пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Сегодня 27 июля 2025
Авторский блог Тит  03:00 20 марта 2007

Врождённое бесстыдство

Выставка истории и развития соц-арта в России и Китае открыта до 1 апреля и занимает львиную долю экспозиционных площадей в Третьяковке, что на Крымском валу.

Даже беглое ознакомление с этой выставкой производит глубокое впечатление и наводит на ряд серьезных размышлений.

Размышление первое. Даже если вы гонимый художник, живущий в СССР в начале 80-х; даже если вам опостылела официальная пропаганда и вы стремитесь всей душой на Запад (с настойчивостью мухи, желающей проникнуть в клозет); даже если у вас неплохие отношения с заказчиками в посольствах весьма "цивилизованных" и вполне враждебных СССР государств, вы бы могли, к примеру, старый фронтовой танк Т-34, стоящий на постаменте у деревни Снегири, представить в виде пьяного хряка, измалеванного "совейской символикой"?

Конечно же, могли! Коли вас ведет по жизни врожденное бесстыдство да изначальное чувство отчуждения от окружающей вас русской жизни. Этот выбор связан не с социальным опытом, не с индивидуальным мировоззрением, но с особенностями психики. Вопросы этнопсихологии вообще темны и мало изучены.

Размышление второе. Симпатичная игра во "второй русский авангард", всяческое брожение, протестное размалевывание картона, "шаляй-валяй" артистических душ явственно перетек в примитивный антисоветский, антиимперский ангажемент. За соц-арт платили долларами, и не только… На Западе искусственно раздували репутации, форматировали при помощи прессы определенные фигуры. Так было надо. Тогда, но не сейчас. Сейчас мода "на все китайское". Изнасилованный ослик в прицеле объектива имеет несомненную художественную ценность, если сзади пристроился представитель Поднебесной. Так полагают международные комиссары-кураторы. Интересно, откуда у них такие четкие критерии всего "актуального и современного"?

Размышление третье. Весьма успешный Илья Кабаков ездит туда-сюда (Россия-Запад) со своей инсталлированной "коммуналкой" лет как двадцать уже. В принципе такое "искусство" не имеет потребителя ни здесь, ни там. Там — потому, что контекст в принципе непонятен. Здесь — потому, что контекст этот постоянно меняется: эклектика и подчеркнутое убожество советского быта либо не производит впечатления (на людей, живших и видевших неподдельную роскошь реальных коммунальных квартир), либо является — для молодежи — странным капризом престарелого автора. Так в чем же успешность художника? Очевидно, существует вид искусства, которое можно определить как "прокладочное". Кабаков прокладывает путь, некую псевдотрадицию, в рамках которой могут существовать, например, "Синие носы", чья деятельность, в силу своего скудоумия, не может конкурировать с шутниками-затейниками, обосновавшимися в мировой паутине.

Вообще выставка соц-арта еще раз напоминает о трагедии, разыгравшейся в России на исходе ХХ века. К 1984 году огромная страна, раскинувшаяся на 1/6 часть суши, — была никому не интересна, кроме ее врагов. Интеллектуальная и творческая "элита" смотрела кто куда… В прошлое, на Запад, внутрь себя — только не на Россию, прозябающую без духовной опеки.

По сталинскому плану творческую интеллигенцию, очевидно, готовили в качестве солдат культурного фронта, формируя целые полки и батальоны (ни в одной стране мира нет такого количества людей творческого труда). Сталинская культурная политика имела в виду задачи культурного обустройства России и привела к созданию целой армии художников и писателей. Поистине — страшна сталинская система без Сталина. Интеллигенцию учили, кормили, берегли от фронта не для того, чтобы она блядовала сначала с дипломатическим корпусом, а потом с кем попало. По советскому проекту интеллигенция должна была массовым десантом опуститься на беспризорные нивы континентальной империи. Серьёзный социальный заказ Запада, который был отменен только с развалом СССР, обеспечил на некоторое время относительное процветание единичным персонажам из когорты "нонконформистов". Теперь эстафета предательства перешла китайцам...

Модераторы художественной жизни России — Церетели и Гельман — ныне работают, как двутактный двигатель. Псевдоавангард и псевдотрадиция торжествуют.

За прошедшие годы "свободы" мы увидели всё "неофициальное" и всё "актуальное". Хорошо, если это — обычная помойка. Хорошо, если это предмет, в который индивидуумы сбрасывают свои комплексы. Хорошо, если это — форма игры, попытка острить.

Плохо если это — дипзаказ, часть "холодной войны" с СССР, а теперь с Россией. С Россией… и Китаем.

№12 (696) от 21 марта 2007 г.

1.0x