Авторский блог Елена Антонова 03:00 13 марта 2007

ОЖИВШИЕ КУКЛЫ

№11 (695) от 14 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Антонова
ОЖИВШИЕ КУКЛЫ

С каждым последующим спектаклем Андрея Денникова становится ясно, что на наших глазах происходит рождение нового синтетического театра, в котором куклы и люди, общаясь и взаимодействуя друг с другом, решают задачи, немыслимые для прежних театров. Расширяются пути воздействия на публику, обогащаются зрительный и эмоциональный ряды, не говоря уж о бьющей через край театральности. Что же до психологизма спектаклей, то образцом для себя Денников называет высокие принципы русского драматического театра начала XX века. Все это предъявляет высокие требования к артистам, которые должны уметь лицедействовать, петь, танцевать, да еще и кукол водить. Последнее, по утверждению режиссера, — удел далеко не каждого. "Кукольник — это мировоззрение, хотя и мастерство, конечно, тоже. Работая с куклой, нельзя пропустить ни одного движения, ни одной эмоции…”
Сам Андрей с куклой на сцене встретился еще в 5-м классе школы, когда, возглавив одноклассников, он сделал свою первую постановку по "Каменному гостю" Пушкина, где сыграл Дона Гуана. Видимо, эта встреча и привела к ощущению, что кукла — не просто одно из средств самовыражения, но партнер, помогающий открывать зрителям то, что от своего лица сделать трудно, а то и просто невозможно. Сегодня в активе Денникова, которому на днях исполнится 29 лет, постановки 11 спектаклей для взрослых и одного для детей. Для всех он написал сценарии, продумал, а в ряде случаев создал кукол, подобрал музыку и сам во всех сыграл. Первым зрелым спектаклем, исполненным еще до того, как он стал дипломированным кукольником, были "Маленькие трагедии" Пушкина, которые и по сию пору остаются среди лучших его работ. Три — поставлены по операм: Верди "Риголетто", Бизе "Кармен! Моя Кармен!", Моцарта "Волшебная флейта". Об "Исповеди хулигана" и "Молодости короля Людовика XIV" я уже писала. Кроме них — трагичная и веселая одновременно "Шутовская комедия о Тиле", спектакль-концерт "Бери шинель, пошли домой!", "Левша", идущий на сцене Театра сатиры. Из последних работ — "Концерт для Чичикова с оркестром" и "Странная мисс Сэвидж", каждая из которых обозначила новый этап его режиссерских поисков.
Первый показ своих спектаклей Денников обычно проводит в Марселе, на сцене театра "Toursky", у французского режиссера и актера Ришара Мартена, который заприметил его, когда он, будучи студентом ГИТИСа, выступал в Доме-музее Ермоловой.
"Концерт для Чичикова с оркестром", сюжет которого заимствован из поэмы Гоголя "Мертвые души", с привлечением иных его сочинений, в том числе "Выбранных мест из переписки с друзьями", построен как обычный симфонический концерт. Расписаны роли главного солиста, примадонны, групп скрипок, альтов, медных духовых, то бишь инструментов власти, народных инструментов. Соло исполняет Чичиков. Помещики, которых он навещает, играют партию 1-й скрипки, их жены и приживалы — партии альтов. Группу инструментов власти составляют чиновники губернского города NN и их жены, группу народных инструментов — балаганный Петрушка, хозяйка трактира, цыгане, слуги, бабы, девки, мужики и прочий "черный" люд. Заставить играть эту разномастную компанию в нужном темпе и с нужными эмоциями может лишь опытный дирижер. И Денников позволяет управлять оркестром то Поэту, то чёрту в обличье гётевского Мефистофеля. Впрочем, похожее раздвоение свойственно и самому Гоголю, который в своих метаниях то саркастически смеётся над николаевской действительностью, то с жаром критикует свои сочинения вплоть до полного их уничтожения. В духе Гоголя, заметившего: "Сам демон зажигает лампы, чтобы показать все в настоящем виде", Денников сам берется играть обоих — Поэта и Мефистофеля. Первого — в своем обычном обличье, лишь одетый в черную, любимую Гоголем крылатку, второго — в виде большой, в человеческий рост куклы, из-за которой то и дело проглядывает голова Поэта-кукловода.
И вот перед нами — привычная российская дорога, по которой едет Чичиков в запряженной тройкой бричке. Эта бричка — один из главных атрибутов постановки. Когда перед нами ее задник с крутящимися колесами, символ покорения неоглядных просторов России, Поэт предается мыслям о Родине. Когда же она поворачивается к залу передом, то в мгновение ока превращается в подмостки для кукол, играющих тех героев, с кем на сей раз сталкивается Чичиков. А как хороши эти куклы, созданные по знаменитым рисункам современника Гоголя Петра Боклевского! Насколько театральнее становится действо, когда одновременно наблюдаешь игру актера и гротескно заостренное ее повторение в кукле! А уж историю деградации Плюшкина, переданную Дивертисментом марионеток, который завершается раздеванием героя — зримым образом обнищания его духа, ни один драмтеатр просто не в состоянии показать. Однако театр Денникова благодатен не только зрителям, но и актерам. Кроме игры самого мастера, каждый скульптурно вылепленный жест которого не только несет смысловую нагрузку, но доставляет эстетическое наслаждение, нельзя не отметить вдохновенную игру артистов М.Мишаева, Е.Поваровой, И.Яковлевой, да и всей труппы в целом.
И последнее, что хочется сказать о театре Денникова. Это — облаченное в яркую театральность, но всегда ощутимое воспитательное начало его спектаклей. То, что является прерогативой русского высокого искусства. Воспитательный пафос разбираемого спектакля несут заключительные слова Поэта, обращенные им в зал: "Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский…. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России…. Пропадет тогда сама собой мысль, которая зародилась теперь у честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России".
1.0x