№09 (693) от 28 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Антонова
ДВА ТЕАТРА, ДВА СПЕКТАКЛЯ
Без классических пьес театр непредставим. Неважно, как он себя аттестует — академическим, модерновым или авангардным, к какому типу постановок тяготеет — режиссерскому или актерскому. Именно классический репертуар наиболее ярко высвечивает, какие ценности для него злободневны, на что он сегодня горазд. Помня об этом, рассмотрим два спектакля двух несравнимых по истории и известности театров: МХТ имени А.П. Чехова и Театра ОКОЛО дома Станиславского, художественными руководителями которых являются н.а. СССР Олег Табаков и н.а. России Юрий Погребничко. Эти театры различны не только славой, благами, количеством зрительских мест (МХТ имеет три сцены — основную, малую и новую, причем первая после редкостного ремонта только что пущена в строй, а в ОКОЛО после ночного пожара более двух лет действует только крохотный зал "La Stalla" и надежда на близкое восстановление главной сцены лишь блазнится), но и тем, что худрук первого спектаклей практически не ставит, в то время как во втором почти все постановки — дело вдохновения самого Погребничко. Оговорюсь, эти театры имеют и нечто общее, запечатленное в их титрах. Это — имя Станиславского, что указывает не только на поклон его памяти, но и на стремление следовать его системе.
Итак, спектакли, о которых пойдет речь, это — трагедия Шекспира "Гамлет" (премьера — 14 декабря 2005 года) и драма по пьесе Островского "Лес" под названием "Нужна драматическая актриса", которую можно назвать репремьерой: одна из первых постановок театра в феврале 2007 года была воссоздана на сцене "La Stalla".
Спектакль "Гамлет", идущий на главной сцене МХТ в сценической версии театра, назвать трагедией, приводящей к катарсису, никак нельзя. В лучшем случае — это трагифарс с сильным налетом мизантропии, сыгранный к тому же в традициях местечковой труппы Жмеринки начала XX века. Суета, плохая дикция, экзальтация, доходящая порой до истерии, сокращение текста и расстановка акцентов, исходящие не из сути трагедии, а из права вещающего, — главные приметы постановки. Петербургский режиссер Юрий Бутусов, которого Табаков приглашает не в первый раз, основной акцент делает на мрачности и жестокости мира, где мы живем, а также на мерзости людей его населяющих. Всех без исключения. В их числе — принц Гамлет, "храбрый воин, первый в Дании боец", его верный друг Горацио, нежная, не от мира сего Офелия, умерший король-отец Гамлет, и так — вплоть до самых последних людей Датского королевства, могильщиков. Все они — далеко не те, какими их рисует вечно живой гений Шекспира. Принц Гамлет жесток, рефлексивен и истеричен. Будь его власть, он весь мир готов бы подвзорвать. Офелия — практичная девица, подменившая расчетом любовь и жалость. Поняв, что Гамлет не в фаворе, она с знакомыми интонациями современных дев капризно возвращает ему его подарки. Такая вряд ли сойдет с ума из-за "мелочей" вроде смерти отца и сумасшествия Гамлета. Полоний, главный королевский советник, служивший еще прежнему королю, несмотря на многоречивость и некоторую возрастную забывчивость, обязан быть проницательным и всемерно угодливым человеком, а ему велено играть роль глуповато-хитрого шута, призванного веселить почтенную публику, отвлекая ее от трудных дум о смысле трагедии. Герои же отрицательные показаны в точности наоборот. Их рефлексии заострены, самобичевание усилено. Им, как ныне всем властным и богатым, предписано тоже плакать и страдать. Всё уравнено. Добро и зло. Благородство и низость. Убиенный и убийца. Царствуют же, как положено, пошлость и похоть. Король Клавдий бегает по сцене за королевой-матерью со спущенными подтяжками, руками обхватив причинное место. В сцене "Мышеловка", одной из кульминаций трагедии, актеры странствующей труппы, играющие короля и королеву, изображая страсть, возлежат на наклоненном к зрительному залу столе в позе, не нуждающейся в расшифровке, да еще сзади кто-то держит зеркало, чтобы видел весь зал, а не только первые ряды. Пошлость показывает уши даже там, где ее и не чаешь видеть. В сцене прощания Гамлета с бесплотным духом отца последний обцеловывает лицо сына со страстью, которая выглядела бы моветоном даже среди экзальтированных представительниц слабого пола. Что же до финальной сцены, то там пошлость затопила все. При словах: "Раздайте им рапиры" — на стол, за которым сидит вся честная компания, выбрасываются вилки! Что это? Ерничество или кое-что похуже?
При всем при том спектакль увенчан наградами. Режиссер Юрий Бутусов стал лауреатом премии "Чайка" (2005) в номинации "Сделай шаг" за лучшую работу режиссера. Премию того же имени получил за роль Клавдия Константин Хабенский. Знаменательно, что эти премии носят имя знаковой чеховской пьесы, ставшей еще со времен Станиславского и Немировича-Данченко символом Художественного театра. Если такой спектакль так одобрен, значит, это кому-нибудь нужно?! Значит, сверхзадача спектакля — нечего кивать на подлость наших дней, так всегда было и будет, а потому ожидать лучшего, тем более бороться за него, неразумно, да и себе дороже — выполнена. Эта установка, судя по ценам билетов (до 2500 р.!), обращена к среднему возрасту среднего класса, который в силу кризисных лет, пришедшихся на его взросление, не слишком умудрен знанием мировой культуры. Эта публика, с готовностью смеющаяся над шаржированными репликами Полония, уносит с просмотра нехитрую мысль: умей приспосабливаться к тому, что есть, и не пытайся что-либо изменить. В нашей богатой талантами стране, ранее — самой читающей в мире, после героизма Великой Отечественной войны, взлета науки и искусства, прорыва в космос такое видеть крайне обидно.
А теперь обратим взор на маленький театр, расположенный в Белом городе, около Бульварного кольца, около дома Станиславского, близ всего, что близко и дорого любящим русскую культуру людям — церквей Малого и Большого Вознесения, Воскресения Словущего, что на Успенском вражке, Консерватории, Дома композиторов — в историческом и культурном центре Москвы. Любители называют этот театр просто ОКОЛО. И это близко к истине. Имена проясняют суть явления, ибо "вначале было Слово". Театр Погребничко (позволим себе называть его по имени худрука, так как это, безусловно, театр режиссерский) не претендует на центральные места, ему достаточно быть ОКОЛО, но при этом обязательно — теплым и человечным. Это — театр-филантроп. В его спектаклях внешняя маргинальность сочетается с глубокой, до спазм в горле, человечностью. Его интересуют люди, которые существуют не в центре, а на краю социума. Но они-то и есть истинные герои, решающие вечные вопросы, ответы на которые может дать лишь сама жизнь. Недаром с начала появления Погребничко на земле московской критики обратили внимание на его приверженность лагерному антуражу. Однако, это лишь видимая форма, за которой спрятана вечная истина: жизнь трудна и непредсказуема, но настоящий человек сильнее рока. Проще говоря, "если хочешь быть счастливым, будь им". Это и легко, и чрезвычайно трудно. Для этого нужны все силы, вся воля, но, прежде всего, — желание. Эта мысль есть краеугольный камень спектакля "Нужна драматическая актриса". Каждая мизансцена, жест, даже парадоксальные по видимости решения, вроде совмещения в лице одного из старейших артистов театра Валерия Прохорова двух ролей — комика Счастливцева и помещицы Гурмыжской, перевоплощающегося из одного в другую почти на глазах у зрителей, служат для ее раскрытия. Это — театр. Не театр в театре, как бы театр в квадрате, как в самом начале, когда трагик Несчастливцев, желая найти драматическую актрису для будущей своей труппы, устраивает пробу трех претенденток, но театр в кубе, а то и куда более высоких степеней. Погребничко заставляет публику думать, соотносить с собой виденное на сцене, даже разгадывать некие ребусы. Трагик Несчастливцев, которого играет Алексей Левинский, — главный проводник сверхзадачи спектакля, но не он один. Как всегда, большая роль отведена музыке, классической и народной, звучащей в записи и в превосходном исполнении гитариста-виртуоза Александра Кулакова. После такого действа уходишь добрее, чище и просветленней, ведь даже для малосимпатичных персонажей Погребничко умеет находить теплые черточки, побуждая жалеть, а, значит, и любить их. Это и делает театр ОКОЛО таким необычным и таким притягательным в наше далеко не простое время.
1.0x