№10 (694) от 07 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Виктор Геращенко
МОЖЕМ СВАЛИТЬСЯ В ЯМУ
ГЕРАЩЕНКО Виктор Владимирович (21.12.1937, Ленинград), образование высшее (Московский финансовый институт, 1960), доктор экономических наук, профессор. Долгое время работал в системе советских банков за рубежом (Великобритания, Ливан, ФРГ, Сингапур). Председатель правления Госбанка СССР (1989-1991), председатель Центрального банка России (1992-1994, 1998-2002), управляющий от России в МВФ (1998-2001), в 2003-2004 годах — депутат Государственной думы РФ по спискам партии «Родина», с 2004 года — председатель совета директоров ОАО "ЮКОС".
Вопросы вашей газетой сформулированы правильно, это нормальные вопросы. Как вы знаете, дискуссия по поводу Стабфонда идет давно. Нужен ли он, и как его использовать? Опыт других стран, той же Норвегии, на которую обвалилась удача — месторождения нефти в Северном море, говорит, что вроде бы нужен. Однако Норвегия — страна маленькая, там ни на что серьёзное люди не претендуют, они привыкли жить скромно, летом собирать грибы, клюкву, форель с семгой разводят и ловят… Вот они и создали фонд грядущих поколений, имея в виду вкладывать деньги в развитие образования, науки и так далее — поскольку знают, что эти их нефтяные месторождения через 20-25 лет иссякнут. А других природных ресурсов уже не будет.
У нас ситуация немного иная. Уже сейчас необходимо активно вести геологическую разведку в Восточной Сибири, потому что Западная Сибирь, которая была разведана еще до войны и которой всерьёз стали заниматься сразу после открытия и освоения "второй Бакинской нефти", тоже иссякнет через 10-15 лет. Хотя наука тоже не стоит на месте, наверняка придут новые энергетические технологии — например, связанные с водородом. Но без энергетического фундамента никакая экономика, особенно большой страны, существовать не может. Поэтому если нам снова обломилось, как в 70-е годы, то, что академик Анатолий Петрович Александров назвал "нефтяной чумой", надо думать, в каком направлении эти средства Стабфонда использовать. Но тогда, в советские времена, деньги все-таки — чуть ли не 25 миллиардов долларов — вкладывались в развитие производства, создали большую нефтехимию, вообще химию. Ведь до того даже пластик для производства тех же холодильников приходилось покупать за границей.
И когда у нас сейчас вследствие нового роста нефтяных цен решили создавать Стабилизационный фонд: потому что цены могут упасть, их уровень зависит от целого ряда объективных и субъективных причин, — это хорошо, пусть так будет. Пусть даже установили планку в 500 миллиардов рублей, до которой никак эти деньги трогать нельзя. Потом оказалось, что и свыше 500 миллиардов трогать нельзя — разве что на досрочную выплату внешнего долга. Выплатили, хотя нас об этом никто не просил. Говорят, что-то сэкономили на процентах — хотя другие говорят, что ничего не сэкономили, а скорее потеряли. Но дальше-то что? Просто сидеть на деньгах целый год и более, держать их на беспроцентных счетах в ЦБ — это глупо. Даже если его размножать, переименовывать в Фонд будущих поколений, Нефтяной фонд и так далее. Если по жизни вы хотели что-то купить, но сделка у вас сорвалась и вы теперь просто носите деньги в кармане — вы поступаете глупо. Вы, конечно, кредитуете государство: если носите рубли — российское, если носите доллары — американское, и так далее, — но лучше положите их на счет: пусть мизер, пусть ниже уровня инфляции, но деньги должны приносить доход. Я не знаю, что в Минфине думают, чьи там и какие интересы удовлетворяют — я как профессиональный банкир вижу, что деньги Стабфонда используются нерационально или попросту — плохо.
Теперь эти средства решили размещать — это правильно. Но почему — размещать в иностранные активы? Придумали: 45% доллары, 45% евро, 10% фунты стерлингов. Зачем? У нас ведь и без того хватает золотовалютных резервов Центробанка. Еще такой вроде бы технический, специальный вопрос: кто додумался размещать деньги Стабфонда под шапкой Центробанка РФ? Они что, идиоты, что ли? Они что, специально подставляют резервы страны (государства и ЦБ) под новые "дела "Ноги" — помните, когда бизнесмен Нессим Гаон через суды добивался ареста российской собственности?
Сейчас много говорят о росте Стабфонда, зато вот теплотрассы в городах и селах у нас лопаются каждый день, потому что их ведут зачастую поверху — зарыть в землю якобы слишком дорого. И естественно, возникает вывод, что при той инфраструктуре, которая сложилась у нас в стране (и даже климате), при необходимости развития экономики, особенно малого и среднего бизнеса — большой бизнес сегодня себе кредиты найдет где угодно, — просто складывать деньги в кубышку "на якобы завтра", когда они остро необходимы здесь и сейчас, совершенно неоправданный шаг. Ведь создание, поддержание в рабочем состоянии развитие инфраструктуры — это дело государства, а не населения или бизнеса. Включая сюда строительство жилья. Ведь почему-то Рузвельт в 1932 году поставил задачу массового строительства дорог и жилья для населения за счет федерального бюджета, бюджета штатов и бюджета городов. Он понимал: иначе, если людям оказывается негде жить и негде работать, создается серьезная база для нестабильности. В Федеральной резервной системе США, наряду с уровнем цен и объемом производства, третий целевой показатель — занятость. Потому что для них это важно. У нас почему-то сегодня для ЦБ, оказывается, важны только курс рубля и уровень инфляции. Хотя уже все признают, что инфляция в России сегодня носит немонетарный характер.
Причем внизу социальной лестницы, где у нас находится процентов 85 населения, инфляция воспринимается совсем в иных масштабах, чем наверху. Зарплаты низкие, пенсии низкие, люди не могут нормально питаться, нормально одеваться, нормально лечиться, а при таком росте коммунальных платежей и тарифов, какой пошел сегодня, мы вообще очень легко можем свалиться в яму социальной нестабильности.
Почему государство не может кредитовать закупку новых технологий, создание новых рабочих мест? Почему наш Банк реконструкции и развития, который был создан четыре года назад, до сих пор ничего не делает? Почему не работает Межгосбанк, созданный аж в 1999 году, где участвуют восемь стран СНГ, где 50% капитала принадлежит России, где есть проекты, представляющие острый интерес для всех участников, но Банк не получает финансирования даже от России? Это же наш рынок, стран СНГ, традиционный,— почему он не используется?
Предлагают вкладывать деньги Стабфонда в зарубежные акции, в негосударственные ценные бумаги. Но ведь глобальный фондовый рынок очень "волатилен", только сейчас пришло сообщение о резком падении индексов в Китае (на 9%), теперь идет волна по всему миру. Эти процессы мы контролировать вообще не можем, в отличие от внутренних, где какие-то рычаги воздействия на ситуацию, и достаточно мощные рычаги, у нас есть. Тут вся сложность работы, весь профессионализм заключается, по сути, в одном-единственном — в оптимизации соотношения доходности и рисков. В Центробанке, в банковской системе для этого профессионалы — я стучу по дереву — пока есть. Но в Минфине, извините, их нет и отродясь, с 90-х годов, не было — там люди по долгу службы занимаются совершенно другими делами.
Может быть, я не на все поставленные вопросы ответил, но, на мой взгляд, решение всех проблем, связанных со Стабилизационным фондом, заключается в создании специальных банковских структур, которые могли бы спокойно работать с этими "длинными" деньгами государства на внутреннем российском рынке — на рынке, где сегодня наблюдается огромный дефицит именно "длинных" денег, с инвестиционным циклом 3-10 лет. Это и социально-экономическая инфраструктура (включая образовательные кредиты, ипотеку и т.д.), это и разработка-внедрение новых технологий (включая оборонную отрасль и экотехнологии), и геологоразведка, и многое другое, что делает современное общество не только по-настоящему современным, но и претендующим на какое-то достойное будущее.
1.0x