Авторский блог Михаил Делягин 03:00 13 марта 2007

ЛОВУШКИ ДЛЯ ПРЕЕМНИКА

№11 (695) от 14 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Михаил Делягин
ЛОВУШКИ ДЛЯ ПРЕЕМНИКА

По предложениям Кудрина и Грефа правительство приняло бюджетный план на предстоящее трехлетие. Нечеловеческие усилия либеральных фундаменталистов, направляемых четким интересом как "старых", так и "новых" олигархов, кардинально изменит лик России.
Страна в полной мере ощутит выравнивание цен энергоносителей с мировым уровнем, удар налогом на недвижимость по самым бедным и "среднему классу", окончательное уничтожение национального машиностроения и сельского хозяйства из-за присоединения к ВТО на колониальных условиях.
Главный реальный приоритет государства — наращивание Стабфонда и, соответственно, развитие стратегических конкурентов России: США и Евросоюза. С 4,0 трлн.руб. в конце 2007 года его планируется к концу 2010 года довести до 8,3 трлн.руб.! При этом дефицит основной части бюджета составит 1,1 трлн.руб. в 2009 и 1,2 трлн. — в 2010 году, но это не беда: уже обсуждается, что ради пополнения Стабфонда можно будет сократить ("секвестировать", как в 1997 году) расходы или взять займы, вернувшись в 90-е годы.
Вывод прост: либо самоубийственная политика правящей бюрократии будет сменена, либо она приведет к системному кризису и, возможно, революционному взрыву. В четком обозначении этой дилеммы и кроется позитив выступления Грефа и всего плана, утвержденного правительством.
СКАЗКИ ПРО ИНФЛЯЦИЮ
Чтобы "поставить на уши" даже самую лояльную аудиторию, сегодня достаточно назвать официальные показатели инфляции. На одной из секций Русского собора его участники прямо обвинили заместителя Грефа Шаронова, начавшего распинаться о 9% инфляции, во лжи, так что председательствовавший митрополит Кирилл был вынужден защитить реформатора, рассказав, как много правительство намерено сделать для РПЦ, и какую честь оказал Шаронов Русскому собору, почтив его визитом.
Правительство обещает снизить инфляцию к 2010 году до 5-6%. Да, давлением на Росстат ее можно довести и до 3%, установленных некогда Путиным в качестве актуальной задачи, — но к реальности эта цель имеет не большее отношение, чем 9% инфляции к 2006 году.
Особенно ярко оттеняет бредовость планов правительства его же решение об ускорении одного из главных факторов инфляции — роста тарифов на продукцию естественных монополий. Их аппетиты никто и не думает обуздывать; Греф сознался на правительстве, что "Газпром" не дает ему даже жизненно необходимой для подготовки прогноза статистики, — и это не вызвало эмоций.
Действительно: негоже министру подглядывать в чужой кошелек — особенно когда всем, в общем, известно, кому именно этот кошелек принадлежит.
Планы "Газпрома" по достижению внутренними ценами на газ сегодняшнего уровня развитых европейских стран никто из официальных лиц не смеет ставить под сомнение. Ну и что, что к 2010 году цены на газ в развитых странах Европы снизятся — хотя бы из-за прогнозируемого удешевления нефти? Российские цены все равно будут расти "как положено": на 25% в 2008 году и еще по 27% — в 2009 и 2010 годах, увеличившись только за 3 года более чем вдвое. И внутренняя цена газа достигнет 100 долл. за тысячу кубометров, даже если это (с поправкой на цену транспортировки) будет дороже, чем в развитых странах: прибыль "Газпрома" превыше всего!
А дорогой газ — это дорогая электроэнергия. За 2008-2010 годы ее оптовая цена по решению правительства должна вырасти на 43%. Однако рост доли так называемого "свободного", то есть откровенно спекулятивного рынка, обеспечит еще больший рост — на все 55%. Для народа же, на который в рамках ликвидации "перекрестного субсидирования" взваливают часть убытков промышленности, удорожание будет еще выше.
Прогнозный рост тарифов ЖКХ — 1,6 раза за 3 года, но на деле это скорее минимальная оценка.
Ускорение роста тарифов естественных монополий началось уже в 2007 году, но станет рекордным с 2008, когда государству уже не нужно будет бояться "неправильного" голосования народа. Соответственно, ускорение реальной инфляции, которое "съест" бюджетные планы увеличения расходов на зарплаты и пенсии с 2,6 до 4,1 трлн.руб. (при этом расходы на зарплату бюджетникам, включая их привилегированные, обслуживающие государство части, вырастут к 2010 году на две трети, а на пенсии — на 55,2%).
Занижение инфляции позволит реформаторам бессовестно завышать увеличение ВВП, промышленный и инвестиционный рост, рост доходов населения.
Тайное ускорение инфляции ударит по наиболее бедной части общества. Уже сегодня людей можно выбрасывать из квартир за долги по коммунальным платежам, но перед выборами использование этого инструмента ограничено. Когда же "проблема-2008" будет так или иначе решена, рост тарифов на ЖКХ в сочетании с налогом на имущество станет инструментом "очистки" привлекательной недвижимости — и хорошо расположенных домов в крупных городах, и земельных участков — от относительно бедных россиян.
Дополнительным инструментом могут оказаться банкротства ТСЖ, в которые загоняют собственников квартир. Они могут быть не только настоящими, но и искусственными (например, при помощи подкупа или запугивания председателя ТСЖ), — но результатом станет лишение его членов их квартир.
УДВОЕНИЕ ВВП СВЯТЫМ ДУХОМ
Прогноз на период до 2010 года тревожен. Управляющий параметр российской экономики — мировая цена нашей нефти — снизится, как ожидают, с 55 до 50 долл/баррель. Ожидаемый удар США по Ирану подбросит цену нефти до 75-80 долл/баррель, но эта поддержка будет недолгой. К 2010 году огромные инвестиции всего мира в нефтяную и нефтеперерабатывающую промышленность принесут отдачу, и нефть подешевеет.
В этих условиях необходима модернизация экономики, придание ей инновационного характера, развитие и освоение новейших технологий. Правительство понимает это — и сотрясает воздух высокопоставленными "артистами разговорного жанра". Реальных, полноценных мер по стимулированию развития не предполагается; бюрократы предпочитают симулировать активность.
Непонятно, каким образом либеральные фундаменталисты, развлекающиеся с Россией, собираются обеспечивать запланированный рост в 5,9% в 2008-2009 годах и 6,1% — в 2010. Дежурная мантра, что в последние годы "экономика растет за счет внутреннего спроса, а не нефтедолларов" — в лучшем случае самообман, ибо внутренний спрос России генерируется все теми же нефтедолларами, просто прошедшими по цепочкам расчетов.
Правительство не намечает реальных мер для снижения нефтяной зависимости, а для обновления производства не только нет, но и не планируется создать даже предпосылок. Разделение Стабфонда на "резерв" и "фонд будущих поколений" не означает направление последнего на модернизацию экономики. Планы такой модернизации даже не разрабатываются, а без них разбрасывание денег на разрозненные продвигаемые лоббистами проекты действительно будет стимулировать воровство, а не развитие.
В таких условиях даже ряду сверхлояльных "единороссов" прогноз в 5,3-5,5% роста кажется нереально оптимистичным.
Либеральные фундаменталисты же по-прежнему действуют по принципу "все как-нибудь решится само собой". Так, Греф, зафиксировав, что для намеченного роста ВВП машиностроение должно увеличивать производство средним темпом 6-7%, и не интересуясь причинами этого, да еще в условиях присоединения к ВТО (возможно, потому, что даже горячечной фантазии либералов не хватило на то, чтобы придумать эти причины), меланхолично продолжил: хорошо бы, чтобы этот рост привел к уменьшению разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных россиян. Пока, правда, пропасть между ними только растет и в 2006 году побила новый рекорд, но, если сидеть сложа руки, возможно, когда-нибудь ситуация вдруг изменится к лучшему!
СКАЗКИ ПРО МОДЕРНИЗАЦИЮ
Государство нарастило громкость разговоров про модернизацию, диверсификацию экономики, развитие высоких технологий и прочие приятные вещи, призванные отвлекать народ от действительности в преддверии выборов.
На деле значимых мер для развития не предпринимается. Реформаторы пребывают в блаженном расслаблении, продолжая ожидать, что инвестиционные проекты национального масштаба вырастут на ветвях неведомых деревьев и свалятся к их ногам, как спелый кокос — к ногам папуаса.
Чтобы замаскировать свое безделье, они поощряют суету лоббистов, помогая им выдавать ее за инвестиционную деятельность.
В результате, кроме экспортно-ориентированных проектов магистральных трубопроводов и модернизации портов, реализуется один (!!) масштабный проект развития — освоение Нижнего Приангарья. Его инициатор — не государство, а региональные власти и крупные корпорации. О технологическом рывке речи не идет — это то самое экстенсивное развитие, за которое справедливо пинали советское руководство, но на фоне нынешнего оно выглядит чудом.
Но и там до сих пор не определена, например, зона затопления Богучанской ГЭС. А значит, нельзя оценить стоимость ее строительства — и, следовательно, его технико-экономическое обоснование носит, мягко выражаясь, условный характер.
Крупные институты развития не создаются. В результате в 2006 году Минэкономразвития использовало выделенные ему средства лишь на 18%. Это не так плохо — могли ведь и украсть все. Но о развитии, о модернизационных проектах, не говоря уже об увязывании их в единый комплекс, речи как не было, так и нет.
Зато яркие примеры развития по-новому дает нам Санкт-Петербург. Уничтожающий его как историческую ценность "член "Газпрома"" будет строиться на деньги городского бюджета. Вероятно, это своего рода "откат" за регистрацию в городе "Газпромнефти".
Одновременно с чудовищно дорогим намыванием продолжения Васильевского острова сопоставимую площадь собираются отдать под "Балтийскую жемчужину" китайским инвесторам — за сумму, на несколько порядков меньшую! Зачем отдавать землю за гроши, чтобы тут же за чудовищные деньги отвоевывать ее у моря, без слова "коррупция" объяснить сложно.
И это при том, что Санкт-Петербург — отнюдь не оазис благополучия, которому некуда девать деньги: неразвитость электроэнергетики блокирует развитие и города, и Ленинградской области.
Безумные проекты грозят поглотить столько денег, что идет речь о федеральном финансировании менее скандальных проектов, которые просто лишаются средств из-за реализации разного рода афер.
В ряду бессмысленных "инвестиций" нельзя не упомянуть и вбухивание в Сочи 12 млрд.долл. под предлогом подготовки к Олимпиаде — которую, как это ни грустно, город выиграть не может: у него нет даже простейшей энергетической и транспортной инфраструктуры. И далеко не факт, что после "освоения" этих 12 млрд.долл. эта инфраструктура появится хотя бы частично.
ТРЕХЛЕТНЯЯ УЗДА
О трехлетнем бюджете говорят с 2002 года, но лишь сейчас вокруг него началась суета: вместо сентября его проект должен быть внесен в Госдуму в конце апреля, что делает невозможным его добросовестную проработку. Он будет дорабатываться "на коленке" уже в конце этого года — и дай бог, только тогда.
Но чем вызвана спешка? Что мешает государству болтать на эту действительно важную тему еще лет 20 — как оно делает, например, с диверсификацией экономики?
Активизация бюрократии вызвана, похоже, политикой: трехлетний бюджет (да еще и с придуманным "дефицитом" в 2009-2010 годах — при пополнении Стабфонда) свяжет по рукам и ногам преемника нынешнего президента, если он все-таки займет его место. И правящая бюрократия уже сегодня, когда не то что личность, но и сама возможность появления такого человека представляется сомнительной, на всякий случай пытается лишить его шанса взяться за модернизацию России и увековечивает этим свою политику, гибельную для страны, но исключительно выгодную для нее.
Парадигма нынешнего правительства, несмотря на велеречивые рассуждения об экономическом возрождении и краденую патриотическую риторику, не отличается от проклятой парадигмы 90-х годов.
Она делает невозможной ни модернизацию экономики, ни укрепление позиций России в мире. Объективно она содействует уничтожению нашей страны и освоению наших природных ресурсов вменяемыми участниками глобальной конкуренции — США и Китаем.
1.0x