Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 27 февраля 2007

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

№09 (693) от 28 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

После смерти Сапармурата Ниязова, по мнению международных наблюдателей, явственно усилился туркмено-турецкий альянс. Очевидно, что турки и туркмены являются естественными союзниками: они происходят от одних и тех же общих предков, у них близкие этнические и языковые связи, а также общая религия — ислам.
Дальнейшее сближение Туркмении и Турции находится в полном соответствии с заветами покойного Туркменбаши. Так, в своей книге "Рухнама", считающейся в Туркменистане чуть ли не священным текстом, Ниязов писал: "В тот же день, когда я провозгласил нашу независимость, я заявил, что Туркменистан и Турция — два государства, но одна нация. Наша религия, культура и происхождение — идентичны. Мы, туркмены, гордимся этим, и ожидаем того же самого от наших турецких братьев".
Сапармурат Туркменбаши Ниязов, "отец всех туркмен", откровенно и сознательно избрал своим примером Мустафу Кемаля Ататюрка — "отца всех турок". И сегодня в Туркменистане изображения Туркменбаши можно видеть повсюду, в том числе и на денежных купюрах. Точно так же, как это наблюдается уже в течение многих десятилетий с портретами Ататюрка в Турции, непременно встречающими вас в любом государственном учреждении, включая, скажем, даже местную армянскую школу…
Поэтому неудивительно, что высшие официальные лица Турции присутствовали как на похоронах Ниязова, так и на инаугурации нового президента Бердымухаммедова, состоявшейся в середине февраля. Весьма показателен и тот факт, что турецкие журналисты без всяких проблем получили визы на обе церемонии, в то время как многим журналистам из разных стран, в том числе и российским, было в этом отказано.
С начала нынешнего года заметно увеличилось присутствие турецкого бизнеса в Туркменистане, а местные газеты полны объявлениями турецких текстильных компаний и фирм, торгующих бытовой электроникой. А молодые туркмены стали откровенно проявлять повышенный интерес к "братской" Турции. Согласно информации, полученной из турецкого посольства в Ашхабаде, в этом городе работают около 20 турецких школ, и некоторые из них были признаны лучшими во всем Туркменистане.
Объективные наблюдатели считают, что дальнейшее сближение между обоими государствами пойдет им на пользу. Помимо того, несомненно, оно окажет определенный эффект и на борьбу за огромные энергетические богатства Туркменистана, в которой примут участие Россия, США и Китай.
"Начинается яростная схватка за туркменский газ, — утверждает Синан Оган, глава Центра международных отношений и стратегического анализа, расположенного в Анкаре. — Неизбежна острая конкуренция и противостояние интересов Запада и Турции". Он полагает, что, помимо этнических и культурных связей, турки и туркмены имеют одинаковые стратегические цели.
Нелишне напомнить, что Туркменистан по запасам природного газа среди государств СНГ занимает второе место после России. Немаловажно, по всей видимости, и то, что внешняя политика этой республики основана на принципе "постоянного и вечного нейтралитета".
Туркмены стремятся всячески развивать свою экономику, но в то же время им хотелось бы избежать зависимости от крупных иностранных держав. В этом плане у Анкары имеется немало интересных возможностей, которые она могла бы предложить Ашхабаду. Турция — один из самых динамично развивающихся рынков в мире, её лидеры уверяют, что они намереваются использовать свои хорошие отношения с Западом, чтобы стать энергетическим коридором, связывающим Центральную Азию и Кавказ с Европой. В связи с тем, что Турция — евроазиатская страна, её руководство не устает повторять, что она является наилучшим мостом между Востоком и Западом и может реально способствовать диалогу цивилизаций во всех его формах и разновидностях.
Кроме того, Турция, несмотря на все упреки со стороны европейских правозащитных организаций, может помочь Туркменистану в выходе из изоляции и в улучшении его имиджа за рубежом.
Согласно информации различных СМИ и, в частности, "Российской газеты", в последние дни возникли определенные шероховатости в российско-иранском сотрудничестве в области ядерной энергетики. В Росатоме говорят, что из-за задержки строительно-наладочных работ, производимых российскими специалистами на АЭС в Бушере, сроки ее пуска могут отодвинуться. Иранская сторона решила вместо долларов расплачиваться евро, и, возможно, именно этим объясняется задержка с платежами.
На замечание по этому поводу с российской стороны в Тегеране прореагировали довольно нервозно. Представитель Организации по атомной энергии Ирана Мохаммед Саиди утверждает, что никакого отставания в платежах нет, и что российская сторона умышленно затягивает сроки строительства АЭС. Она должна вступить в строй в ноябре нынешнего года, а ядерное топливо по технологии должно быть завезено туда не позднее чем за 6 месяцев до пуска реактора. Вместе с тем иранский представитель заявил, что его страна в самое ближайшее время представит предложения по урегулированию "некоторых существующих финансовых проблем".
1.0x