю, что мой путь ничуть не уникален. Все возможности для того, чтобы помочь человеку начать движение к изменению себя, находятся в нем самом, в факте наличия у него свободной воли. Когда мы волевым усилием начинаем работу над собой, Господь благодарно раскрывает нам наш же потенциал, укрепляет и дает силы для движения вперед, навстречу к Нему. И если человек на деле не желает быть пушинкой и марионеткой в этом мире, хочет быть свободным, то первым его шагом должно быть честное осознание себя как раба своего наносного, искореженного страстями сознания.
"ЗАВТРА". Некоторые бизнесмены переквалифицируются в чиновники. Иногда происходит наоборот. Виной тому — кадровый голод во власти? Или есть другие причины?
А.Н.Доля мелкого и среднего бизнеса в России за последние годы снизилась с 13% до 7%. У нас действуют 400 корпораций, которые между собой разыгрывают "фишки". Получается что-то похожее на игорный дом, куда допущено только 400 игроков с деньгами. Все остальные на улице "отдыхают": в сквериках, на вокзалах. То есть большинство — как бы не у дел. Пока сохраняется такое положение дел — у нас всегда будут проблемы с кадрами. Люди должны работать. Пресловутый Стабфонд девальвируется вместе с долларовой массой, а в стране нет приличных дорог за пределами Московской области. Люди рвутся в перегруженные мегаполисы, вместо того, чтобы работать на местах: строить дороги, развивать инфраструктуру, улучшать свою жизнь. Если государство не готово вбрасывать деньги в экономику, пусть финансирует в общественные работы — строительство дорог. И еще: гнет нашей бюрократии — бессмысленный и беспощадный. А психология бизнесмена такова: "Если я не могу сдвинуть камень на пути, я его обойду". Люди уходят из мелкого и среднего бизнеса, из производственной деятельности в торговую. Миллионы людей деградируют не имея возможности проявить свои способности.
"ЗАВТРА". Александр Иванович, расскажите о проекте "Переправа", который вы возглавляете?
А.Н.Наше объединение "Переправа" — это как раз сообщество людей бизнеса, понимающих и принимающих ответственность за свое привилегированное положение. Важно не только строить церкви. Нашему обществу не хватает осознанности. Я вижу главную задачу в создании системы начального духовного образования. Это культурно-просветительское движение, цель которого — духовное оздоровление российского общества. Под процессом оздоровления мы понимаем конкретную практическую работу наших региональных отделений, организационных структур "Переправы" на местах. Центром своей деятельности мы на данный момент выбрали Нижний Новгород. Этот регион имеет все необходимые предпосылки, чтобы отрабатывать основные направления и запланированные практические мероприятия. На этой земле находятся важные духовные, исторические и культурные центры. В частности, Саров, где подвизался великий угодник Божий, преподобный Серафим. Сама "Переправа" состоит из людей, имеющих общие духовные убеждения и взгляды, совпадающие с целями и задачами движения. Мы разработали комплекс теоретических обоснова- ний, рациональных объяснений и практических занятий, которые, на наш взгляд, сегодня исключительно важны. Современный человек с его горделивым интеллектом и завышенной самооценкой отсечен от Бога и от природы. С другой стороны, этот же высокий интеллект, привычка быстро и эффективно мыслить позволяют ему при достаточном волевом усилии преодолеть эту пропасть. Бог даже в наши окаянные дни оставляет своему любимому чаду надежду на спасение. "Переправа" организует — специальные курсы и консультации для людей бизнеса, для пенсионеров, для заключенных и для детей. Мы сопрягаем свою работу с деятельностью Русской Православной церкви. Недавно у нас состоялась встреча с Патриархом всея Руси Алексеем II — более часа шел доверительный разговор. Таким образом, наше объединение получило высочайшее одобрение.
Одна из наших целей показать, что предприниматель — двигатель общества, а не паразит. Если российский бизнес одолеет свою спесь и гордыню, то он станет как раз той силой, которая способна выстраивать общественную жизнь в себе и вокруг себя.
Мы понимаем — те люди, которые будут воплощать идею "Переправы" в жизнь, сами будут находиться в условиях постоянных и жестких искушений. И в этом смысле помощь и поддержка Церкви нам необходимы. С другой стороны, мы, как мирское движение, нацелены работать в среде сплошного неверия. Работа наша проходит в тех сферах, где церковная деятельность еще не осуществлялась и ее пока недостает. В неверующей среде глас Церкви не слышен. Мы намерены заниматься так сказать "предправославной" подготовкой людей. Это будет происходить через добровольное приготовление их внутреннего сознания к восприятию более глубоких и значительных истин, заложенных в самом Православии. Нужен переходный период, соответствующий менталитету современного человека, живущего в век информационных технологий. Вот вы берете с улицы беспризорника и начинаете с ходу обучать его высшей математике. Какой будет результат? Да он в ужасе убежит от вас обратно на улицу и будет где-нибудь на городской помойке среди сотоварищей с радостью вспоминать, как ему удалось "смыться" на свободу от этого немыслимого кошмара. Так что всему свое время. Есть великий принцип постепенности, а также необходимость учета фактора времени. Мы — я имею в виду себя прежнего и других подобных мне людей — находимся в состоянии духовных беспризорников. Наша душа запущена до основания. И поэтому, прежде чем беспризорник сядет за чистую парту, его необходимо отмыть, успокоить, обогреть, подлечить, подправить его исковерканную, изломанную психику, настроить на то, что мир вокруг него — изначально светлый, а не темный. И уже только после этого в какой-то момент ему можно будет давать более глубокие знания, формировать должную духовность, чтобы он стал полезным членом общества.
Беседу вёл Андрей ФЕФЕЛОВ

18 апреля 2024
1.0x