Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 3 апреля 2007

НЕЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ

№14 (698) от 04 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Савва Ямщиков
НЕЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ

В нынешнем году праздную я тихий, но весьма значимый для меня юбилей. Ровно пятьдесят лет назад состоялось моё посвящение в славное братство людей, занимающихся охраной памятников истории и культуры России. На всю жизнь запомнилась первая та встреча с древним Суздалем. По размытой дождями дороге, что пролегла через бескрайние просторы суздальского ополья, несколько часов полз допотопный местный автобус по маршруту "Владимир — Суздаль". Когда я вышел на базарную площадь и неподвижная, разлитая вокруг тишина буквально растворила меня в атмосфере почти нетронутого времени города, я понял, что попал в невиданный доселе музей. Музей, созданный руками талантливых архитекторов, художников, ювелиров, мастериц нерукотворного вышивания, оформителей церковных манускриптов, резчиков по камню и дереву. В оставленных ими памятниках отразились жизнь и история города. Время сумело объединить тончайшие нюансы и создать стройный ансамбль Суздаля. Каждое здешнее здание отличается ему одному свойственным обликом. Суздальские архитектурные и изобразительные приёмы объединены в гармоничное целое чудесным чувством меры и несравненным художественным тактом.
За полвека, проведённых в Суздале, многое мне удалось здесь сделать. Совсем молодым и неопытным ещё специалистом отбирал я лучшие произведения иконописи из фондов местного музея, которые были возрождены мастерами Всероссийского реставрационного центра и сейчас являются основой богатой экспозиции в Архиерейских палатах. Суздалю посвящены первые мои статьи, каталоги, книги и альбомы. В Суздале начиналась моя "кинематографическая составляющая": на берегах Каменки снимались первые кадры "Андрея Рублёва", над которым мне посчастливилось потрудиться с Андреем Тарковским и его замечательными сподвижниками. В Суздале встретился я и подружился на всю жизнь с блестящим кинооператором Сергеем Вронским, снимавшим вместе с Владимиром Басовым пушкинскую "Метель", и звуки свиридовского вальса для меня звучат напоминанием о суздальских зимах. В Суздаль каждую весну, когда страна празднует годовщину Великой Победы, приезжаю я с друзьями, чтобы поклониться могилам здешних воинов, сложивших головы на полях тяжелейших сражений.
А в нынешние солнечные февральские дни мой друг — художник Лавр Лындин, живущий в Италии, выдавал свою дочь Лауру за прекрасного русского парня Сергея и пригласил нашу семью принять участие в торжествах, состоявшихся в любимом городе. Гостиница "Пушкарская слобода", сочетающая тепло старинных построек с комфортом многозвёздочного отеля, на несколько дней превратилась в гостеприимный рай. Всё казалось рождественской сказкой, пока не пришло мне в голову показать жене и дочери достопримечательности родного города.
На высоком берегу Нерли, в трёх верстах от Суздаля, расположилось село Кидекша, известное миру как княжеская резиденция Юрия Долгорукого. Здесь в 1152 году возвёл основатель Москвы белокаменный храм св. Бориса и Глеба, побывавших в этих местах по дороге из Ростова Великого в Киев. Борисоглебская церковь — один из древнейших памятников русского зодчества, сравнимый по своей исторической и культурной значимости с нерукотворным шедевром — храмом Покрова на Нерли. Немало невзгод и разрушений выпало на долю кидекоцкого сокровища. Но храм выстоял во времени, и немалая заслуга в его спасении принадлежит замечательным русским реставраторам.
В 1947 году, когда страна ещё лежала в послевоенных руинах, мои учителя Н.Сычёв и В.Филатов открыли в Борисоглебской церкви фрагменты фресок на захоронении сына Долгорукого Бориса и невестки его Марии. Рядом с изображением св. Марии художники написали портрет жены самого Юрия — Евфросинии.
Десятилетиями навещая свою любимицу в Кидекше, всегда находил я древнюю постройку ухоженной, радовавшей глаз белизной стен и заботливо хранимыми фресками. В это же морозное утро храм выглядел так, словно только что покинули село иноземные захватчики, надругавшись над белокаменной святыней. Чёрные стены напоминали заброшенные монастырские постройки в фильме "Остров" и мамоновскую кочегарку. Фрески было невозможно разглядеть, ибо в храме отсутствует электрическое освещение. Мороз и сырость уже через несколько минут заставили нас дрожать от холода и пожалеть местного сторожа, который целый день должен отрывать входные билеты при тусклом свете ночника на его столике.
Постоянно сталкиваюсь я нынче с вопиющими фактами уничтожения драгоценных свидетельств историко-культурной памяти Отечества. Увиденное в Кидекше стало каплей, переполнившей ядовитую чашу терпения. Почти полвека "знаком" я с директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника г-жой Аксёновой. Благодаря вниманию и щедрой поддержке древнего Суздаля со стороны руководителей Советского государства положение её выгодно отличалось от обойдённых подобными заботами коллег из других городов. Не изменилась благоприятная ситуация для г-жи Аксёновой и после развала империи, ибо она органично вписалась в атмосферу рыночной экономики. Свидетельством перемен к лучшему в жизни директора музея стал добротный дом в Суздале, постоянно издающиеся книги о себе любимой с массой цветных фотографий, на которых составительница мемуаров запечатлена рядом с сильными мира сего. Увеличенные фотопортреты музейной хозяйки открывают и вход в экспозицию древнерусского искусства. А в древних помещениях Спасо-Евфимиева монастыря поражает посетителя ни к селу, ни к городу размещённый постоянный раздел, посвящённый итальянскому киносценаристу Тонино Гуерро. Вот бы российским паломникам встретиться с такими же экспозициями в каком-нибудь флорентийском палаццо, рассказывающими о творчестве их земляков-сценаристов Брагинском или Володарском!
Но возвращаясь к трагической картине, увиденной нами в Кидекше, хочу обратиться к Юрию Михайловичу Лужкову, который свято чтит память своего тёзки — великого москвича князя Долгорукого. Надеюсь, что в скором времени увенчается успехом борьба нашего мэра за перенесение в столицу из древнего Киева останков Юрия Долгорукого и состоится торжественное их перезахоронение. Хорошо бы, дорогой Юрий Михайлович, всегда готовый прийти на помощь в тех случаях, когда речь идёт о людях и талисманах, связанных с Москвой, воссоздать первоначальный облик драгоценной реликвии — храма Бориса и Глеба в Кидекше, где всё напоминает о жизни и подвигах Юрия Долгорукого.
1.0x