Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 6 февраля 2007

СКУЛЬПТОР «З ДОНУ»

№06 (690) от 07 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Савва Ямщиков
СКУЛЬПТОР «З ДОНУ»

Их остаётся в Москве всё меньше и меньше — полуподвальных и чердачных мастерских художников, ещё совсем недавно образовывавших особый мир, без которого невозможно было представить развитие современного изобразительного искусства. Проведя десять лучших лет жизни в одном из таких подвалов в переулке между тогдашними Кропоткинской и Метростроевской, уверенно могу сказать, что именно моему "бункеру" обязаны ценители прекрасного, получившие возможность восхищаться на многочисленных выставках в России и за рубежом уникальными древними иконами; возвращёнными из небытия портретами замечательных художников 18-19 веков, созданными в русской глубинке; неповторимым живописным и литературным наследием великого просветителя прошлого столетия — шабловского чародея Ефима Честнякова. Здесь, во Всеволожском, работали вместе со мной первоклассные реставраторы Сергей Голушкин и Кирилл Шейнкман, руководившие бригадами своих одарённых коллег; тут формировались будущие эпохальные выставки; здесь с помощью высокопрофессионального фотографа Станислава Зимноха и самобытного книжного художника Александра Быкова готовил я к сдаче в производство многочисленные книги, альбомы, каталоги, афиши и пригласительные билеты, ставшие теперь библиографическими редкостями. Черпал творческое вдохновение, искал советов я в таких же бункерах и мансардах, где трудились единомышленники и приятели. Вот почему, когда мой коллега — известный архитектор-реставратор Олег Журин предложил побывать вместе с ним в мастерской его знакомого скульптора Константина Чернявского, я с радостью согласился и отнюдь не пожалел о проведённом здесь времени.
Во-первых, визит словно вернул меня на несколько десятилетий назад, позволив, словно чудесная машина времени, оказаться в до слёз знакомой атмосфере московской творческой богемы, где не было места искусственной нарочитости и ничто не напоминало о показном нынешнем, из пальцев высасываемом, швыдковско-церетелиевском "постмодернизме". Во-вторых, я встретился со скромным мастером, свято чтущим великие традиции русского реалистического искусства, опирающимся на богатый жизненный опыт и бесценные уроки, полученные от маститых педагогов за годы обучения в институте им. В.И.Сурикова. Радует душу, что именно тут, в московском дворике, расположившемся в тесной близости со стенами Ивановского женского монастыря и одним из самых красивых столичных храмов — церквью Святого Равноапостольного князя Владимира, что в Старых Садах, родившийся в Ростове-на-Дону Константин Чернявский создаёт в бронзе богатейшую галерею образов, посвящённую славному нашему казачеству, принося благодарную дань и почести мужественным своим предкам, так много сделавшим для взрастившей их России. Ему не надо долго мучиться в поисках тем и сюжетов будущих скульптурных композиций. Он прекрасно знает историю и судьбы своих героев, тонко чувствует суть казачьего характера, по-сыновьи любит увековечиваемых его заботливыми и тёплыми руками бесстрашных воинов и людей их круга. В малейших деталях постигнув бесценное наследие таких своих предшественников и учителей, какими были Клодт, Лансере и Трубецкой, великолепно умевшие изображать в сложной скульптурной технике конные группы и лихих наездников, Константин Чернявский работает в глубоко индивидуальной манере, позволяющей ему создавать остросюжетные композиции, сразу выдающие узнаваемые черты, лишь ему одному присущие. Изваяние исторических персонажей, образы людей, вписавших немало славных страниц в воинскую летопись государства, отличаются многоплановостью и глубиной портретных характеров, запечатлённых мастером, тщательно изучающим архивные материалы, устные и письменные источники, прислушивающимся к зову предков. "Казак Мамай", "Дмитрий Вишневецкий-Байда", "Русский порубежник", "Казацкий радетель", "Святой Александр Пересвет", "Казак з Дону" не могут оставить современного человека равнодушным, ибо в этих изделиях Константина Чернявского сокрыта могучая духовная сила воинов, привыкших видеть Бога в правде, и "сим побеждати".
Скульптор Чернявский постоянно обращается в своём творчестве и к нынешним реалиям, стараясь изучить и запечатлеть образы окружающих его людей. Но и в этих портретах мастер подчёркивает глубокую корневую связь своих современников в вековыми традициями русского народа, неразрывность домашнего лада и традиционных крестьянских устоев, столь "успешно" поругаемых и разрушаемых нынешними хозяевами жизни. Скорбным напоминанием об ускользающей чистоте и разумности прошлых столетий проникнута серия портретов "Потомки казачьего рода", среди которых особенно удачны небольшие изображения руководителя ансамбля "Казачий круг" В.Н.Скунцева и "бабуси" А.И.Обратенко-Карнуковой. Удалось мастеру избежать официоза и излишней помпезности и во время работы над композицией "Небесный всадник", где глубоко изучен и тонко передан внутренний мир Главкома ВВС России генерала армии П.С.Дейнекина.
Записывая на бумаге свои впечатления от встречи, случившейся в скромной скульптурной мастерской, увидел я в телевизионных новостях репортаж о шести ваятелях, принимающих участие в конкурсе на лучший памятник поэту Осипу Мандельштаму, который предполагается разместить в Старых Садах, рядом с "местом работы" Константина Чернявского. Судить, какой проект окажется наиболее приемлемым, доверено строгому жюри во главе с суперлиберальным поэтом-депутатом г-ном Бунимовичем. Меня же поразили слова одного из состязающихся — Леонида Баранова, заявившего, что ему, истовому почитателю Пушкина, Достоевского и Фрейда (!), очень нравится церетелиевский Пётр на москворецкой стрелке. Объяснить такое сверхоригинальное откровение, сославшись на пословицу "кто любит арбуз, а кто — свиной хрящик", мне не кажется возможным. Скорее, учитывая фрейдистские наклонности маэстро, тут более применима народная мудрость о бузине в огороде да о дядьке в Киеве. Вот почему хочется почаще получать приглашения в студии к таким мастерам, как Константин Чернявский, которые совсем "грамотность свою показать не хочут", а работают целеустремлённо, раздумчиво, стараясь быть полезными людям.
1.0x