№15 (699) от 11 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владислав Смоленцев
НА ВЗЛЁТ, «НОЧНОЙ ОХОТНИК»!
Этот вертолёт похож на стремительную стрекозу, "пирата", прижавшуюся к земле. Поджарое хищное тело, сухие стремительные обводы. Он действительно напоминает короля неба — "пирата". Те же пропорции, та же раскраска, а закруглённые колпаки обтекателей РЛС и тепловизора лишь усиливают это сходство, напоминая выпуклые глаза стрекозы. Острый длинный "хоботок" пушки. Он весь "зализан", выверен для стремительного полёта, манёвров на грани возможного, крытых виражей и скольжения над самыми верхушками деревьев.
Нет, не зря одна из конструкторских "примет" гласит, что только по-настоящему красивая модель является действительно технически удачной моделью. Совершенство рождает совершенство.
Истории создания Ми-28Н хватит на целый роман, в котором будут смешаны драма и детектив, эпос и семейная сага. Достаточно сказать, что его путь от замысла до первого серийного экземпляра занял тридцать лет. Проект закрывали и вновь открывали. Вертолёт прошёл через безвременье либеральных реформ, когда почти на десять лет финансирование проекта было почти полностью свёрнуто; он пережил приватизации, акционирование и даже разорение заводов, которые должны были участвовать в его создании. Иногда было так трудно, что казалось: он уже никогда не появится на свет. И вот он стоит на заводской бетонке. Сильный, молодой, изящный, как мушкетёр.
Он и есть мушкетёр.
Настоящий воздушный боец. Солдат будущего. Несмотря на трудный и долгий путь к аэродрому, он ни на день не устарел, он весь в завтрашнем дне. Его "глаза" — радиолокационные станции — способны обнаруживать цели за десятки километров, его ночное зрение — тепловизор, "увидит" за километры не то что костёр в ночном лесу, но сигарету в рукаве вражеского солдата, а заодно и собравшихся вокруг него "камрадов".
При этом Ми-28Н не станет пассивной жертвой истребителей, для которых ещё совсем недавно вертолёты считались лёгкой добычей. Ми-28Н уверенно даст сдачи — его РЛС позволяет вести воздушный бой и поражать воздушные цели. Вертолёт предупредит лётчика о том, что находится в прицеле чужой РЛС, собьет с курса пущенную по нему ракету, забив помехами её головку самонаведения, уведёт в сторону на тепловую ловушку ракету с тепловой головкой, а если надо — прижмётся фактически к земле, и на высоте всего 10-15 метров в режиме огибания рельефа затеряется в складках местности, растворится, исчезнет.
Его "латы" способны принимать и гасить в себе мощь зенитных снарядов и пуль, его остекление не пробьёшь крупнокалиберным пулемётом, его движки прикрыты от ракет и способны выдерживать прямые попадания. И даже будучи сбитым, он способен с помощью уникальной системы гашения удара спасти жизнь своего экипажа, упав со стометровой высоты…
В 1979 году, одновременно с началом в США работ по вертолёту нового поколения, в СССР было принято решение начать научно-исследовательские работы по проекту нового боевого вертолёта. В США после первого этапа и проведенного конкурса был выбран проект "Апач" компании "Hughes Helicopters", в СССР же в создание перспективного боевого вертолёта включились два конструкторских гиганта — КБ Миля и КБ Камова.
К этому моменту в СССР уже более 20 лет стоял на вооружении боевой вертолёт Ми-24. На нём лётчики армейской авиации налетали миллионы часов. Прошедший через 38 войн и вооружённых конфликтов, Ми-24 стал настоящим воздушным солдатом, "летающим танком", как его часто называли солдаты.
Неприхотливый, мощный и удивительно живучий, он заслужил любовь лётчиков своей надёжностью.
В Афганистане, с аэродрома Кабул, по решению в то время генерального конструктора Марата Николаевича Тищенко, была вывезена в Союз лопасть несущего винта, которая была обрублена на полтора метра и имела около двадцати пробоин. При этом вертолет с такой лопастью выполнил задачу и вернулся на аэродром. Эта лопасть находится теперь в музее.
Помнят лётчики и другую историю — во время полета на боевое задание ведомый крайней пары снизился и зацепил винтом за провод разбитой опоры ЛЭП. Лётчик доложил, что началась какая-то тряска, но он продолжил выполнение задачи, и лишь по возвращении выяснилось, что на втулку несущего винта было намотано семь метров провода ЛЭП, и еще кусок длиной в полметра всю дорогу хлестал все вокруг винта. И с такими повреждениями машина выполнила задачу, вернулся экипаж целым и невредимым!
Но у всего свой срок. Постепенно боевые возможности Ми-24 стали отставать от требований современного боя. Ему стало не хватать мощности, но, главное, его прицельно-навигационный комплекс уже не соответствовал времени. Вертолёт должен был стать всепогодной боевой машиной и действовать в любое время суток.
Нужен был принципиально новый боевой вертолёт. И в 1980 было выдано техническое задание, лёгшее в основу создания Ми-28. Разработка нового вертолета, получившего обозначение Ми-28, велась совместно с ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ и ВИ-АМ, НИИАС и ГНИКИ ВВС, ЦКБ "Сокол" и Раменским ПКБ под руководством ведущего конструктора М.В.Вайнберга и заместителя главного конструктора А.Н.Иванова. И вскоре вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке вертолетов Ми-28 и В-80 (двухвинтовой соосной схемы ОКБ Н.И.Камова) на конкурсной основе.
Возможно, не случись в СССР "перестройка", соревнование двух КБ за право создавать новый вертолёт дало бы положительный эффект, но это соревнование выпало на самый драматичный период нашей новейшей истории — развал Союза, а затем и "реформы", поставившие крест на экономике России и обескровившие её ВПК. В этих условиях соревнование двух КБ привело лишь к фактической заморозке перевооружения. С какого-то момента разработка нового вертолёта просто легла на плечи обоих КБ. Государственное финансирование сократилось до 5-10% от минимально необходимого. Но даже в этих условиях КБ Миля продолжило работу над проектом Ми-28…
Более того, надо отдать должное конструкторам: они пошли на беспрецедентный шаг. Понимая, что создание вертолёта неоправданно затянулось и ТТХ его это уже фактически ТТХ вчерашнего дня, милевцы во главе с главным конструктором КБ Миля Марком Вайнбергом пошли на беспрецедентный шаг: они решили свернуть работы по вертолёту Ми-28А — "дневному" боевому вертолёту, который должен был стать шагом к всепогодному ночному вертолёту, и сразу сосредоточиться на создании ночного всепогодного варианта, собрав здесь всё наработанное за эти годы.
Конечно, это был риск. Куда проще было не выходить за рамки ТТЗ и, "протолкнув" в серию Ми-28А, дальше потихоньку начать разработку Ми-28Н. Но это был негосударственный подход, и главный конструктор пошёл на риск. Надо отдать должное командованию авиации Сухопутных войск — оно полностью поддержало главного конструктора. Собственно, в этом "тандеме" — армейских вертолётчиков и конструкторов — и создавался Ми-28Н "Ночной охотник"…
Главный конструктор Московского вертолетного завода имени Миля Виталий Щербина невысок и совсем не похож на "главного". Скромный, немногословный, улыбчивый. Никакой "звёздности", "важности". Но когда он начинает рассказывать о своём детище, он вдруг преображается. Кажется, становится шире в плечах и выше ростом.
Впрочем, когда узнаёшь, какую роль в его судьбе сыграл Ми-28, всё сразу становится на свои места. В проекте Виталий Георгиевич тридцать лет — практически всю свою творческую жизнь. Из них почти пятнадцать — главный конструктор проекта. Он фактически "вырастил" вертолёт от первых опытных образцов до серийного заводского вертолёта
Помнит, как впервые нёс на совещание в ЦК его пластилиновую модель, как первый раз вертолёт оторвался от земли…
Чем больше узнаёшь историю этого вертолёта, тем больше поражаешься стоицизму его создателей, их удивительной верности любимому делу, "имперскости", если хотите.
3 февраля 1997 года не стало главного конструктора КБ Миля Марка Владимировича Вайнберга. Он не дожил до своего шестидесятилетия. К этому моменту страна окончательно погрузилась в хаос, ее разъедала коррупция, а на безжизненные заводы и конструкторские бюро, как шакалы, набросились олигархи.
Не избежало этой участи и КБ Миля. Бесследно исчезали деньги за проданные вертолеты. Менялись внешние управляющие. Дело дошло до захвата официального интернетовского сайта фирмы, по которому начали сливать негативную информацию.
Как в этих условиях конструкторам удалось продолжить работы по проекту Ми-28Н, просто невозможно понять. Фактически на голом энтузиазме и тех крохах, которые удавалось выбивать из "газового баллона" Черномырдина и "киндер-сюрприза" Кириенко, на том, что перебрасывали армейцы, но работы не останавливались ни на день. Вертолёт создавался и был создан!
И вот теперь Виктор Георгиевич поглаживает обшивку не просто "единичного опытного образца", а серийной заводской машины — той, которая уже очень скоро уйдёт в войска, и за ручки управления которой сядут не испытатели, а строевые лётчики. Есть ли для конструктора большая награда и большее счастье? Думаю, что нет. Его душа, его мысли, его жизнь — в этом корпусе, в его движках, оборудовании, лопастях, и там они останутся, будут жить, служить людям, служить России…
Теперь уже можно быть уверенным — Ми-28Н вертолёт принят на вооружение и придёт в войска.
Но до сего дня не окончен спор между двумя КБ. Теперь это уже почти тяжба. Болезненная и изматывающая для обоих КБ. Ми-28Н принят на вооружение, но и Ка-52 — модернизированный вариант Ка-50 — также обещают закупать, найти для него свою нишу.
В Швеции состоялись демонстрационные испытания боевых вертолетов. Военные специалисты армейской авиации этой страны пришли к выводу, что Ми-28 "обеспечивает более высокую вероятность обнаружения целей и быстрого приведения систем оружия в боевую готовность, а также возможность действия по противнику с маленького расстояния для каждого из видов вооружения".
Вертолет способен проходить в глубину обороны противника на высоте двух десятков метров, при этом полет машины практически бесшумен. Это достигается за счет шумопоглощающей системы и особой конструкции винтов. За три часа полета над полем боя шведские средства ПВО лишь три раза обнаруживали появление Ми-28, и при этом ни разу не удалось ее поразить — не успевали среагировать.
Чтобы положить конец этому спору, были проведены войсковые испытания "чёрной акулы" в Чечне. Группа вертолетов Армейской авиации в составе 2 Ка-50 и 1 Ка-29 с группой штатного летного и технического состава Армейской авиации и Центра Боевой подготовки специалисты из ОКБ имени Камова 26 декабря 2000 года приземлилась на аэродроме Грозный. Это БЭГ — боевая экспериментальная группа.
За 45 суток БЭГ — боевая экспериментальная группа выполнила несколько десятков полетов на боевое применение. Боевые действия именно группы, где кроме боевых вертолётов Ка-50 каждый раз вылетал ещё вертолет Ка-29 со штурманом наведения.
Что выявили эти испытания?
В горной местности, при ограниченной видимости, одному летчику было очень трудно одновременно пилотировать вертолет, обнаруживать цель, производить прицеливание, выполнять пуск управляемой ракеты или стрельбу со стрелкового пушечного вооружения.
Анализируя боевое применение вертолета Ка-50 и Ми-24 днем в простых и сложных метеоусловиях, значительного преимущества Ка-50 не выявлено.
Но справедливости ради отметим, что для района Северного Кавказа январь и февраль месяцы — очень сложный по климатическим условиям период. Возможно, именно в силу этих условий Ка-50 не смогли продемонстрировать весь свой потенциал…
Так что формально соревнование между вертолетными фирмами не завершилось.
Ми-28Н — вертолёт нового поколения. Он не только способен поддерживать огнём сухопутные войска, но и вести воздушный бой. И сегодня основной противник нашего "ночного охотника" — всё тот же американский боевой вертолёт АН-64D Лонгбоу Апач.
Сегодня вполне возможно провести виртуальный бой вертолёта Ми-28 и вертолёта "Апач". По возможностям обнаружения противника оба вертолёта примерно равны. А это значит, что при всех равных велика вероятность ближнего боя.
Хорошо известно, чем больше процент быстродействия втулки, тем больше способность вертолёта к маневренному воздушному бою. У вертолета Ми-28 он составляет 6%, у "Апача" — 4%.
Ещё один критерий сравнения — скорость выполнения виража, иначе говоря, скорость создание крена. Так вот, крен в шестьдесят градусов "Ми" выполняет существенно быстрее, чем "Апач". Это подтверждают американцы.
У американцев, в отличие от нас, вертолет создавался под определенную тактику. Тактика применения этих вертолётов состояла в том, что они выходили на линию боевого соприкосновения, зависали, применяли оружие, пробивали брешь в обороне и улетали. Но так возможно воевать только в условиях слабой ПВО. В условиях же боя с технически высокооснащённым противником такая тактика — самоубийство. Все последние серьёзные учения и испытания это показывают.
То есть у американцев изначально было заложено то, что вертолёт практически маневренный бой не ведёт.
Отсюда вытекает и один из серьёзнейших недостатков "Апача" — слабая защищённость основных жизненно важных узлов. У "Апача" применяется лишь лёгкое бронирование некоторых узлов и бронеплиты для защиты лётчиков, при этом почти полностью открыта кабина. Поэтому совершенно не удивительно, что в Ираке американцы потеряли уже больше 40 "Апачей".
"Апач" просто не создавался как вертолёт, который будет находиться над полем боя под огнём противника. "Апач" — дитя концепции 80-х годов, формулы "прилетел, обнаружил, поразил и, не входя в зону ПВО, улетел", а потому это уже вертолёт вчерашнего дня.
У Ми-28Н боевая живучесть поставлена на порядок выше, чем у американцев, и исход боя "Ночного охотника" с "Апачем" более чем сомнителен для "Апача"…
Над аэродромом ревут движки. "Ночной охотник" отрабатывает один из элементов испытательной программы. Напрягается всей мощью движков, резко меняет режимы, то затапливая окрестности грохотом, то затихая до еле слышного свиста. Всего через пару месяцев он будет передан для войсковых испытаний в центр боевого применения, где уже военные лётчики будут учиться воевать на нём, выжимать из его возможностей максимум.
А на заводских стапелях скелеты десятков хищных боевых "стрекоз" начнут обрастать стальной и композитной плотью, заполняться нервной системой управляющих тяг и электрических цепей, во сне слепо бугриться ещё закрытыми "глазами" РЛС, вставать на ноги новеньких пневматиков шасси, и потом, сойдя с конвейера, уходить в небо, разлетаться хищными стаями во все концы России, занимая назначенные им рубежи….
Это оружие будущего. Это оружие России. Грозное напоминание любому авантюристу — кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. Так было и будет всегда…
1.0x