Авторский блог Павел Былевский 03:00 27 марта 2007

ЖАЖДА РАЗУМА

№13 (697) от 28 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Павел Былевский
ЖАЖДА РАЗУМА
Заметки с футурологического конгресса
На подмосковной базе отдыха Администрации Президента РФ прошёл футурологический конгресс. Неужели произошёл долгожданный прорыв к созданию долгосрочной стратегии развития России, наметился переход от стихии либерального монетаризма к сознательному управлению историей? Однако всё не так уж хорошо. "Президентская" база отдыха была построена ещё в советские времена для детей партийных работников, а футурологический конгресс проводился как секция ежегодного форума всевозможных ролевых игр, что привносило некий привкус невсамделишности.
Никакие высокопоставленные чиновники, люди большого бизнеса, крупные политические фигуры не удостоили футурологическое мероприятие своим присутствием. Но в мире, где господствует узкокорыстные интересы, оказывается, не вывелась порода людей, способных мечтать "о звёздном". И если государство не хочет пока вкладываться в прозрение будущего, то общественная жажда познания и разумного обустройства грядущего всё равно находит своих героев. Из заметных фигур современной российской футурологии присутствовали Сергей Переслегин и Александр Шубин, а из "новой волны" — Михаил Кожаринов, Вячеслав Рожков, Игорь Герасимов и отечественные трансгуманисты. Известнейший советский фантаст Борис Стругацкий присутствовал "заочно": не приехал по состоянию здоровья, зато прислал ответы на вопросы участников конгресса.
Однако всё не так уж и плохо. Великие учения, прозрения будущего изначально рождаются в узких кругах единомышленников, и лишь потом выплёскиваются в большую жизнь, берутся на вооружение массами, которые переделывают мир. Вопрос, кто перед нами — секта полусумасшедших изобретателей социального "вечного двигателя" или же непризнанные пока открыватели нового миропорядка — решается конкретно, содержательно: что именно предлагается и кем.
На футурологическом конгрессе-2007 было несколько главных тем. Наиболее масштабными и системными были сообщения Сергея Переслегина о критических технологиях и инновационных механизмах когнитивного перехода к обществу будущего, а также "информационал" Александра Шубина — новый социалистический "левый проект". Молодой футуролог, член КПРФ Игорь Герасимов представил проект "Открытого сетевого общества" — модель самоуправления будущего, противоположную пирамидальной иерархии, свойственной административным структурам индустриальной эпохи. Михаил Кожаринов предложил в качестве прикладной методики прогнозирования будущего предсказывать общественные кризисы на основе динамики экономических показателей при помощи "графиков Кондратьева".
Моделирование общества дополнялось вниманием к перспективам антропологического развития человека. Трансгуманисты, эти "улучшатели человеческой породы", обсуждали научно-технические возможности трансформации человека — расширения способностей души и тела, достижения вечной юности, превентивной профилактики любых заболеваний, продления жизни вплоть до достижения личного бессмертия. Конечно, футурологи не могли не рефлексировать: собственной футурологической "кухне" был посвящён "круглый стол" по теме "Как выглядит будущее из прошлого". Был дан анализ того, как футурологи и фантасты прошлого столетия видели наше время, что удавалось угадать, в чем промахивались и в итоге — как научиться точнее предвидеть предстоящее.
Все участники футурологического конгресса, не противореча классической отечественной традиций познания истории, главной причиной предстоящих глобальных перемен называли научно-технический прогресс и широкое распространение его результатов. Развитие нанотехнологий, искусственного интеллекта, биотехнологий и робототехники готовят неизбежную революцию производительных сил, сдвиг всего планетарного промышленного контура, что не может не сопровождаться радикальными социальными и политическими переменами. Порою даже создаётся впечатление, что социальные последствия технологических революций для народа важнее, чем подковёрная возня "политического планктона".
Приводились говорящие факты: в Японии приближается к завершению начатый в 1970-е годы проект по созданию гуманоидных роботов, уже в ближайшее десятилетие андроиды грозят занимать рабочие места. В Южной Корее планируется к 2020 году наделить каждую семью домашним роботом. В США Министерство обороны ожидает, что уже к 2015 году боевые роботы будут формировать треть ударной силы американской армии. Научно-технический прогресс "стреножен", развитие "реального сектора" — транспортных, энергетических, добывающих и обрабатывающих технологий — заморожено в пользу информационно-коммуникативных, и нарастает технологический, а вслед за ним и социальный дисбаланс. Но в результате человечество всё равно приближается к глобальному кризису, "точке бифуркации".
В своём центральном для футурологического конгресса докладе Сергей Переслегин дал резкую критику химеры "постиндустриального общества" и сформулировал подлинную суть кризиса предстоящего фазового перехода. Суть фазового кризиса заключается в одновременном приближении к "двум пределам" — управления и бедности.
Как бы ни "стреноживали", ни ограничивали отдельными направлениями научно-технический прогресс и соответственно развитие промышленности, энергетики и транспорта, рост производительных сил на планете Земля продолжается и походит к критической точке. Остановка пространственной экспансии: в космос, на океанское дно, к полюсам, в глубь планеты — только обостряет симптомы кризиса. "Предел сложности", или кризис управления, заключается в том, что гуманитарные технологии критически отстают от материально-технических. Возросшая сложность экономических, социальных и идеологических процессов грозит вырваться из-под контроля, потому что не может управляться существующими административными структурами с помощью прежних методов.
С другой стороны, "предел бедности" не позволяет найти чисто "технологический" выход из кризиса, чтобы гармонизировать и ускорить общественное развитие, избежав революционных социальных преобразований и вовлечения в историю народных масс. Нарастающий мировой кризис индустриального общества грозит неминуемой крупномасштабной катастрофой: новой мировой "горячей" войной, планетарным социальным катаклизмом. Грядёт взрывное разрушение общественных институтов и технологическая деструкция, новые "Тёмные века", но таким образом, "первичным упрощением", насильственно восстанавливается утраченное равновесие технических и гуманитарных технологий. Фазовый кризис не "рассосётся" сам собой, он объективен, ни избежать мировой катастрофы, ни существенно отсрочить её не удастся. Вопрос заключается лишь в том, будет ли переформатирование мира когнитивным или неофеодальным.
Варианта сохранения индустриального мира на сравнительно долгий промежуток времени — хотя бы на столетие — нет ни в одной из версий развития. Выход, по Сергею Переслегину, — в переходе человеческого общества на новый, "когнитивный" уровень развития. Что это за грядущее общество, к сожалению, было прорисовано в самых контурных чертах. Дело не в том, что индустриальный способ производства уходит в прошлое, а в том, чтобы определить сменяющее его общество не "через отрицание", не через то, чем оно не является, а позитивно. По определению Сергея Переслегин, когнитивная фаза развития человечества, которая следует за обычным и государственно-монополистическим капитализмом, состоит из "семантической" и "нейрогенетической" общественно-экономических формаций.
Дискуссии во время доклада и в кулуарах футурологического форума возникали по поводу трактовки "когнитивной фазы": что же это такое? Что-то вроде "нейромира" Сергея Кугушева и Максима Калашникова? Марксист-ленинец охотно понял бы "когнитивную фазу" как общество, в котором объединённое человечество сознательно управляет историей, переделкой природы и благоустройством Вселенной на основе познания объективных законов развития.
В мире существуют и борются несколько редакций когнитивного перехода — США, Японии, Германии, скорее всего — также Китая, возможность выстроить свой проект есть и у России. "Мировой лидер" США уже осуществили в собственных национальных границах проект "квазикогнитивности" — всевластия кучки анонимных манипуляторов историей при дебилизации всего остального населения. "Мировой проект" США — переход в "когнитивность" только для самих себя, за счёт других стран и народов, путём ограбления и направленного регресса целых регионов планеты, даже ценой "сброса" Европы в "новый феодализм".
Для России Сергей Переслегин видит уникальный шанс "выиграть" это соревнование "проектов когнитивного перехода". У России есть, как это ни парадоксально, "стартовое преимущество": наша страна уже прошла в 1990-е через кризис индустриального способа производства, который сопровождался физическим коллапсом производства, а миру угрожает взрывным размонтированием индустриального производства. Далее, именно у нас государство традиционно является единственным экономическим "игроком", способным замкнуть инновационный цикл, взяв на себе его издержки в настоящем во имя отдаленных результатов.
Инновационная экономика, согласно Сергею Переслегину, с необходимостью будет носить государственный характер, функционировать "над рынком", хотя некоторая часть инноваций и инновационных технологий будет присутствовать на рынке. Главное — не поддаваться искушению "импортировать" комплекс "технологий завтрашнего дня" вместе с носителями, системой образования и государственным языком, а строить собственную инновационную систему.
Таким образом, у России, утверждает Сергей Переслегин, есть шанс "сшить" между собой "ускоряющие" и "управляющие" технологические парадигмы". Россия может, а потому должна разработать критические технологии фазового перехода, подготовить глобальный проект "когнитивного перехода". "Русский проект", открытый другим редакциям "когнитивного перехода", впитывая и синтезируя их сокровенные смыслы, явит себя убедительнейшим для мира примером. В условиях общего кризиса мирового контура управления можно не только избежать всеобщей катастрофы человеческой цивилизации, но и заставить проектно работать государственные управленческие системы.
Нельзя не отметить, что на футурологическом конгрессе тема "когнитивного перехода" была наиболее важной находилась в центре внимания. Но вернёмся к тому, с чего начали: пока постановка вопроса о будущем и предлагаемая модель решения существует, увы, на "аутсайдерском" поле. Государством "практическая футурология" по-настоящему пока востребована. Тот же Сергей Переслегин выполняет государственные заказы, готовя проекты стратегии развития в лучшем случае для отдельных регионов, отраслей. Что ж, тем хуже для государства и его "элит": лучше готовиться к кризису загодя, чем потом "хвататься за соломинку" в пожарном порядке.
1.0x