№01 (685) от 03 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Николай Коньков
ПРОЦЕСС ДОШЁЛ...
Прошедший 2006 год удивительным образом припас практически все свои самые главные, самые "резонансные" события на ноябрь-декабрь. Первая за 14 лет победа демократической партии на выборах в Конгресс США, смерть Александра Литвиненко в Лондоне, саммиты НАТО в Риге и АТЭС в Ханое, уникальные по напряженности американо-китайские переговоры в Пекине, наконец, внезапная смерть Туркменбаши. Поневоле возникают странные мысли: во-первых, не является ли всё это своеобразным прологом к тому неизвестному, что ожидает мир в новом, 2007 году; а во-вторых — не развернутся ли основные "военные действия" ближайшего будущего в самой непосредственной близости от границ России или даже на её территории?
Наша страна снова, как в конце 80-х — начале 90-х годов, оказывается в эпицентре важнейших мировых событий. Но уже не в качестве гибнущей сверхдержавы, которая разваливается буквально на глазах у своих врагов и бывших союзников. Сегодня Россия выступает местом (назвать седьмую часть земной суши точкой — просто не поворачивается язык) бифуркации глобального развития, все современные проблемы которого не просто спроецированы, а "завязаны" на нашу страну.
Крах "однополярного мира", Pax Americana, состоялся не в Ираке и не в столкновении с мусульманской уммой. Этот крах состоялся прежде всего в самой Америке — Америке, которая не выдержала бремени глобального лидерства. Пока — лишь в стратегическом и военно-политическом отношении. Здесь Вашингтон оказался в самой незавидной ситуации, которая в шахматах называется "цугцванг", — любой последующий ход способен только ухудшить позицию. А для актора, претендующего на роль единственного гегемона и демиурга современного мира, ничего позорнее быть не может.
Лишний раз подчеркнули "американский тупик" итоги выборов в Конгресс 7 ноября, которые обозначили грядущий возврат Соединенных Штатов к матрице информационно-финансового доминирования, показавшей свою несостоятельность уже в череде дефолтов и кризисов 1997-98 годов и потому замененной было на матрицу доминирования военно-технологического, олицетворяемую в политике жесткой связкой "неоконов" с "кланом Бушей". Никакой новой, третьей матрицы в арсенале Америки больше нет, и это отступление от "эры Буша" к "эре Клинтона" символично сопровождается заменой Билла на Хиллари с неизбежной тенью великой Моники Левински на заднем плане.
Смешнее и страшнее всего то, что в Вашингтоне очень хорошо понимают: их информационное господство сегодня держится на господстве финансовом, на господстве доллара как "мировой валюты". Но господин доллар изрядно перебрал эмиссии, находится ниже критических отметок по соотношению курсов и процентных ставок с другими валютами мира, и в любой момент может упасть лицом в грязь. Особенно — если его подтолкнут конкуренты Америки, в первую очередь Китай, накопивший свыше триллиона долларов в валюте и ценных бумагах. А если учитывать весь "китайский мир" Юго-Восточной Азии — с Сингапуром, Гонконгом, Малайзией и т.д. — то и в 3-4 раза больше. Добавим к этому еще и то, что Пекин фактически согласовал с Токио (это еще свыше 600 млрд. долл. активов) вопрос о введении ACU — и озабоченность Америки, погнавшей договариваться с "красным драконом" сразу пять своих министров да еще главу ФРС Бена Бернанке впридачу, становится вполне понятной и объяснимой. Американцы из Риги могли сколько угодно объявлять о распространении "зоны ответственности" НАТО на Тихий океан — целью этого акта была демонстрация китайским товарищам не столько своей силы и "атлантической солидарности", сколько слабости России. Фактически Вашингтон тем самым обозначил возврат к "доктрине Бжезинского" образца 1996 года: договориться с Пекином за счет Москвы. Вакханалия вокруг убийства Анны Политковской и смерти Александра Литвиненко лишь показала, насколько готовы к созданию "образа врага" в лице нашей страны мировые масс-медиа. А уход из жизни Сапармурата Туркменбаши Ниязова, мгновенно создавший "зону геополитического вакуума" на важнейшем перекрестке путей между Китаем, Россией, мусульманским миром и Кавказом, объективно дает в руки американским геостратегам дополнительные рычаги воздействия на ситуацию в Центральной Азии и в России. Весьма симптоматично, что это знаковое событие, кто бы за ним ни стоял (или даже никто не стоял), произошло буквально через несколько дней после оглашения "первого китайского ультиматума" Соединенным Штатам. Post hoc non ergo propter hoc ("после того не значит вследствие того"), но всё же, всё же, всё же…
Видит ли Россия, её политическое руководство ту геополитическую петлю, которая уже затягивается на их (и нашей) шее, сумеет, захочет ли воспользоваться уходящими шансами выскользнуть из неё в 2007 году?
1.0x