Авторский блог Александр Титов 03:00 6 февраля 2007

НЕ БОРАТ Я ТЕБЕ...

№06 (690) от 07 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Титов
НЕ БОРАТ Я ТЕБЕ...
О пользе провокаций
Студия "ХХ век Фокс" порадовала (или кого-то огорчила!) эксцентричной комедией, сделанной в режиме "стенд-ап", в виде псевдотелерепортажа, разбавленного жесткими и, увы, не всем доступными шутками.
Речь о фильме "Борат: культурное исследование культуры Америки на благо славного народа Казахстана". Сюжет здесь прост: некий условный казах, вроде как журналист, отправляется за океан снимать документальное кино о "великий Америка". Сразу оговорюсь, что картина по факту представляет собой маленькую месть за принятие Эмиром Кустурицей Православия. Дело в том, что образ главного героя и музыкальная тема, навязчиво звучащая на протяжении фильма, недвусмысленно отсылает к творениям прославленного югославского режиссера. Исполнитель главной роли, британский актер ирано-еврейского происхождения Саша Барон Коэн, лепит грубоватую пародию на "азиатских славян", вознамерившихся войти в "цивилизацию".
— Мы — христианцы, — говорит на ломаном английском Борат, — я хотеть жениться на Помела Андерсон, ведь у нее такие сиськи. Ай, люблю…
Каскад дури и безобразий, который устраивает в Америке несчастный Борат, ложится невыносимой ношей на имидж Казахстана, который по ходу дела смешали с ослиным дерьмом. Ибо многие зрители на Западе, особенно в Штатах, воспринимают сюжет картины буквально. Впрочем, недалеко ушли и наши "евразийские" ценители киноискусства. Так, обиженный посол Казахстана в Великобритании господин Идрисов сразу же после премьеры "Бората" изрек по этому поводу тираду, завершающуюся как-то зловеще: "Да смейтесь вы над Боратом, если вам так хочется. Но у меня есть подозрение, что если вы узнаете что-нибудь о настоящем Казахстане, шутовство Коэна оставит у вас неприятный привкус. На самом деле, вам совсем не захочется смеяться…"
Отметим также, что фильм был запрещен (или "не рекомендован") к прокату в России и, надо думать, в Казахстане. Думаю, зря… Дебильный Борат в весьма гипертрофированном виде, но всё же представляет некий тип постсоветского отморозка, изо всех сил стремящегося войти в контекст "великий Америка". С одной стороны, хорошо узнать, как видят нас с другого берега… С другой стороны, уже в плане самопознания, неплохо бы поюродствовать, примерить чудовищную мерку данного персонажа к самим себе. А если не к себе, так к господину Прохорову, скандально оттянувшемуся в Куршевеле и вмиг превратившемуся в именитого прототипа Бората Сагдиева.
Естественно, фильм "Борат" надо воспринимать как довольно наглый наезд на "русских" (то есть на казахов, грузин, румын, сербов и всех вообще жителей стран Восточного блока). В весьма неприглядном виде предстают в этом фильме и жители Америки. Однако, по-моему, вряд ли стоит о "Борате" говорить серьезно, как это делает мой коллега, кинокритик Алексей Юсев (yusev-alexei.livejournal.com), написавший следующее:
"Если вы считаете, что рядового американца Коэн не презрел, достаточно вспомнить эпизод в трейлере с молодыми людьми. Они братаются с Боратом, при этом неся всякую чушь. Когда Борат предлагает сыграть с ними в национальную игру — засовывание в анус сыра — те соглашаются. Я бы на месте государственных органов цензуры некоторых стран, запретивших данный фильм, сделал это с формулировкой "за античеловечность", кроющуюся в каждом эпизоде. Ничто не оправдывает создателя фильма, принадлежащего к определенной группе, в попытках низводить всех остальных до статуса людей второго сорта, даже если это формально находит поддержку в его религии".
Забавный фокус состоит в том, что подобного рода юмор столь беспринципен и прямолинеен, что в конце концов всегда обращается против своих создателей. Снятие разного рода "табу" — вещь рискованная.
Как говорил Борат: "Если узбекские урюки снова станут утверждать, что мы не пьем забродившую лошадиную мочу, не приговариваем к смертной казни за выпекание бубликов и не экспортируем свыше 300 тысяч тонн человеческих лобков в год, тогда нам ничего не останется, кроме бомбардировки их городов с помощью атомной катапульты".
Что на это можно сказать? За что боролись — на то и напоролись.
1.0x