Авторский блог Олег Кильдюшов 03:00 16 января 2007

АПОСТРОФ

№03 (687) от 17 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Кильдюшов
АПОСТРОФ

Луи Альтюссер. За Маркса (Серия "Новая наука политики") / Пер. с франц. А.В. Денежкина. — М.: Праксис, 2006. 392 с.
Эта книга — второй опыт издания работ этого крупного французского философа на русском языке (после публикации его лекции 1968 года "Ленин и философия", вышедшей в "Ad marginem"). Она считается важнейшим текстом западного марксизма после Второй мировой войны, его своеобразным манифестом. В самой Франции книга выдержала пятнадцать(!) переизданий. Обычно столь огромный успех у читателя объясняется тем революционным способом, посредством которого автор подверг прочтению классические работы Маркса: Луи Альтюссер (1918-1990) считается основоположником так называемого структуралистского марксизма, заложившего фундамент нового понимания философии, политики и истории. Он являлся одним из самых влиятельных марксистских мыслителей 60-70-х годов, играя важнейшую роль в интеллектуальных дискуссиях левых, прежде всего во Франции, Италии и Латинской Америке. Его учениками были многие известные мыслители — Мишель Фуко, Жак Деррида, Этьен Балибар, Жак Рансьер и др.
Философское становление и последующая известность Альтюссера были обусловлены двумя факторами — учебой в престижной Эколь нормаль суперьер (кузнице кадров для интеллектуальной элиты Франции) и политичес- ким ангажементом в качестве активного "рядового" члена Французской коммунистической партии. Причем успешная защита диссертации, написанная под руководством Гастона Башляря, имела место в том же 1948 году, что и его вступление в партию революционного пролетариата. Одним словом, высокая популярность идей Альтюссера среди левых интеллектуалов — несмотря на частую и резкую критику, например, со стороны руководства ФКП — объясняется не только успехом его публикаций и преподавательской деятельности в качестве профессора той же Эколь нормаль суперьер, но и его активной политической позицией, в т.ч. в рамках своей партячейки.
Дальнейшие этапы своей политико-интеллектуальной биографии Альтюссер сам описывает в предисловии к книге "За Маркса", в которой собраны его статьи 1960-65 гг. В них он исследует вопрос о характере научного марксизма и его философии. При этом автор пытается найти третий путь — помимо сталинистского догматизма и его гуманистической ("мелкобуржуазной", по Альтюссеру) псевдоальтернативой, получившей широкое распространение в качестве реакции на первый. В соответствии с этой программой он прочерчивает здесь, а также в работе "Читать "Капитал", основные контуры столь же своевольной на тот момент, сколь и строгой интерпретации Маркса. Он демонстрирует не только высокий уровень знания текстов Маркса, но и стремление к аналитической остроте и дифференциации различных уровней марксизма, чего прежде, как правило, недоставало многим интерпретаторам отца исторического материализма. Как уже говорилось, результатом этого нового "прочтения" — обусловленного также влиянием психоанализа Жака Лакана, политической теорией Антонио Грамши и философией Спинозы — стало возникновение структуралистской версии марксизма: "Конец эпохи догматизма поставил нас лицом к лицу с реальностью, заставив понять, что марксистскую философию, основание которой было создано Марксом в самом акте обоснования его теории истории, по большей части еще предстоит конституировать…" Именно поэтому Славой Жижек назвал Альтюссера "исчезающим посредником" между марксистской традицией и новыми движениями, борющимися против угнетения, и их теоретическим панданом, который обычно именуют "постструктурализм". Впрочем, известный французский политический мыслитель Раймон Арон выражал сомнения даже в "структурализме" самого Альтюссера…
Как бы то ни было, в последнее время некоторые его идеи пережили определенный ренессанс былого влияния на важные интеллектуальные дебаты. Например, Джудит Батлер и Славой Жижек интегрировали ключевое для Альтюссера понятие "interpellation" (обращение, призыв) в собственную теорию субъекта, идеологии и общества. А такие постмарксистские теоретики как Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф заимствуют у него использование психоаналитического понятие "сверхдетерминация". Его работы переводятся во всем мире, подвергаются резкой критике (что лишь подчеркивает неподдельный интерес к ним), т.е. продолжают оказывать значительное влияние на дебаты внутри современного марксизма и постмарксизма. Основные понятия философии Луи Альтюссера: "проблематика", "симптомное чтение", "идеологическое воображаемое" и др., — по-прежнему присутствуют в философском дискурсе, что легко объясняется ее ролью в "возобновлении марксизма" (Ален Бадью). Остается наде- яться, что знакомство с этим классическим текстом западной левой мысли будет небесполезно и нашим "борцам за светлое будущее".
1.0x