№13 (697) от 28 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Савва Ямщиков
ЗАЧАРОВАННЫЕ ГОГОЛЕМ
Встречи с подлинными мастерами изобразительного искусства последнее время случаются все реже и реже. Относящие себя к последователям великих русских реалистов художники, как правило, создают бездушные произведения, удручающие отсутствием какого-либо профессионального артистизма, лишенные духовного стремления и проникновения в тайники человеческого совершенства, почему и отталкивают их поделки холодным безразличием, а подчас и откровенной мертвечиной.
Вот почему знакомство с работами скульптора и художника Николая Предеина стало для меня источником радости, глотком чистого воздуха, которыми меня нередко одаривает щедрая на таланты русская провинция. Сотворенного самобытным и несомненно высокопрофессиональным мастером Гоголя я признал сразу, ибо художник смог увидеть классика по-своему, передать в металле и рисунках, на бумаге такие нюансы и аспекты, которые до него не запечатлели талантливейшие собратья по искусству. Небольшие по размеру бронзовые фигурки писателя восхищают монументальностью и законченностью, так высоко ценимыми в андреевском памятнике великому земляку, украшающем нынче двор усадьбы на Никитском бульваре, где Гоголь жил и умер. Не побоюсь сказать, что Николай Предеин — художник, равновеликий лучшим мастерам современного искусства. Оставаясь по духу и устремлениям исконно русским творцом, унаследовавшим славные традиции бесценных учителей, руководствуясь девизом, что "Россия "состоит" из Пушкина и Гоголя", он великолепно чувствует жизненную наполненность мирового искусства, как и все знаменитые русские мастера прошлых времен.
Равнозначным скульптурному циклу екатеринбургского художника считаю я графическую серию портретов Гоголя. В начале девяностых годов прошлого века посчастливилось мне увидеть у своего греческого друга Димитрия Апазидиса, жившего в Стокгольме, иллюстрации к "Ночи перед Рождеством", блистательно исполненные по его просьбе Анатолием Зверевым. И вот сейчас, разглядывая черно-белые откровения мастера из Екатеринбурга, а отдельные из них можно назвать шедеврами, я абсолютно убежден, что плеяда художников, иллюстрировавших Гоголя, начиная с первых публикаций его произведений и кончая нашими днями, пополнилась славным именем Николая Предеина, рожденного художником и говорящего на богатом и красочном языке, который не спутаешь ни с каким другим диалектом.
С петербургским художником Юрием Люкшиным судьба свела меня несколько лет назад, когда готовилась к печати книга об одном из столпов русского православия — игумене Псково-Печерского монастыря архимандрите Алипии. Художник-профессионал, получивший знания и навыки живописца от таких маститых учителей, каковыми были Игорь Грабарь и Николай Ромадин, настоятель древнейшей монастырской обители, навсегда остался преданным любимому делу, принимая активное участие в реставрации церковной живописи, коллекционируя редкие произведения русских и западных мастеров, работая над созданием иконописных образов и помогая найти верные пути многим молодым художникам.
Вот как вспоминает своего духовного наставника Юрий Люкшин: "В 1965 году я, тогда студент художественного училища, рискнул показать отцу Алипию мои еще несовершенные работы. Его похвалу я не мог объяснить ничем иным, как безграничной добротой и желанием подбодрить меня. "Живи в миру, — сказал мне батюшка, — ты станешь художником". И все десять лет поддерживал меня вплоть до его смерти... Отец Алипий учил меня особому, уважительному отношению к зрителю. И всегда подчеркивал, что талант не привилегия, а ответственность, говоря "никогда не забывай, ты не одинок в мире. Помогай каждому, кто попросит. С собой ничего не унесешь, кроме чистого сердца. Все, что нажил, остается людям. Любовь остается людям".
Заветы незабвенного покровителя своего хранит Юрий Люкшин, посвятивший свое творчество исследованию и прославлению многовекового культурного наследия России.
Добротная техника, своеобычный художественный язык, неукоснительное соблюдение профессиональных принципов сочетаются у него с высокой духовностью, глубоким состраданием и щедростью души.
Заметным явлением в современной летописи художественной жизни стали люкшинские иллюстрации к "Слову о полку Игореве", цикл графических листов, посвященный насельникам Псково-Печерского монастыря, портреты православных подвижников. Столь высоко ценимая архимандритом Алипием сердечность стала путеводной звездой художника Люкшина. Вот и серия листов, посвященная Гоголю — писателю, которого мастер чтит не за одну его литературную одаренность, но и преклоняется перед религиозными его постулатами, буквально пронизана доброй влюбленностью художника в своего петербургского земляка, оставившего людям самое дорогое наследие — высоконравственные творения, помогающие ориентироваться в сложном, зачастую кажущемся безвыходным лабиринте земного нашего бытия.
Выставка “Зачарованные Гоголем” проходит в Доме-музее Марины Цветаевой (Борисоглебский пер., 6)
1.0x