Авторский блог Антон Суриков 03:00 26 декабря 2006

МИР БЕЗ ЖАНДАРМА

№52 (684) от 27 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Антон Суриков
МИР БЕЗ ЖАНДАРМА

На рубеже 2006-2007 годов в России и окружающем мире ясно обозначились события, которые радикальным образом могут повлиять на наше будущее. Во-первых, буквально на наших глазах рушится однополярный мир, в котором последние 15 лет доминировали США. Ноябрьские выборы в Конгресс показали, что американский народ больше не желает нести издержки, связанные с выполнением имперской миссии. Как следствие, роль силового фактора во внешней политике США, тем более с учетом "иракского синдрома", подвергается радикальной ревизии, сводится к минимуму, уступая место более тонким подходам к разрешению международных проблем. Следует ожидать, что Вашингтон на определенном этапе попытается переложить на страны группы БРИК (Бразилию, Россию, Индию и Китай) часть ответственности за поддержание глобальной стабильности в рамках некой новой международной системы, в которой главенствующая роль, по замыслу, по-прежнему отводится США. При этом вряд ли такая система, если её вообще удастся создать, окажется устойчивой — прежде всего из-за американо-китайского антагонизма.
Во-вторых, в течение года-двух США, потерпев военное поражение, уйдут из Ирака и Афганистана. Как следствие, Иран, связанный неформальным стратегическим партнерством с Китаем, де-факто аннексирует населенную шиитами южную часть Ирака и автоматически превратится в доминирующую силу в регионе Персидского залива. Пакистан, под контроль спецслужб которого, несомненно, перейдет населенная пуштунами южная часть Афганистана, в сфере внешней политики в еще большей степени, чем сейчас, станет ориентироваться на Китай. С другой стороны, ведущие арабские страны — Саудовская Аравия, Египет, Иордания, фактически лишившись американских гарантий безопасности, будут вынуждены самостоятельно сдерживать ирано-шиитскую экспансию в направлении "суннитского треугольника" Ирака и мелких княжеств Залива. В свою очередь Турция, столкнувшись с неприятием со стороны Евросоюза, сделает больший акцент на ближневосточную и кавказскую политику. При этом велика вероятность введения турецких войск на север Ирака для борьбы с курдами. По-прежнему неразрешенными останутся конфликты Израиля с Палестиной, Ливаном и Сирией, опирающимся на поддержку Ирана. В целом же регион Ближнего Востока еще глубже погрузится в состояние хаоса, который станет распространяться во всех направлениях, в том числе на север.
В-третьих, начнется формирование контуров нового многополюсного мира, который будет предусматривать существование нескольких центров силы, каждый из которых, в числе прочего, будет опираться на собственный ракетно-ядерный потенциал. Можно уверенно заявить, что международный режим нераспространения ядерного оружия приказал долго жить. Если сейчас имеется восемь государств, располагающих развернутыми ракетно-ядерными группировками — США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Израиль, Индия и Пакистан, то через пять-семь лет их число удвоится за счет КНДР, Ирана, Южной Кореи, Японии, Тайваня, Саудовской Аравии, Египта, Турции и, видимо, Бразилии. На мой взгляд, это не так уж и плохо: "ядерная многополярность" существенно ограничивает использование американцами силы для агрессии и диктата. Одновременно резко возрастает роль Китая, в политической и экономической орбите которого начнут вращаться КНДР, Пакистан, Афганистан, Иран, юг Ирака, Казахстан, государства Средней Азии, ряд стран Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, в первую очередь — Венесуэла. При определенном раскладе в этой же орбите могут оказаться и Россия или некоторые ее регионы в Сибири и на Дальнем Востоке. В таких условиях со стороны США будут, очевидно, предприниматься попытки найти с Китаем, а также с Ираном некие временные тактические компромиссы, в том числе и в первую очередь — за счет интересов и, не исключено, территорий России.
Все более превращаясь в "энергетическую" псевдодержаву, безвозвратно теряя остатки великого советского наследия в сфере наукоемких, высокотехнологичных отраслей экономики, наша страна утрачивает свою субъектность, постепенно превращается в объект и арену конкуренции и борьбы между ведущими мировыми центрами силы — старыми и новыми. Внутренняя политика все очевиднее становится отражением нарастающего глобального противостояния, прежде всего между США и НАТО, с одной стороны, и неформальным антизападным альянсом Китая и Ирана, с другой. Раскалывается так называемая российская элита. При этом линия раскола начинает прорисовываться, исходя из вектора интересов бизнеса тех или иных экономико-бюрократических групп. Максимально упрощая, можно было бы сказать, что политическая ориентация представителей элиты все больше зависит от того, где находятся их банковские счета: по-прежнему на Западе или уже на Востоке и Юге. Отражением такого положения стала ускоренная, но пока еще далекая до завершения структуризация в преддверии 2008 года скрытых "партий" внутри власти: двух или даже трех "партий преемников": "партии Медведева", "партии Иванова" и, не исключено, "партии Козака", а также "партии третьего срока" и многочисленных "партий" региональной и национальной бюрократии в субъектах Российской Федерации.
Следует пояснить, что все "партии преемников" по своей ориентации определенно прозападные, проамериканские. "Партия третьего срока", наоборот, антиамериканская, антилиберальная, опирающаяся на российскую патриотическую имперскую идею. Ввиду этого она не только выглядит предпочтительнее для Пекина и Тегерана, но и прежде всего в наибольшей степени выражает национальные интересы самой России.
Между названными "партиями" обостряется борьба относительно путей решения "проблемы-2008", вновь, как это было в 1999 году, перешедшая в открытую фазу информационных войн, масштабных провокаций и физических ликвидаций. Но в 1999 году, в условиях однополюсного мира и очевидной перспективы прихода к власти в США Республиканской партии, наша внутренняя борьба носила характер скорее кастинга, в котором роль ключевого внешнего арбитра выполнял Вашингтон, точнее, восходившие к вершинам власти неоконсерваторы и будущая "группа Чейни-Рамсфельда".
В нынешней ситуации наступающего многополярного мира ключевых внешних арбитров стало как минимум два: Демократическая партия США и китайско-иранский альянс. Поэтому борьба обещает быть ожесточенной, продолжительной, многолетней. В марте 2008 года она явно не завершится, а закончится лишь ее первая стадия.
В данной связи критически важным является ответ на вопрос, как, если это вообще еще не поздно, восстановить субъектность России, не допустить превращения ее в арену разрешения геостратегических противоречий между ведущими мировыми центрами силы.
Ответ на подобный вопрос во всех странах призвана давать правящая в них элита, формулирующая адекватный существующим угрозам политический и экономический курс. Но нынешняя российская так называемая элита, сформировавшаяся в процессе развала собственного государства и разграбления общенародной собственности, вывозящая средства и ресурсы за рубеж, на такое не способна. Вместо политики у нас повсеместно царят "разводки" и пиар. Вместо ответственных государственных деятелей — коррумпированные бюрократы и алчные политтехнологи. Как кремлевские, так и псевдооппозиционные политтехнологи, которые ничего кроме денег не признают, и, меря других на свой аршин, за всем происходящим видят лишь корыстный мотив, соображения карьеризма или чью-то саморекламу.
А раз так, нужно радикальное обновление элиты, чем, в наших конкретных условиях, должен заняться президент, так как больше некому. Но для этого необходимо, чтобы президент, наконец, определился: уходит ли он, оставляя страну ареной для выяснения отношений между внешними центрами силы и их внутренней клиентуры, или все-таки остается и после 2008 года, тем самым предопределив соответствующий национальным интересам геополитический вектор развития России, которому потребуется соответствующая ему новая элита.
1.0x