Авторский блог Антон Суриков 03:00 9 января 2007

ВЛАСТЕЛИН ДИСКУРСА

№02 (686) от 10 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Антон Суриков
ВЛАСТЕЛИН ДИСКУРСА
Владислав Сурков как зеркало путинской эпохи
Если бы меня не заверили, что это не так, я бы подумал, что статья Уве Клуссманна в "Шпигеле" написана по заданию самого Владислава Суркова.
Я познакомился с Сурковым лет десять назад, когда работал в Государственной думе. Он действительно тогда сотрудничал с Ходорковским, Невзлиным, Фридманом, Абрамовичем, Борисом Березовским. С 2000 года он работает на Владимира Путина и только на него. Даже сейчас, когда вовсю началось крысиное бегство с корабля, решившего, как порой кажется, волей своего капитана в марте 2008 года добровольно пойти на дно.
Возьмите таких видных политических менеджеров как Анатолий Чубайс и Александр Волошин. Возьмите вращающихся в их орбите персонажей разного калибра от Леонида Гозмана и Глеба Павловского до Натальи Тимаковой и ее мужа Александра Будберга. Разве они работают на Путина? Нет, они давно уже смотрят в сторону Дмитрия Медведева. Возьмите Сергея Зверева, предшественника Суркова в его нынешней должности, а до этого — медиа-менеджера вяхиревского "Газпрома", реально финансировавшего НТВ времен Владимира Гусинского. После того, как "Гусь всех кинул на бабки", Зверев с супругой принялись было обслуживать Путина. Но сейчас и они уже работают не столько на него, сколько на Сергея Иванова. Подобных примеров тьма: и бюрократия, и медиакратия Путина потихоньку уже списали. Сурков — один из немногих, кто этого не сделал. Или пока не сделал?
Но почему? Наверное, потому, что он вот уже долгое время был и остается при власти и у власти: и в лихие бесшабашные ельцинские девяностые, и в квазизастойные путинские двухтысячные. Поэтому Сурков лучше других может сравнивать и делать осознанный выбор. А, может быть, еще и потому, что он разглядел в президенте родственную душу. Ведь Владимир Путин — далеко не типичный представитель силовой бюрократии, в какой-то степени он своего рода авангардист. Достаточно вспомнить его шутки: об обрезании, о зависти к президенту Израиля, изнасиловавшему 10 женщин, о несогласии с Бушем насчет иракской демократии, о нерусском происхождении слова "мафия". Сурков тоже не типичный бюрократ. Неплохо его знающий Александр Проханов совершенно правильно характеризует его как творческую личность, как "художника-авангардиста и конструктивиста, для которого идеология — своего рода дизайн". Может быть, поэтому путинская "управляемая демократия" и "вертикаль" чем-то напоминают творение представителя соответствующего направления "изящного искусства".
Та конструкция, которую создал Сурков, наиболее органична для путинской нефтяной стабильности. Точнее, как ее назвал сам Сурков, "иллюзии стабильности". При Леониде Ильиче Брежневе, 100-летие которого мы только что отметили, существовал в некотором смысле функциональный аналог Суркова — Михаил Андреевич Суслов, прозванный иноземными недоброжелателями "убийцей смысла" — "The Killer of the Sense". Между тем, в обществе, лишенном всякого смысла, не нужно быть убийцей чего-либо, чтобы внедрять термины наподобие "развитого социализма" и "суверенной демократии". "Развитой социализм" все равно оказался каким-то недоразвитым. И с "суверенной демократией" тоже что-то не получается. Конечно, Россия Путина — это не Россия Ельцина, тут даже доказательств особых не требуется. Но природа, глубинное содержание, все равно одно и то же. Та же чудовищная коррупция сверху донизу. Та же идеология либерального фундаментализма. То же желание "элиты" стать частью Запада, что на практике означает стремление любой ценой быть принятой в предбанник западного сообщества.
Что же касается определения "суверенная", то здесь и вовсе беда. Да, Россия пытается утвердиться в СНГ, развивает отношения с Китаем и Ираном, поставляет оружие Венесуэле и Сирии, приглашает в Москву руководство ХАМАС. Но при этом имущество и личные средства чиновничьей и деловой "элиты" по-прежнему находятся на Западе, остаются подконтрольными внешнему неприятелю. Отсюда одна лишь видимость суверенности, а на деле — управляемость страны не изнутри, а, по принципиальным вопросам, — извне. Правда, ответственность за все это лежит не на Суркове. Точнее, не на нем одном. И что еще важно — критикуя Суркова за термин "суверенная демократия", Евгений Максимович Примаков и Дмитрий Медведев, совершенно очевидно, имеют в виду вовсе не это, а что-то совсем другое.
Кстати, насчет "демократии": здесь талант и творческая натура авангардиста Суркова проявились особенно ярко. "Правящая" партия "Единая Россия" — это ведь в чистом виде стеб! Это изысканное издевательство как над нынешней бюрократией, которая кроме мата другого обращения и не заслуживает, так и над "оппозиционной" либеральной интеллигенцией, по-прежнему полностью соответствующей известному определению В.И.Ленина насчет "мозга нации" и "говна нации". При этом, "говну нации", что особенно унизительно для "властителей дум", шеф-повар кремлевской идеологической кухни в качестве фирменного блюда преподносит тупой как кувалда пиар "a la Konstantin Kostin". В том смысле, что именно на такие проекты и направляет "бабки". Но ведь ничего другого-то наша интеллигенция и не заслужила. Да и что другое вообще нужно для нынешней эпохи нефтегазовой халявы? Сурков, как убежденный "стабилизатор", понимает это куда лучше других.
Конечно, к Суркову можно предъявлять претензии. Например, почему он не думает о времени, когда "иллюзия стабильности" рухнет, когда она дымкой растворится в воздухе, как один из героев романа Александра Проханова "Господин Гексоген"? Наверное, он все-таки думает. Даже наверняка думает, но решения такого уровня принимает, как мы понимаем, не только он. К тому же, "Пятая Империя" еще не построена, она только объявлена. Другие претензии — например, зажим свободы слова — вообще смехотворны. Может быть, чье-то слово Сурков и зажимает, но только не мое. Как не пускали меня на телевидение при Гусинском и Березовском, так и сейчас не пускают. Как не получал я никогда гранты от неправительственных организаций, так и сейчас не получаю. Как никто не мешал мне публиковаться в "Завтра", так и сейчас не мешает. А тут еще интернет развивается, сайт "ФОРУМ.мск" раскрутили, так что свободы слова, на мой взгляд, даже прибавилось.
Так или иначе, Владислав Юрьевич Сурков — неординарная фигура, абсолютно адекватная своей функции и своему времени. Другое дело, что с ним станет в политическом плане, когда это время закончится? Вряд ли он будет он востребован в нынешнем качестве уже через год — в "постпутинскую" эпоху, если Путин всё-таки всё бросит и уйдет. А вслед уйдет Сурков, уступив место менее творческим и артистичным натурам, но более ограниченным, хищным и голодным, которые с новой силой начнут рвать страну на части и на этот раз уже окончательно её добьют. И тогда, на руинах некогда великой Империи, нам станут особенно очевидными исторические параллели: "Брежнев—Путин" / "Суслов—Сурков", "эпоха застоя / эпоха высоких цен на нефть начала XXI века" — времена иллюзорной стабильности и упущенных возможностей.
1.0x