Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 2 января 2007

ОТ «БЛИЦКРИГА» ДО «СТАЛИНГРАДА»

№01 (685) от 03 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владислав Шурыгин
ОТ «БЛИЦКРИГА» ДО «СТАЛИНГРАДА»
Эпоха 9/11 завершена
"Атака террористов" 11 сентября 2001 года на башни-близнецы WTC в Нью-Йорке и здание Пентагона знаменовала собой фундаментальный политико-стратегический поворот США в сфере международных отношений и построения нового глобального миропорядка. Главная черта этого поворота состояла в тотальном разрыве с "ялтинско-потсдамской" системой, где главенствующая роль отводилась некому "балансу сил" через механизм ООН и его Совет Безопасности.
США вышли из всех договоров, которые определяли конструкцию мира начиная с 1945 года. Фактически с помощью атаки небоскрёбов США избавились от каких-либо обязательств, взятых на себя в предыдущую эпоху.
И мир замер в ожидании нового передела.
В результате происшедших терактов США в одностороннем порядке присвоили себе абсолютное право оценивать, принимать решение и применять силу в глобальном масштабе, минуя общепринятые и традиционные механизмы ООН и СБ как центров мировой системы безопасности. Это проявилось, в частности, в том, что сразу после атак 11 сентября Вашингтон не только не потребовал экстренного созыва Совета Безопасности, а в одностороннем порядке инициировал введение в действие ст.5 Устава НАТО, согласно которой именно Вашингтон будет принимать решения о виновности тех или иных субъектов и использовании против них силовых акций возмездия, вплоть до применения ядерного оружия. Именно так декодировались заявления К.Пауэлла и обращения президента Буша к нации по горячим следам атаки террористов. Более того, США в одностороннем порядке заявили о своем праве наносить "удары возмездия" в любой географической точке земного шара.
По оценкам американских политологов — например, по мнению Збигнева Бжезинского, — "кредит" 11 сентября должен был, как минимум, в течение 10 лет обеспечивать США право необсуждаемого "решения" основных мировых проблем.
В русле этих реалий стало совершенно очевидно, что функции СБ ООН определять агрессора и легитимизировать применение силы против него, а также право вето, которое было закреплено за постоянными членами СБ (США, РФ (СССР), Великобритания, Франция, Китай), после событий 11 сентября были переданы руководству НАТО — лидерам "большой восьмёрки", без участия КНР и с дезавуированием права вето со стороны Российской Федерации и Франции. И в этой новой силовой конфигурации Америка де-факто становилась главным центром управления мировой политикой — с опорой на НАТО как военный механизм обеспечения своих решений.
Уже в первые месяцы после событий 11 сентября стали вырисовываться и финансово-экономические аспекты грядущего передела мира. Стало ясно, что одной из основных целей "большого передела" станет взятие Вашингтоном под полный контроль "Большого Ближнего Востока" как одного из ключевых в XXI веке энергетических сырьевых регионов, определяющих будущее мира в условиях надвигающегося дефицита энергоресурсов. В ближайшей же перспективе атака террористов должна была помочь Вашингтону сдемпфировать надвигающийся финансово-экономический кризис, который к этому моменту уже вступал в острую стадию.
После событий "9/11" представилась возможность перевести его в менее злокачественные формы с более плавной траекторией спуска через активизацию реального производства — прежде всего за счёт продукции ВПК и милитаризации экономики вообще. Грядущие войны должны были "съесть" нависающий над экономикой США громадный инфляционный балкон, грозивший в ближайшей перспективе срывом лавины кризиса.
И с этой задачей США частично сумели справиться. Экономический кризис разразился, но в довольно мягких и приемлемых для американской экономики рамках. За пять лет, прошедших после событий "9/11", американский ВПК, войны в Ираке и Афганистане смогли "пережечь" почти два триллиона долларов, которые были фактически разгружены с нависающей над американской экономикой лавины…
Особенно впечатляющей была экспансия США в ранее закрытые для неё зоны и регионы. В кратчайшее время была начата операция в Афганистане; американцы почти играючи взломали постсоветское пространство, вторглись в Среднюю Азию, были развёрнуты военные базы в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, прочно осели в Грузии.
Всего через месяц после атаки на Нью-Йорк и Пентагон американские бомбардировщики начали ковровые бомбёжки районов, занятых талибами, а ещё через два месяца отряды "Северного Альянса" вместе с подразделениями спецназа США вошли в Кабул. Почти сразу после падения Кабула новой целью американской экспансии был назначен Ирак. И после годичной подготовки операции и мирового общественного мнения началась стремительная военная операция против одной из крупнейших нефтеносных стран ближневосточного региона.
Всего за месяц Ирак был оккупирован и под контролем американцев оказалось почти 50% ближневосточной нефти.
Ещё не успела стихнуть победная канонада в Багдаде, как в Вашингтоне были определены новые цели — Сирия и Иран, а затем, как дальняя цель, была названа Северная Корея.
От таких планов у многих в мире перехватило дыхание. Реализуй их США — и фактически впервые в мировой истории мы бы столкнулись с планетарной гегемонией одной супердержавы.
Но тут совершенно неожиданно возникла проблема "реализации". Сверхдинамичная, максимально отмобилизованная военная машина США оказалась лицом к лицу с архаичным по организации и менталитету, чрезвычайно медлительным и малочувствительным, но сверхживучим и обладающим фактически неисчерпаемыми регенеративными возможностями исламским партизанским движением. И американская армия оказалась не готова к этим вызовам. Рассчитанная на захват территорий и уничтожение инфраструктуры, она показала классическую беспомощность регулярной армии против партизанского движения.
Вместо взятой под контроль, усмирённой территории, которая должна была стать образцом и примером эффективности американской модели "демократии на экспорт", американцы получили огромную зону боевых действий, где хаос рос по мере втягивания американцев в карательные операции, а заодно росли и потери, которые на сегодня составляют, по официальным данным, более 3 000 человек убитыми и более 10 000 ранеными, а по данным, полученным из наших военных источников, составляют более 3 800 человек убитыми и умершими от ран, и более 30 000 считающихся "санитарными потерями" — раненых, заболевших, получивших психические травмы.
И вот уже три года мир наблюдает, как крупнейшая мировая держава безуспешно пытается установить свой контроль над двумя небольшими странами — Ираком и Афганистаном — и как из этого ничего не получается.
Как-то сами собой забылись планы экзекуции Сирии и Ирана. Противостояние с Северной Кореей перешло в фазу холодной дипломатической пикировки, и даже испытание КНДР собственной атомной бомбы заставило американцев лишь изобразить свирепую мину на лице без каких-либо серьёзных последствий.
Америка просто увязла в Ираке и Афганистане. Фактически то, что произошло с американцами в Ираке и Афганистане, называется на шахматном языке "потерей темпа". К чему это приводит в дебютах и в эндшпиле, хорошо понимает каждый шахматист.
Тридцать лет назад Генри Киссинджер, рассуждая о противостоянии СССР и КНР, метко заметил, что Советская Армия может в течение нескольких суток взять в плен всю китайскую армию, вот только что она с ней потом будет делать?.. Знал бы тогдашний госсекретарь, что его слова окажутся пророческими, но не для СССР, а для США. Американская военная машина менее чем за месяц захватила Афганистан, за месяц был оккупирован Ирак, но оказалось, что захват территорий сам по себе ничего не решает. Невозможность установить эффективный контроль над захваченными территориями приводит лишь к бессмысленным жертвам и затягиванию войны.
Если 2001-2003 годы можно было назвать эпохой "блицкрига" США, которые стремительно распространяли своё влияние в мире, захватывали под свой контроль всё новые и новые регионы, то 2005, и в особенности 2006 год уже можно смело называть американским "Сталинградом", если сравнить США с Германией времён войны. Америка терпит очевидное стратегическое военное поражение в Ираке и Афганистане. Проиграна война в Ливане. Следствием этого становится крупнейшее после эпохи Вьетнама политическое поражение Америки и стремительное сужение контролируемого ею геополитического пространства. Ещё два года назад казавшийся прочно удерживаемым протекторат над Ближним Востоком, на глазах превращается в дым, и этот ключевой регион выходит из-под контроля.
Сегодня уже ясно, что Америка больше не имеет монополии на влияние в этом регионе. Ось США—Израиль—Египет, которая до недавнего времени определяла здесь баланс сил, сегодня утратила своё влияние на фоне впечатляющего сближения Ирана Сирии и стремительного роста ставших уже всеарабскими партий "Хизбаллы" и ХАМАС.
Кроме того, вынужденные целиком сосредоточиться на "разруливании" ситуации в Ираке, Афганистане и Ливане американцы, похоже, упустили контроль над ситуацией в центральной и Латинской Америке, где ещё совсем недавно после показательных карательных операций в Панаме, спецопераций ЦРУ в Никарагуа и Колумбии их позиции были прочны, как никогда. Сегодня здесь сложилась целая "антиамериканская фронда" во главе с непокорным президентом Венесуэлы Уго Чавесом, вокруг которого сплотилась целая группа новых лидеров стран, ещё недавно считавшихся верными союзниками США.
Даже внутри НАТО больше нет былого единства. Далеко не все в НАТО довольны планами США ускоренного рекрутства в организацию Грузии, Молдавии и Украины. Дошло до того, что некоторые лидеры уже откровенно критикуют иракскую авантюру и выступают за прекращение военной операции в Афганистане. По мере затягивания войны в Ираке и Афганистане США всё больше растрачивали "кредит 11 сентября". И сегодня в глазах мира американцы уже давно потеряли право считаться "жертвой агрессии", и всё более явно сами стали выглядеть агрессором.
Фактически мы можем констатировать окончание эпохи 9/11. Её стратегический потенциал полностью растрачен. Пепел жертв 9/11 больше не стучит ни в чьи сердца, и "борьба с мировым терроризмом" больше не является священным заклинанием, сплачивающим самых непримиримых под уздой США. Тема 11 сентября девальвирована, профанирована и больше никого, кроме самих американцев, не волнует. Эта страница закрыта.
Для Запада очевидно и другое — за эти четыре года Америка не смогла продемонстрировать качества мирового лидера, не смогла представить сколь-нибудь впечатляющую программу переформатирования мира. Согласившись на американский "спурт", Запад ожидал от США выстраивания "неоматрицы" XXI века, где были бы учтены интересы всех ключевых игроков, предложены варианты решения самых актуальных и злободневных для Запада проблем: взаимодействия с "третьим миром", энергетической безопасности, исламской экспансии и повышения статуса Старого Света.
Но кроме давно знакомого всем проекта "Pax Аmericana" — мира по-американски, точнее, мира ДЛЯ Америки, США не смогли предложить ничего нового. От "большого передела" не досталось ничего ни Европе (кроме войны в Афганистане, которую скинули на плечи НАТО американцы), ни даже таким верным союзникам США, как Великобритания, которая за всю свою услужливость получила лишь контроль над нефтяными месторождениями Басры, но сегодня уже вынуждена готовиться к выводу войск из Ирака.
Всё это куда больше определяет необходимость смены политических элит в США, чем все игры избирательной машины. Республиканцы, проигравшие уникальную возможность передела мира, должны уйти. И они уйдут.
Но Америка сильна именно тем, что, проиграв сражение, умеет выигрывать войны. Администрация демократов проведёт жёсткую ревизию политики США. И можно не сомневаться, что из всех неудач и поражений будут сделаны правильные выводы. И очень скоро мы увидим новую игру Америки. Но это будет уже совсем другая эпоха. А пока мы прощаемся с эпохой 9/11 — эпохой "Падающих близнецов".
Кровь на жертвеннике ацтеков из Вашингтона высохла и превратилась в грязную коросту. Нужны новый ритуал, новое жертвоприношение…
1.0x