№12 (696) от 21 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Щукин
БАЛКАНЫ—АППЕНИНЫ—ПИРЕНЕИ
Соглашение о строительстве нефтепровода Бургас—Александруполис стоимостью около 1 млрд. евро, протяженностью 279 километров и проектной мощностью 35 млн. тонн нефти в год, которое было подписано в Афинах, нельзя рассматривать в отрыве от визита российского президента в Италию, где он встречался с Папой римским Бенедиктом XVI. Судя по всему, именно поддержка католической церкви, имеющей весомый, если не решающий, голос в странах Южной Европы — Италии, Испании и Франции, — которые будут выступать главными потребителями российской нефти на средиземноморском направлении, окончательно склонила чашу весов в пользу данного проекта. Особо отмечается тот факт, что Путин и Ратцингер общались в Ватикане на немецком языке, — а значит, косвенную поддержку данному проекту оказывают весьма влиятельные круги в Германии.
Это обстоятельство лишний раз подтверждает, что в противостоянии между атлантистами-глобалистами и проектом MittelEuropa даже после избрания Ангелы Меркель канцлером ФРГ далеко не всё закончено. Точно так же, как еще ничего не решено в "великом французском противостоянии" между Николя Саркози и Сеголен Руаяль. Публичная политика далеко не всегда является точным и прямым отражением политики реальной.
Поэтому реакция со стороны США и Великобритании на подписание данного соглашения оказалась весьма резкой и даже болезненной. И если, например, заместитель госсекретаря США Мэттью Брайза в своих комментариях, солидаризуясь с британской "Times", упирал прежде всего на потенциальную опасность "полной энергетической зависимости от России для европейских стран", то медиа-агентство Bloomberg прямо заявило, что "проект Бургас—Александруполис вступает в конкуренцию с другими энергетическими проектами, предлагаемыми для региона, главным образом — под патронажем США". Разумеется, речь идет прежде всего о нефтепроводе Баку—Тбилиси—Джейхан, торжественное открытие которого состоялось еще в июле прошлого года. Обошедшийся странам и фирмам-участницам почти в три с половиной раза дороже, этот проект теперь можно считать фактическим провалом, а четыре миллиарда долларов — выброшенными на ветер: стоимость транспортировки нефти из Новороссийска в Александруполис даже с учетом всех трех "перевалок" окажется намного дешевле, чем перекачка "черного золота" через Кавказский хребет. Вдобавок, Турция потеряет возможность неделями держать российские танкеры с нефтью, прежде чем разрешить им проход через Босфор и Дарданеллы. Так что здесь фраза "вступает в конкуренцию" могла бы читаться как полный разгром выстроенной было Америкой и ее союзниками геополитической комбинации.
Однако не стоит забывать, что строительство нефтепровода Бургас—Александруполис еще только предстоит, а его "слабым звеном" очевидно является Болгария, на которую теперь будет сконцентрировано не только турецкое, но и куда более мощное американское давление. А готовность политической элиты наших "братушек" в любой момент сменить свою позицию — например, под угрозой "косовского варианта" со стороны турецкой диаспоры, прибирающей к своим рукам уже не только экономические, но и политические рычаги в стране, — достаточно хорошо известна.
Так что в известном смысле эскалация "холодной войны" против России на этом направлении можно считать гарантированной.
1.0x