№13 (697) от 28 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Юрий Путрин
«С-300» И «ВОЙНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ»
Экранизация старых комиксов Фрэнка Миллера подоспела подозрительно "слишком и чересчур" вовремя. То есть к очередной резолюции ООН по Ирану. В этом смысле фильм отвечает всем запросам: вот война тебе цивилизаций; вот персидский царь — "отморозок", каких свет не видывал; вот контрастный графитный колорит, взятый с надтреснутых амфор; беспрерывный, кровавый тренинг по уничтожению сонмищ "чужих"… Маленькая горстка мускулистых героев — отвечает наглым притязаниям всесильного Ксеркса… Горы трупов, фонтаны крови и отрубленные оскаленные головы, летящие в пыль веков.
Чудовищные слоны должны кувыркаясь сверзаться со скал в неспокойное море. Фантастические пейзажи должны разворачиваться, как пергаментные свитки. Солнце должно пробиваться сквозь компьютерный туман и мерцать, как феспийский доспех. Воины должны сражаться и умирать в танце. А разъярённый носорог должен быть страшен всем, начиная с предпоследнего ряда.
Механизмы и приемы приватизации Голливудом мировой истории малоизучены, но хорошо известны. Кто владеет настоящим, должен владеть и прошлым. Кто владеет прошлым — владеет будущим.
В древней Спарте не рисовали комиксов, не снимали по ним фильмы и не говорили по-английски. Помню, все удивлялись — зачем это Мелу Гибсону в "Страстях Христовых" понадобился вдруг арамейский язык. Но там была другая технология всё той же кинематографической "машины времени" — желание в деталях приблизиться к реальности Благой Вести. Напротив, Снайдер в своем суперкомиксе мог бы, наверное, обойтись вообще без звука — в традициях "великого немого". Но тогда исчезли бы чавкающие звуки битвы и агрессивные вопли спартанских сержантов.
Все вершины голливудского треугольника "Настоящее — Прошлое — Будущее", соединены друг с другом. Но в каком порядке? Не пытки же в тюрьме Абу-Грейб экранизировать! В любом случае: демократия должна быть с кулаками.
Представители Ирана заявили протест в связи с "преднамеренным искажением" истории древней Персии. Иранская делегация в ООН определила фильм как "западную пропаганду, призванную демонизировать иранскую нацию". В официальном заявлении Ирана картина характеризуется как "грубая попытка представить персов воплощением зла и морального разложения".
Разумеется, беспокойство иранцев возникло не на пустом месте. Идеология американских ударов по Бушеру и Исфахану должна быть "обеспечена" активами Голливуда и прочим масскультом. В современном мире образ, картинка — значат гораздо больше, чем любые доводы разума.
Но если отчистить шелуху контекста "войны цивилизаций", забыть о "демократии с кулаками" и пр., то история битвы при Фермопилах — есть мистерия Победы через смерть. Пример безнадежной битвы горстки патриотов с несметной силой захватчиков. То есть со Спартой — проблем нет. Проблемы есть с Америкой, снимающей фильмы о Спарте. К Америке у людей мира есть вопросы, на которые она, Америка, не может ответить.
Триста гоплитов спартанского царя Леонида навечно остались стоять в мировой истории как пример непререкаемого героизма.
Константинос Кавафис.
ФЕРМОПИЛЫ
Честь вечная и память тем, кто в буднях жизни
воздвиг и охраняет Фермопилы,
кто, долга никогда не забывая,
во всех своих поступках справедлив,
однако милосердию не чужд,
кто щедр в богатстве,
но и в бедности посильно щедр
и руку помощи всегда протянет,
кто, ненавидя ложь, лишь правду говорит,
но на солгавших зла в душе не держит.
Тем большая им честь, когда предвидят
(а многие предвидят), что в конце
появится коварный Эфиальт
и что мидяне все-таки прорвутся.
(перевод С.Ильинской)
Поэзия и комиксы, пропаганда и искусство, история и Голливуд, отчаянная рубка в скалах и безопасные налеты с воздуха… Одно с другим, согласитесь, соотносится слабо. Но для нынешних инфантов, жаждущих безопасного адреналина и привыкших с радостью принять предлагаемые правила голливудской игры разницы никакой.
Ксеркс — не по-детски жжёт! Леонид — реально крут! Индусы и эфиопы, баллухи и бактрийцы, ливийцы и арабы — одеты прикольно…
Им что Штаты, что Спарта — один хрен. Единственное что — нет традиционного "хэппи-энда". Всё-таки совсем уйти в виртуальщину нет возможности даже у всесильных магов американского кинематографа.
Из всех искусств для нас важнейшими являются кино, вино и домино.
1.0x