Авторский блог Елена Антонова 03:00 27 марта 2007

«Я ВЕРЮ В ТО, ЧТО ГОВОРЮ»

№13 (697) от 28 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Антонова
«Я ВЕРЮ В ТО, ЧТО ГОВОРЮ»
Виктор Никитин — на сцене и в жизни
С того момента, как я увидела Виктора Андреевича Никитина на сцене Театра на Перовской, окунулась в атмосферу моноспектаклей, созданных им по творениям великих наших поэтов и писателей — Тютчева, Гоголя, А.К. Толстого, Достоевского, Есенина, услышала, как он читает пронзительные строки Валерия Гаврилина при исполнении его "Перезвонов" Московским камерным хором под управлением Минина в Большом зале консерватории, меня не оставляло желание познакомить наших читателей с этим многоплановым, ярким, истинно русским талантом. Но "заела текучка", и несрочное это дело все откладывалось и откладывалось "на потом". Да и то сказать, задача представить заслуженного артиста России, ведущего актера московского Театра на Перовской, сыгравшего более 60 ролей, солиста-чтеца Московской государственной филармонии, поддерживающего тесную связь с Международным Центром славянской письменности и культуры, участника вечеров духовно-просветительского цикла "Возвращение на Родину", который ведет наша известная певица Лина Мкртчян, может кому-то показаться странной. Но нет. Сейчас на слуху у публики "звезды" эстрады и ТВ — песенная попса, ведущие ТВ-шоу, смехачи, актеры сериалов. Серьезные артисты, как и музыканты, отодвинуты в тень. Тем паче, артисты не знаковых, центральных, но театров, расположенных в окраинных районах столицы. Потому такое представление необходимо обеим сторонам — артисту и его потенциальным зрителям и слушателям.
Первое, что мне захотелось узнать от самого Никитина, когда и как он ощутил себя актером. Ведь появившись на свет в рабочей московской семье, он вряд ли мог с детства ощущать стремление родителей направить его на эту стезю. Вот его ответ: "Мой отец пел, но он был инвалид, так что о сцене не могло быть и речи. Я — потомственный москвич. Родился в 1959 г. на Болотной площади рядом с к.т. "Ударник", около подворья думного дьяка Аверкия Кириллова. На Красноармейской улице около дома №7 есть участок, когда-то принадлежащий моему деду, числящемуся московским мещанином. Еще в младших классах школы начал заниматься в театральной студии Фрунзенского дворца пионеров, которая и привила мне любовь к театру. Потому я осознанно решил поступить в студию Олега Павловича Табакова, которую он организовал для школьников 8-го класса. В студии занимался с большим рвением, получал колоссальное удовольствие, наслаждался всем — и процессом обучения, и встречами с интересными людьми. Учителями у нас были Табаков, Фокин, Райкин, Баклазов, Леонтьев, Сазонкин, Дрознин. Табаков приглашал к нам Шверубовича, Маркова, Высоцкого. Я — из рабочего класса, а тут круг другой, нежели тот, в котором был воспитан. Но возможность учиться любимой профессии вызывала восторг. Я был, как мне казалось, неповоротливым, скованным. Поэтому занимался и занимался, и занимался. Пришлось пройти через разное. За два школьных года было 4 отсева. Так что из 50-60 студийцев начального состава до ГИТИСа дошло 15, из них 8 человек, пошедших на актерское отделение, образовали ядро курса Табакова. Олег Павлович возился с нами ежедневно, и к моменту окончания ГИТИСа в 1980 г. мы владели основными навыками актерского ремесла. Мы жили театром. Помимо обязательного дипломного спектакля, делали спектакли и для души. Самым ярким стал для меня "Жак-фаталист и его хозяин" по Дидро, где мы играли вдвоем с ныне покойным моим другом Алексеем Селиверстовым. Таким путем и началось мое приобщение актерскому ремеслу".
После окончания ГИТИСа Никитина пригласил к себе, в Театр им. Ленинского комсомола, Марк Захаров. Там он был задействован в общей сложности в 8 спектаклях. Но впереди маячила армейская служба, и его определили в команду актеров-веннослужащих Театра Советской Армии, где он не только пришелся "ко двору", но и нашел интерес для себя. Так что по окончании действительной службы стал работать там уже в качестве артиста театра. Здесь, как и везде, работал интенсивно, был занят в 6 спектаклях. Но наступил 1987 год. Табаков организовал из своих учеников Театр-студию, куда в числе прочих пригласил и Никитина. За три года работы там (1987-90) Виктор сыграл в четырех спектаклях: "Полоумный Журден" Булгакова, "Жаворонок" Ануя, "Билокси-блюз" Саймона, "Затоваренная бочкотара" Аксенова. В том же 1987 году Никитин вместе с Кириллом Панченко стал зачинателем нового драмтеатра на крайнем востоке столицы — Театра на Перовской. Театр открылся 1 ноября 1987 года спектаклем Стриндберга "Фрекен Жюли", поставленном главным режиссером театра Кириллом Панченко, где Виктор сыграл роль Жана. Три года Никитин совмещал работу в двух театрах, да еще ездил доигрывать свои спектакли в Театр Советской Армии, пока, наконец, не разрешил все сомнения в пользу молодого Театра на Перовской. Служа здесь с 1990 года, он сыграл более 40 спектаклей! Об этом мы знаем сейчас. Но что двигало им, когда он решился на это? И я задала ему вопрос, так и вертевшийся у меня на языке: "Что вас, актера, представителя публичной профессии, подвигло на такой выбор — уйти от известных людей, связать свою карьеру с небольшим театром в спальном районе столицы?" Вот что он ответил: "Конечно, уйдя сюда, я потерял в смысле паблисити все. Какие-то связи, знакомства, известность. В Театре-студии Табакова у меня было свое место, свои роли, но я мог играть и хотел большего. Здесь же открывалась возможность делать по-настоящему то, что было интересно мне, играть хорошую литературу, воздействуя на зрителя в том ключе, как представлялось правильным мне. Тем более, что мы с Кириллом Панченко на многое смотрели одинаково. Время показало, что это было верное решение".
Служение Мельпомене в Театре на Перовской принесло Никитину множество разнохарактерных ролей классического репертуара. Среди них — комик Аркашка Счастливцев в драме "Лес" Островского, Подколёсин в "Женитьбе" Гоголя, Оргон в "Тартюфе" Мольера, Фома Опискин в драме "Село Степанчиково и его обитатели", поставленной по Достоевскому. Каждый его выход на сцену запечатлевается надолго, потому что он не только сам целиком выкладывается, но, ведя выношенную психологическую линию своего героя, заставляет убеждаться в ней и нас. Эта активная позиция творца, хотящего, чтобы любой зритель был его единомышленником, делает его превосходным воспитателем наших чувств. Показательна в этом плане роль Фомы Опискина, сыгранного Никитиным не примитивным ханжой, но личностью, прямо-таки жаждущей любви. "Дайте, дайте мне человека, чтоб я мог любить его!" — в его устах далеко не ханжеская реплика, но вопль души.
Никитин часто ездит с концертами по старым культурным центрам России — в Новгород, Самару, Екатеринбург, Пермь, Брянск. Эта насыщенная театрально-просветительская деятельность не только не тяготит его, но приносит ему огромное наслаждение. "Я очень люблю свою работу и не могу без нее жить…. Сейчас очень трудно осознать, где заканчивается театр и начинается повседневная жизнь" (из интервью Ольге Михеевой). А началось это с пристрастия к большой литературе, к "чтецкой работе" с ней, где все определяет только он сам. Материал для этих работ он также подбирает сам. Так родились поэтические вечера по Пушкину, Тютчеву, А.К. Толстому, К. Романову, подборка лирики военных лет. Отсюда и импровизации о Тютчеве и Есенине, ставшие своеобразными моноспектаклями.
Моноспектакли занимают в творчестве Никитина особое место. Первой по времени была им сделана "Повесть о грешнике", куда актер включил три сочинения, разделенные временем и местом, но объединенные общей темой — "Нарцисса" из "Метаморфоз" Овидия, "Паутинку" Акутагавы и русскую повесть XVI века о человеке, согрешившем и смертью искупившем грех. Потом последовало обращение к творчеству Гоголя — "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Спектакль этот — пиршество для театралов! Здесь совершенно все. Смачная гоголевская речь, мгновенные перевоплощения актера, когда у вас на глазах он становится то худощавым, высоким Иваном Ивановичем, то пониже, распространяющимся в толщину Иваном Никифоровичем, то поветовым судьей, словом, любым персонажем этой искрящейся смехом повести молодого Гоголя. Следом на сцене появился "Карлик" Лагерквиста, увидеть который, по утверждению видевших его, безусловно стоило. Потом явились "Мальчики", сделанные по "детской теме" "Братьев Карамазовых" Достоевского, где актер заставляет звучать потаенные струны нашей души, открывает ржавеющие шлюзы нашей доброты. Потом — новое обращение к Гоголю, к повести "Тарас Бульба", где артист без трюкачества, надрыва, изменения текста играет так, что спектакль воспринимается не просто архисовременно, но побуждает к действию, так что даже юные зрители, целым классом пришедшие в театр, делаются вдруг серьезными, чутко внимающими звучащее со сцены слово. "Знаю, подло завелось теперь на земле нашей…. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи: гнушаются языком своим, свой со своим не хочет говорить, свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке". В звуковой ряд спектакля органично включены и южнославянские песни, которые поют девушки из музыкальной студии театра "Травень". На сегодня парад моноспектаклей Никитина завершают две импровизации из лирики и писем Тютчева и Есенина. Это, если не считать аудиозаписей по "Ветхому и Новому Завету в рассказах для детей" Александра Соколова, Житиям Святых, "Сказаниям о Петре и Февронье", "Выбранным местам из переписки с друзьями" Гоголя и многого другого.
"Я откровенный пропагандист русской литературы, русской идеи, Православия. Это — базовые вещи. Очень важные, кровные, родные. Помню, как-то читал кусок из Ремизова о погибели России. Прекрасный текст, возвышенный, трагический, плач. И там повторяется все время слово Родина. Это понятие почти исчезло из нашего лексикона. Для меня важно внедрить его снова в сознание. Собственно, я для этого и работаю. Я пытаюсь это делать через те формы, которыми владею, через искусство человека, владеющего словом. Артист — это человек, который чужие слова умеет делать своими. Тем более, если это еще и мое, если я верю в то, что говорю, если полностью присоединяюсь к этому. Читая Пушкина, Тютчева, Хомякова, Достоевского, Романова, Есенина, Рубцова, я могу отстаивать, защищать их слова, как свои. Я не могу сказать так, как сказал Достоевский, не могу выразить любовь к России так, как это сделал Гоголь, но я целиком подписываюсь под их словами, они стали частью меня. К примеру, работа о Тютчеве, в которой у меня намеренно сделано несколько финалов, чтобы выразить мое потрясение глубиной его лирики, публицистики, писем. Не все приняли эту работу, но я продолжаю исполнять ее так, как сделал. Наверное, это поступок. Но делаю я так не потому, что это поступок. Просто я нахожу в этом наслаждение, удовольствие, как человек, как артист. Главное же в том, что это свое увлечение Тютчевым я хочу передать слушателям. Нам иной раз трудно потянуться куда-то, совершить какой-то поступок, но делать это надо".
Вот мы немного и познакомились с артистом и человеком Виктором Андреевичем Никитиным, который через два года отметит свой юбилей — 50 лет со дня рождения. А чтобы закрепить это знакомство, сходите на его спектакли в Театр на Перовской, не пожалеете!
1.0x