Авторский блог Александр Проханов 03:00 27 февраля 2007

СВЯТОЙ КУРГАН

№09 (693) от 28 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Проханов
СВЯТОЙ КУРГАН

Расколотое российское общество — добыча для стратегического противника. Трещины в историческом времени — места, куда враг забивает клинья своего " магического оружия", превращая русскую жизнь в непрерывную свару, в длящуюся столетиями склоку. Между "красными" и "белыми". "Либералами" и "фундаменталистами". "Никонианами" и "староверами". "Язычниками" и "православными". Сомкнуть "распавшуюся связь времен", помирить враждующие, стреляющие друг в друга эпохи — огромная духовная задача современной России, которая нуждается в энергии исторического творчества, в волшебной, созидающей "пране", употребляя ее на взращивание кристалла "Пятой Империи".
"Земля" в сознании русского человека — сакральное слово. "Земля-матушка" — это кормящее поле, возделанное трудами и потом, одаривающая труженика хлебом. "Мать сыра земля" породила тебя, а потом взяла в свое лоно. Последнее пристанище прожившего век человека — воина и хлебопашца, злого и доброго, царя и смерда, всех накрывающая своим благодатным покровом. "Родная земля" — это страна, Родина, ненаглядная Россия, которую тысячу лет сберегаем, выхватываем из огней и пожаров, украшаем храмами, заслоняем крепостями. "Собирание земель" — оказывалось задачей всех русских эпох, когда громадная, цветущая страна вдруг разрывалась на части, и каждый осколок воевал с соседним, а все они становились добычей прожорливых завоевателей. Каждый раз после смуты империя собирала расколовшиеся земли, сшивала распавшиеся времена. Земля становилась вместилищем времен, хранительницей исторических смыслов. В каждой горсти земли — частица драгоценного праха, таинственная музыка минувших эпох.
Как видится нам священный обряд примирения? Как выстраивается в нашем сознании ритуал братания, крестоцелования, вселенского покаяния, через которые мы вновь сочетаемся в духовную целостность, кладем конец затянувшейся распри, сливаем в единую чашу драгоценную "прану" истории, орошая из нее народившегося младенца — новое Государство Российское?
Псков вновь стал порубежной стороной, куда задышали духи былых нашествий. Здесь, среди древних крепостей, языческих городищ и христианских святынь, мы совершим обряд "собирания земель". Ссыплем горсти земли в единый курган, освящая эту рукотворную гору молитвами о Русской Земле.
Мы направимся на железнодорожную станцию "Дно", что под Псковом. Там, в марте семнадцатого, царь подписал отречение, начав свой путь на мученическую голгофу. Там завершилась "Белая Империя" Романовых, открылся путь нещадной гражданской смуте, из которой, в брызгах братоубийственной крови, возникла "Красная Империя" Сталина. Возьмем из насыпи горсть земли, унесем в деревянном ларце.
Переплывем на лодке Псковское озеро, к Талабским островам, где в восемнадцатом на крутом берегу "белыми" были расстреляны красноармейцы. Среди разливов, цветных камней, рыбьих всплесков возьмем из берега ломоть сырой глины. Поместим в ларец, повезем в ладье к урочному месту.
Посетим лесную опушку, поросшее бурьяном поле, где совершил свой подвиг Александр Матросов. Кинулся грудью на немецкий пулемет, остановил своим сердцем долбящую очередь, проложил от пробитого сердца путь к ослепительной Русской Победе. Поцелуем горсть священной земли, ссыплем в ларец, отправимся к заветному месту.
Под Псковом, у речки Терехи, в расположении Псковской десантной дивизии, воздвигнут военный памятник-парашют, в честь героев Шестой роты, павшей в Аргунском ущелье. Десантники остановили прорыв отряда Басаева, остановили распад России, совершили священный подвиг во имя молодого Государства Российского. Возьмем горсть земли от подножия памятника, ссыплем в ларец.
Подымемся на Труворово городище, что под Изборском. Сюда, по Словенскому озеру, причалил свой челн Трувор, брат Рюрика, положив начало "Первой Империи" Рюриковичей.
С горы виден дивный мир, цветные холмы и долины, блеск вод, радуга над святыми ключами, полет лебедей. Поклонимся огромному, из грубого камня, кресту. Черпнем горсть земли. Ссыплем ее, хранящую память о былинной эпохе, в скромный деревянный ковчег.
У Чудского озера, у Кобыльего городища, что недалеко от Вороньего камня, белеет дивная церковь во славу князя Александра Невского. Здесь, накануне Ледовой сечи, выстраивалось русское войско. Сюда с поля битвы сносили убиенных героев. Здесь служили поминальный молебен. Здесь славили победу над тевтоном. И отсюда возьмем горсть земли.
Из Пскова прозвучало вещее чеканное слово "о Москве — Третьем Риме". Его произнес монах Мирожского монастыря, прозорливый старец Филофей, освятив рождение "Второй Империи" русских, — Московского царства. Из-под стен монастырских, с берега полноводной Великой, возьмем горсть песка с перламутровым ломтиком ракушки. Понесём в ларце к сокровенному месту.
В Святогорье, где сосны и Сороть, село Михайловское и "аллея Керн", Арина Родионовна и "Евгений Онегин", — там, у могилы Пушкина, возьмем горстку земли, родной для каждого русского. Даже в темной ночи она тихо светится. Бережно ссыплем в ковчежец, углядев золотую чешуйку желудя, — того, что от Лукоморья.
И конечно, в своих странствиях по псковской земле не обойти нам могилы чудесных старцев, великих молитвенников за русскую землю — Иоанна Крестьянскина и Николая Гурьянова. Даже и после кончины окормляют нас, подвигая на служение Родине.
Теперь, когда взяты горсти земли, как горсти муки для испечения просфор, снесем их все к одному заветному месту. Быть может, на берег Псковского озера, к дороге, что ведет на Гдов. Ссыплем воедино. Смешаем, как мешают тесто в просфирне перед испечением пасхального хлеба. С молитвами, с военным салютом, с песнопениями, с братанием на этом священном холме стариков и младенцев, солдат и поэтов, мудрецов и наивных сердцем. Пусть каждый пришедший кинет на холм свою горсть земли. Пусть с горстями приходят сюда странники и богомольцы, прохожие и проезжие, насыпая Святой Курган. В этом кургане соединятся времена и русские царства, подвиги и молитвы, дивные стихи и могучие деяния. В кургане, как в квашне, начнет созревать белоснежное пасхальное тесто, преображая "хлеб земной" в "хлеб духовный", коим окормляется во все века неодолимая, воскресающая вечно Россия. И пусть этот холм с простым иссеченным из камня крестом вдохновит другие русские земли, обильные святыми местами. Пусть люди по всей России воздвигнут кресты примирения, вселенского целования, вновь обретенного братства. "День России" — праздник, что еще ждет своего высшего смысла, может стать праздником "примирения времен", днем освящения "Пятой Империи", символом неодолимости русской земли и истории.
1.0x