Авторский блог Александр Нагорный 03:00 13 февраля 2007

Здравствуй, холодная война!

№07 (691) от 14 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Еще до начала выступления В.Путина в зале традиционной Мюнхенской международной конференции по вопросам безопасности собралось рекордное число участников и журналистов. В первых рядах сидела представительная американская делегация с такими "звездами" в составе, как министр обороны Роберт Гейтс, сенаторы Джон Маккейн и Джозеф Либерман, ветеран дипломатических войн генерал Брент Скоукрофт, и многие другие. Не отставали от них и европейцы, прежде всего немецкая военно-политическая элита во главе с новым канцлером Ангелой Меркель. Здесь же густо собрались новоиспеченные рыцари антироссийского крестового похода из числа бывших союзников СССР по Варшавскому Договору. А в самом конце зала виднелись лица представителей Ирана во главе с секретарем тамошнего Совета безопасности. Уже до начала конференции было предчувствие, что здесь должно случиться нечто необычное. И оно случилось.
Благодаря Путину, который отбросил витиеватую дипломатичность и по-простому, в самом сжатом и энергичном стиле, дал практически полную картину реального подхода Запада, в первую очередь США, к современному миру в целом и к нынешней России с ее текущими интересами в частности.

Во-первых, было четко и однозначно определено, что однополярный мир не состоялся, а на смену многолетнему доминированию Запада поднимается совершенно новая система межгосударственных отношений, основанная прежде всего на растущем экономическом потенциале неформального блока БРИКС (Бразилия—Россия—Индия—Китай), который должен быть транслирован в сферу политики.

Во-вторых, было сказано, что попытки удержать мир "одного хозяина", США, с их неугасающей претензией на глобальную гегемонию, становятся важнейшим фактором дестабилизации современного мира.

Поэтому, в-третьих, официальный Вашингтон был охарактеризован как главный нарушитель сложившихся норм международного права, подчеркнута исключительная роль ООН как традиционного источника мировой легитимности и заявлено о недопустимости подменять механизмы Объединенных Наций структурами НАТО, Евросоюза или США.

В-четвертых, Путин весьма жестко указал на те конкретные действия США и их союзников, которые нарушают сложившийся военно-политический паритет, условия двухсторонних и других международных договоров об ограничении стратегических вооружений. Тут же было заявлено, что России не оставляют другого выхода, кроме осуществленя "асимметричных ответов". Расположение натовских противоракет в странах Восточной Европе и развитие систем "звёздных войн" было названо направленным против нашей страны.

В-пятых, — и это было особенно болезненно для западной "братвы" — Путин прямо сказал об идеологическом и организационном оружии в виде ОБСЕ, а также финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций на территории России, чья деятельность ведётся в направлении подрыва государственных устоев по рецептам и в интересах США и Запада.
Конечно, речь была сдобрена и комплиментарными жестами в сторону и Запада, и самого Дж.Буша. Предлагалось совместными усилиями продолжать бороться против распространения ядерного оружия и ракетных технологий, совместно осваивать энергетические ресурсы, но на равных основаниях... Но это всё для сидящих в зале оставалось пустым звуком. По свидетельству очевидцев, в атмосфере конференции возник леденящий страх, что вот Россия может сорваться и выпасть из столь долго развертываемой паутины. И недаром Гейтс пытался отшутиться: мол, и он, и Путин еще ощущают обаяние "холодной войны", только российский президент, в отличие от американского министра обороны, еще "не прошел переподготовку", двусмысленно угрожал тем, что второй "холодной войны" больше не будет (а "горячая" может случиться). Даже сдержанный Скоукрофт сказал, что путинская речь была отвратительной, хотя в плане ядерного нераспространения и дела восстановления "атлантического единства" даже полезной.

Меркель и немцы оказались гораздо осторожнее и выдержаннее, у них даже возникло ощущение, что отказ от предложений Москвы может привести к необратимым последствиям. Они вдруг напрямую ощутили, что российская "труба" не на словах, а на деле может повернуть на Восток, где Япония и Китай окажутся гораздо более прочными и стабильными платежеспособными российским партнёрами, чем страны ЕС. Они также ощущали, что шутки и спорадические мысли о "газовом ОПЕК", который Иран совместно с Алжиром предложили создать Москве, могут стать реальностью, да и еще притянуть в этот агломерат не только центральноазиатские республики, но и такого гранда, как Саудовская Аравия, куда Путин ехал прямиком из Мюнхена. Путин показал городу и миру, прямо не говоря об этом, что у России есть реальная альтернатива развития: и внешнего, и внутренего. Пускай это были пока только образы. Но — образы, внушающие "победителям" России в прошлой "холодной войне" настоящий ужас. Ведь реванш может оказаться не менее оглушительным, чем было поражение.

Мы, несомненно, не склонны преувеличивать произошедшее в Мюнхене. Для реализации подобной стратегии необходимо сделать еще очень многое и внутри страны, и на международной арене. Для этого, например, надо по-новому выстроить взаимоотношения государства и общества с крупным бизнесом, для этого надо убрать прямую проамериканскую агентуру влияния из финансовых ведомств и с телевидения. Для этого надо развивать отношения хотя бы с Беларусью, Украиной и Казахстаном. Но чтобы что-то делать, надо четко понимать, когда, почему и зачем ты это делаешь, где находишься и что тебя ждёт. Сказанное Путиным в Мюнхене — далеко еще не вся правда в отношении и американцев, и Европы, и российского потенциала. Об этом следует открыто говорить нашему обществу.

1.0x