Авторский блог Анна Серафимова 03:00 13 февраля 2007

ЖИЛИ-БЫЛИ

№07 (691) от 14 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Анна Серафимова
ЖИЛИ-БЫЛИ

Конкуренция! Вот она, панацея от советского образа жизни, который плох во всём, не конкурентен, потому что не ставил своей целью и задачей конкуренцию всех со всеми, всегда, везде. Именно этому нас учили заревые перестройщики. Конкуренция, мол, будет стимулировать, подгонять, наступая на пятки нерадивым совкам. И это послужит ренессансу — необыкновенному подъёму во всех областях: искусствах, промышленностях, образованиях и вообще везде, где только можно. С конкуренцией не забалуешь, брат! Только ты на печку отоспаться, а тут— конкуренция. Она не спит, она нерадивого сгонит, и радивый его место по закону конкуренции, игре "на вылет", займёт. А куда неконкурентоспособным деваться? На свалку истории? Да нет же! Ну что вы?! На какую свалку? На кладбище! Если не хочешь там оказаться, поспешай, не зевай, не спи, не дремли, а то мигом сгонят тебя конкурентоспособные.
Очень хорошо! Соревновательность, желание быть лучше, сравнение в твою пользу приятно. Но где конкуренция возможна, между кем и кем? Между производителями товаров и услуг, людьми, как правило, не близкими. А если человек находится дома, в кругу семьи? Нужна ли, необходима ли конкуренция? Чтобы ни поспать, ни отдохнуть, ни передохнуть, ни расслабиться. Кто согласен, чтобы в его доме по всем фронтам и направлениям была конкуренция?
Кто из детей быстрее к столу подбежал, тот и сыт, тот и съел всё! Другие дети, то ли в силу малолетства, то ли недомоганий, не так быстро бегающие, не так сильно расталкивающие локтями — неконкурентноспособны со всеми вытекающими! Престарелые бабушки— дедушки тоже конкурируйте, бегом к столу. А если не способны к тому, можно и медленно — на кладбище, как нежизнеспособный элемент и неконкурентноспособный cубъект!
Если муж с работы пришёл усталый, ни рукой, ни ногой, ничем другим шевельнуть не может, а сосед или дядя с улицы как раз очень в форме, тоже — конкуренция? Тоже выигравший да получит? Пусть на сегодня оказался конкурентоспособным, а завтра посмотрим, может, другой кто победит?
То же самое и жены касается: родила тебе пятерых, как ты и мечтал. Годы и дети взяли у неё своё, и её хвори всякие одолели — уже и неконкурентоспособна по сравнению с любой девицей с большой дороги или маленького переулочка. Тоже — жену в шею, как завещал рынок и Гайдар лично, как учит демократическая единая партия новой России?
А ведь страна — это дом родной. Как и населённый пункт, где живёт человек. И отношения между гражданами одной страны, между земляками из города или деревни строятся по модели семьи. В семье воспитывают уважение в ближнему, желание помочь в трудной ситуации, облегчить работу, состояние, прийти на помощь, распределяют обязанности по силам и возможностям. Каждый член семьи старается выполнить возложенные на него обязанности хорошо и без всякой конкуренции. Особой заботой окружают именно немощного и старого, наиболее с точки зрения Гайдаров, неконкурентноспособного. При этом каждый член семьи знает, что и ему придут на помощь, окружат заботой. Домашних человек не воспринимает беспощадными циничными конкурентами. В семье, русской семье, в общине никогда не действовали рыночные законы, закон джунглей: падающего подтолкни, упавшего добей, от ослабевшего избавься, у немощного отними. Да так жить в семье попросту невозможно! А русское общество формировалось именно по типу семьи, не случайно страну мы называем Отечеством. Или нужно перекодировать психику народа, формировавшуюся на протяжении тысячелетий. Её в одночасье не перекодировать нельзя, а сломать — можно. Ломают нас, и трещим мы — только хруст идёт!
А кого можно перекодировать, вернее, даже и делать этого не надо? Того, у кого такая психика, модель поведения многовеково по другим законам формировалась. Когда страна проживания — не семья, а полустанок: мы здесь временные, сами не местные, аборигены нам — чужие, мы тут ни пахать, ни сеять не собираемся. А как раз к урожаю поспеем да и соберём или отберём. Что не соберём, то вытопчем, всё вокруг обгадим. По законам живём: человек человеку — волк.
Вот таких и учить не надо — они уж готовые стервятники. Надо лишь просто разрешить им привычно нагло себя вести. А им не только разрешили, но и всячески за это поощрять стали и все условия к тому создавать, пестовать их безнаказанность.
И успехи этих хищников не заставили себя ждать. Что не удивительно. Было бы удивительно, если бы русские стали вести себя подобным образом. Это было бы просто революционное слово в психологии: что можно за пару лет изменить сознание, формировавшееся тысячелетним укладом в соответствии с условиями проживания, климата, соседства...
Обо всём этом гражданам перестройщикам было хорошо известно: как пойдут дела и у кого они пойдут. И известно было, что если есть семена тех самых менталитетов, что не в соответствии с нашим менталитетом формировались, то при создании условий, какие им были созданы, эти спящие семена дадут всходы. Они и дали, чему все мы — несчастные свидетели, оказавшиеся в социальных джунглях с их законами социального дарвинизма, который кокетливо кличут "конкуренцией".
1.0x