Авторский блог Сергей Константинов 03:00 3 апреля 2007

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

№14 (698) от 04 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Константинов
ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

Удивительно, но факт: при том колоссальном значении, которое музыка играет в жизни общества, художественные и мировоззренческие процессы, идущие в композиторской среде, совершенно не известны тем, кто находится снаружи композиторского цеха.
А ведь процессы эти интересны и разнообразны — как кризисные, так и преодолевающие кризисы.
Каждый образованный житель России знает, что писательское сообщество совершенно неоднородно. Знает, что наряду с Союзом писателей Валерия Ганичева, объединяющим традиционалистов и реалистов, существует множество иных объединений вроде ПЕН-клуба, аккумулирующих в себе специфические энергии западничества и модернизма.
Совершенно очевидно, что, скажем, талантливейший поэт есенинско-рубцовского направления Валентин Сорокин нигде и ни при каких условиях не сможет пересечься, например, с тоже по-своему даровитой авангардно-эротической поэтессой Верой Павловой. Нет таких организаций, куда бы они вместе входили, нет таких изданий, где бы их напечатали рядом, нет таких премий, которыми могли бы наградить и того, и другую.
И прекрасно! Ибо творят они в совершенно разных системах творческих координат, и то, что является даже и гениальным в одной системе, в другой может вызвать разве что насмешку.
В композиторской же среде и "щука", и "трепетная лань" до сих пор были впряжены в одну упряжку под названием "Союз композиторов".
Явственное расслоение среди авторов музыки началось давно, с 60-х годов. Тогда появились т. н. "авангардисты" (широкой общественности особенно хорошо известно имя Альфреда Шнитке, талантливого, кстати, мастера), которые, познакомившись с партитурами западных "сокрушителей традиции" (Шёнберга, Берга, Веберна, Булеза, Вареза, Ноно, Кейджа, Штокхаузена, Ксенакиса и. т. д.), решили привить сии ростки на русской замшелой почве.
Одновременно, в тех же 60-х, ярко засияла композиторская звезда традиционалиста из традиционалистов Георгия Свиридова. Он был "упёртым консерватором", и всё же сочинял настолько новую, потрясающую миллионы слушателей музыку, что не заметить его дарование, основанное именно на ощущении себя не как великого, самодостаточного "я", а части традиции, не могли даже самые правоверные модернисты.
И началась своего рода война. Она не принимала таких острых, "милицейских" форм, как в писательском стане, но идеологически была не менее острой.
Так, в начале 90-х на заседании Молодёжной секции Союза композиторов Москвы приверженный модернизму композитор объявил десяткам молодых людей самых разных, кстати, композиторских пристрастий:
"Ретрограды Свиридов и Гаврилин не достойны участвовать даже в концерте первого класса районной музыкальной школы, и в этих стенах ни имён их, ни ноты больше не прозвучит!"
Плохим пророком оказался этот "новатор" — всё больше молодых с тех пор идёт по свиридовским стопам...
Свиридов, в свою очередь, прилюдно парировал:
"Союзы... В чьих руках воспитание? Насаждение чужих навыков, художественных систем, чужих идей под видом "новых средств выражения". Сотни и тысячи начетчиков от музыки,.. объясняющих народу, что он туп, истинное искусство не понимает, не дорос до него. К русскому искусству — снисходительное пренебрежение прививается... На воцарение додекафонии истрачены миллиарды денег, долларов и иной валюты, мобилизовано национальное сознание целых народов, коим внушена мысль об их извечном превосходстве перед всеми другими".
На волне "либерализации" продолжатели традиции отстранены от участия в реальной работе и концертной деятельности в Союзах композиторов СССР, России, Москвы. Приём новых членов в Союз и исполнение на фестивалях стали зависеть от людей, которые отнюдь не считали себя наследниками Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, а слово "традиция" понимали как бранное.
Хуже всего было то, что талантливая композиторская молодёжь традиционалистского направления лишилась почти любой трибуны. А как хиреет без общения и хотя бы мало-мальского признания талант...
Тем не менее, композиторы, творящие вослед великим учителям и предшественникам, гордящиеся этим, никуда не исчезли и убеждений не поменяли. Патриархи Роман Леденёв, Владимир Рубин, Алексей Муравлёв завоёвывали всё большее признание мыслящей публики.
Зрелые мастера Валерий Кикта и Кирилл Волков и сочиняли, и преподавали, влияя таким образом на юных гнесинцев и консерваторцев. Более молодые Владимир Довгань, Андрей Микита, Алексей Ларин, Виктор Ульянич, Артём Агажанов удостаивались оваций, свидетельствующих, что интерес к национальной традиции только растёт. Иван Вишневский, Алексей Вульфов, Антон Висков, напитанные при личном общении энергией старших товарищей, Георгия Свиридова и Бориса Чайковского, и в музыке, и в страстной публицистике защищали "право традиционалистов на самоопределение".
Студенты композиторских кафедр всё больше отворачивались от додекафонной серии, приветствуя внятную мелодию. Так создание традиционалистской композиторской организации стало не только необходимым, но и возможным.
Речь не идет о конфронтации, о расколе — нет, всего лишь о том, что при искреннем отсутствии общих точек соприкосновения в оценке музыкальных и мировоззренческих явлений эти самые оценки должны даваться в кругу, в принципе восприимчивом к определённой эстетике.
Композиторы, которые пишут искреннюю, естественную, эмоциональную и поэтому традиционную музыку, игнорируются средствами массовой информации. Ни публика, ни даже исполнители о них почти ничего не знают.
Между тем композиторы, называющие себя авангардом современной музыки, объединены в международные организации, обладающие солидными финансовыми ресурсами и государственной поддержкой. Например, во Франции все мало-мальски значимые посты в государственных учреждениях, связанных с музыкой, занимают сторонники Пьера Булеза, почти полувекового лидера европейского авангарда, и в этой сфере царит отнюдь не демократия.
В России, взявшей курс на европейскую интеграцию, заинтересованные лица вольно или невольно приняли правила главенствующей европейской музыкальной политики. Пока не принесли успеха разобщённые усилия выдающихся современных русских композиторов, наследующих эстетические критерии наших великих предшественников, пробиться к широкой публике.
Поэтому современные композиторы России договорились попробовать решить проблему сообща, объединившись в творческую группу "Мост". Действуют они, конечно, на русской почве, но проблема имеет международный характер.
И, может быть, освобождение Европы снова придёт из России?
МАНИФЕСТ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ "МОСТ"
Мы, группа московских композиторов и музыковедов, связанная общими эстетическими и этическими убеждениями, объявляем о создании нового творческого объединения под названием "МОСТ" (Музыкальное Объединение "Современная Традиция"), действующего в рамках исторически сложившейся структуры Союза московских композиторов.
Мы пытаемся построить мост через пропасть, которая образовалась за минувшее столетие между людьми, создающими музыку, называемую академической, и людьми, эту музыку исполняющими и слушающими, мост между русскими классиками и современными композиторами.
Члены нашего объединения считают, что:
— "некрасивая", "непонятная", "невыразительная", "агрессивная", "бездуховная" — эти эпитеты не являются определением современной академической музыки;
— ведь музыка, к которой применимы понятия "красота", "выразительность", "человечность", никогда не прекращала создаваться, только современное общество об этом мало информировано, хотя оно в этой музыке, безусловно, нуждается;
— современные произведения могут звучать, не вызывая негативных эмоций, в одном концерте с шедеврами мировой музыки;
— такие составляющие музыки, как мелодия и гармония, не утратили своего значения как важнейшие средства музыкальной выразительности;
— новизна, и тем более "модность" композиторской техники, эпатажность способов исполнения современной музыки не являются для нас определяющими критериями;
— в перечне общественных потребностей музыка не может находиться в категории "развлечения", но равноценна таким категориям, как "здоровье", "религия", "наука";
— музыка может заставить человека пережить эмоциональное и духовное потрясение, очистить человеческую душу, сделать человека лучше, т.е. музыка, безусловно, несёт в себе этическую функцию
— и поэтому композитор должен нести нравственную ответственность за свою деятельность, не смешивать музыку и свои финансовые интересы, творчество и честолюбие, должен искренне служить музыке, а не стараться поставить её на службу себе.
Цель деятельности нашего объединения: на творческих встречах в общении разных поколений выявлять лучшие музыкальные произведения гуманистической направленности в контексте мировой культуры (независимо от жанра), созданные нашими соотечественниками — современниками и предшественниками, и всеми доступными средствами способствовать их исполнению, распространению, публикации.
Равноправными участниками наших встреч должны стать исполнители, разделяющие наши убеждения, а также журналисты, публицисты, продюсеры и просто любители музыки разных профессий, имеющие желание способствовать расширению нашей аудитории. Также мы готовы к установлению творческих контактов с представителями аналогичных течений в российской и мировой музыкальной культуре.

Р. Леденёв (председатель), А. Микита (заместитель), А. Агажанов, А. Висков, И. Вишневский, А. Вульфов, К. Волков, В. Довгань, А. Кобляков, В. Кикта, Т. Красникова, А. Ларин, Т. Масловская, А. Муравлёв, М.Рахманова, В. Рубин, С. Сегаль, В. Ульянич
1.0x