№49 (681) от 06 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Бушин
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ГЛАЗАМИ ТРИСЛУЖНИКОВ
Окончание. Начало в №№ 37, 39, 41
В последних числах ноября в Лондоне при неясных обстоятельствах умер известный Александр Литвиненко, бежавший на Запад подполковник ФСБ, связанный с Березовским. Поднялся шум, начались антирусские спекуляции. В связи с этим находившийся в Финляндии президент Путин заявил: "Очень жаль, что даже такие трагические события, как смерть человека, используются для политических провокаций".
Ещё жальчее, что так сказал президент, ибо из его слов ясно, что он не видит, не понимает или не желает видеть и понимать, что на родине, где он, по его собственному признанию, отвечает за всё, для политических провокаций и исторических спекуляций, для клеветы на недавнее прошлое страны и для пропаганды межнациональной вражды используется не только смерть, но и дни рождения, юбилеи, презентации, присуждение премий, премьеры кинофильмов, спектаклей и так далее до бесконечности.
Например, на днях состоялось вручение Главной национальной премии России "Большая книга". В жюри, которое из писателей возглавляют Эдуард Радзинский и Даниил Гранин, сто человек. Кому дали премию? Науму Коржавину, Дмитрию Быкову, Александру Кабакову и Михаилу Шишкину. Кто во всём этом перечне, так сказать, не свояк Радзинскому и Гранину? Причем, включая стоголовое жюри, в котором нет никого из Союза писателей России. Ну, не сват, не брат и не кум, разве что, один Шишкин. Так ведь и он, представьте себе, сотрудник Министерства иностранных дел другого государства. Вы думали, Израиля? Нет, Швейцарии. И надо заметить, что первую премию, больше чем были Нобелевские премии Бунина и Шолохова, вместе взятые, дали Быкову за книгу не о Блоке или Есенине, не о Пришвине или Платонове, а о Пастернаке. Он бы сейчас опять воскликнул: "О, если б знал, что так бывает!.." И коли такой славный междусобойчик, разыгранный на глазах всего народа, не наглое пиршество национализма, не провокация национальной вражды, то что? А ведь премию — она же Главная! она же Национальная! — курирует Людмила Путина, если не ошибаюсь, супруга президента. Ну а вручать премию на глазах миллионов поручили, конечно, заслуженному русскому тюфяку Степашину. Причём тюфяк, претендуя на лавры самого остроумного среди кремлёвских тюфяков, ещё и сказал Науму Коржавину, когда-то отбывавшему срок: "Могли ли вы вообразить, что вам когда-нибудь вручит премию бывший директор ФСБ!". Да, остроумный тюфяк. Но жаль, что Нёмка Мандель, мой однокашник по Литинституту, не ответил ему примерно так: "А разве мог я вообразить, что автор диссертации о роли марксизма-ленинизма в пожарном деле возглавит после ФСБ ещё и правительство моей родины!"
На другой день отмечался юбилей сверхуспешного Д.С.Лихачева. Его, советского академика, лауреата Сталинской и множества других премий, вплоть до двух премий ВДНХ, мультиорденоносца и многократного квартиросъёмщика, изображали страдальцем и мучеником Советской власти, которая, например, во время войны почему-то не призвала его в армию, но заставила писать о том, как в древности русские города оборонялись от захватчиков... Разве это опять не провокация, не ложь, не оскорбление вчерашнего дня родины? Вот о чём президенту России думать-то надо — о том, что у него под носом, а не за Ла-Маншем. Но надежды на это — никакой.
Тем же самым, чем и Радзинский, Степашин и Людмила Путина на свой манер с другого конца промышляет в телефильме "Вторая мировая война. Русский взгляд" и известная нам троица — Правдюк, Терещук, Александров.
Одна из самых больших подлостей правдюков в рассуждении о характере Великой Отечественной состоит в том, они изображают её войной одного лишь русского народа против немцев. То и дело мы слышали: "На алтарь победы жертвы приносил только один народ — русский (серия 45)… "Только русские умеют умирать со славой" (сер.88). "Русская была победа над нацизмом" (там же) и т.д.
Когда война началась, Сталин призвал к тому, чтобы "все народы СССР организовались в единый боевой лагерь, ведущий вместе с нашей армией и флотом великую освободительную войну за честь и свободу нашей родины". Все народы, а не только русский.
Великая Отечественная была войной Советского Союза против фашистской Германии и её союзников, фактически почти против всей Европы, что можно видеть хотя бы по национальному составу солдат и офицеров, оказавшихся у нас в плену: немцы — 2 389560, венгры — 513 767, румыны — 187 370, австрийцы — 156682, чехи и словаки — 69 977, поляки — 60 280, итальянцы — 48 957, французы — 23 136, евреи — 10 173, финны — 2 377, бельгийцы — 2 010, датчане — 457, испанцы — 452, норвежцы — 101 и другие. Это только попали в плен! А сколько было убито, сколько ранено и отправлено в тыл…
Да, главная тяжесть войны легла на плечи русского народа, самый большой вклад в победу внёс он: 66,3% всех погибших на войне — русские (Книга памяти. М., 2005. С.253). В то же время среди Героев Советского Союза военных лет русских — 70,3% (Герои Советского Союза. М., 1984. с.245 ). Так что ж, правдюки, во имя вашего стерильного патриотизма можно отбросить и забыть жертвы и героев других народов? Именно так они и сделали. Например, неоднократно рассказывая о великом воине Александре Покрышкине, ни разу не упомянули даже Ивана Кожедуба, тоже трижды Героя. Почему? Хохол! Не подходит…
Из лётчиков не упомянут и старший лейтенант Александр Константинович Горовец, подвиг которого в воздушном бою не был никем повторен за всю Вторую мировую. Во время Курской битвы 6 июля 1943 года он атаковал 20 вражеских бомбардировщиков и 9 из них сбил, погибнув при этом и сам. Посмертно ему присвоили звание Героя. Но и он не подошел Правдюку: белорус! А вдруг еврей? Зато он разыскал Ивана Федорова, который, говорит, тоже "в одном бою сбил 9 самолётов противника" (сер.74). Когда? Где? В каком сражении? Почему об этом шестьдесят с лишним лет никто, даже историки Великой Отечественной, не ведал? Молчание… А ведь стал же всё-таки широко известен тоже беспримерный подвиг Михаила Девятаева. Возглавленная им группа из десяти наших пленных в концлагере на острове Узедом 8 февраля 1945 года под носом у немцев захватила бомбардировщик, и через два часа смертельного рейса Михаил Петрович посадил машину, которую обстреливали и очухавшиеся немцы и свои, в нашем расположении. В 1957 году он получил Золотую Звезду Героя. Стали в конце концов Героями, хоть уже посмертно, и Григорий Бахчиванджи, первым совершивший полёт на машине с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД), и Екатерина Зеленко, и упоминавшийся Александр Маринеско. А тут?..
Среди Героев Советского Союза, как свидетельствует известный биографический двухтомник, вышедший в Воениздате в 1988 году, числится 23 Федоровых. 15-й из них — тот самый, о которым вещал Правдюк, — Иван Евграфович. Человек прекрасной биографии! О нём сказано: "С 1940 года на лётно-испытательной работе. Лётчику-испытателю полковнику Фёдорову за испытание и освоение военной техники и проявленное при этом мужество и героизм 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза" (т.2. с.643). То есть уже после войны.
Однако с приближением 90-летия у Ивана Евграфовича что-то случилось с памятью и языком, и это нашло яркое выражение в книге о нём "Красный сокол" Владимира Шморгуна. В номере, посвященном в этом году Дню Победы, "Литгазета" напечатала о ней восторженную рецензию, где, пересказывая автора, писала, что Михаил Евграфович сбил немецких самолётов "больше, чем трижды Герои Александр Покрышкин и Иван Кожедуб, вместе взятые, но вместо шести золотых наград Героя получил лишь одну" (ЛГ №18'06).
Сколько же точно сбил Фёдоров самолётов? Неизвестно. И насчёт орденов не совсем точно. Кроме "Отечественной войны" Фёдоров получил также ордена Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Но рецензент, видимо, просто не в состоянии выговорить эти слова, как и сказать полностью "Герой Советского Союза", "Золотая Звезда" — уж больно всё это проклятым прошлым шибает в либеральный нос! Аллергией этого рода, может быть, в ещё более тяжелой форме страдают и все правдюки.
Зато рецензент охотно пересказывает из книги: до войны, видите ли, за испытание немецких самолётов Фёдоров получил от Гитлера, вообразите, — Железный крест, от Геббельса, представьте себе, — фотографирующий серебряный портсигар, от Геринга — стреляющий карандаш, видимо, золотой. Словом, был истинным любимцем главарей третьего рейха. И непонятно, почему еще и Гиммлер не подарил ему портативную душегубочку на две персоны, а Риббентроп — алмазный урыльничек. А сверх того, оказывается, Фёдоров первым сбросил советскую атомную бомбу и первым в мире преодолел звуковой барьер.
Так в чём же дело? Почему не дали Ивану Евграфовичу шесть Золотых Звезд? Да как можно-с, как можно-с… "Он не вписывался в привычный образ советского воина. Не дали просто потому, что он позволял себе самостоятельные поступки, как тот же Чкалов, воздушные эксперименты которого воспринимались начальством как хулиганство".
Какие эксперименты? Надо же договаривать. Если пролёт под мостом в Ленинграде, то это действительно хулиганство или, ну, скажем так, — лихачество, опасное для жизни, которую начальство очень ценило. К тому же, рецензенту надо бы знать, что, несмотря на "хулиганство", Чкалов стал Героем Советского Союза. А что такое "самостоятельные поступки"? Покрышкин и Кожедуб не позволяли себе их и действовали в боях не самостоятельно, а лишь выполняли предписание начальства, за что и получили Звезды? Ах, ведь и невелика рецензия, а сколь велика концентрация тупого либерализма… Так же в "Литературной России" вещал о А.И.Колдунове писатель Артём Анфиногенов: сбил 46 самолётов врага, но мерзкая система не награждала его достойно, не продвигала по службе: уж слишком нестандартная личность! Я позвонил Артёму: "Что ж ты врёшь так бесстыдно на старости лет! Александр Иванович стал дважды Героем, а после войны дослужился до Главного маршала авиации, до заместителя министра обороны". А это, говорит, редакция у меня вычеркнула. И опять врёт!
А помянутая рецензия в ЛГ кончается так: "В.Шморгун сделал попытку вернуть в пантеон героев воина не просто забытого, а человека, реально претендующего на прообраз(?) истинно "нашинского" воина-витязя". Господи, какая тарабарщина!"
Во-первых, пантеон это для почивших, а Иван Евграфович, слава Богу, здравствует. Во-вторых, почему, "вернуть"? Его оттуда вынесли? Кто? В-третьих, почему "забытого"? В Советское время он получил много самых высоких, высших наград. А забытым он оказался, как и все фронтовики, "вашинской" властью. Возможно, поэтому его и понесло…
И в самом конце: "Подвиги его, настоящие, а не выдуманные, просто просятся на экран". Да, очень интересно было бы посмотреть, как Гитлер вручает Ивану Евграфовичу Железный крест, а тут и Геринг с Геббельсом поспешают…
Я не выдержал, позвонил и в "Литгазету", нашел рецензента, спрашиваю, как могло случиться, чтобы шестьдесят с лишним лет никто не знал о дивных делах Ивана Евграфовича? "В советское время еще и не то могло быть!" — услышал в ответ. Я понял, что передо мной представитель инкубаторского поколения, воспитанного телетрёпом Радзинского и Сванидзе, Млечина и Правдюка… Любую чушь, самый вопиющий вздор о Советском времени они хватают и несут дальше. Никакого иммунитета, ни малейшей сопротивляемости, ни хотя бы некоторой способности анализа — полная беззащитность. Ну, подумал бы хоть о том, каким образом советский человек мог оказаться испытателем немецких самолётов, — что, у немцев своих испытателей не было? И кто бы пустил его туда? Как может журналист, работающий в ЛГ, не чувствовать хотя бы того, что от всех этих Железных крестов, фотографирующих портсигаров и стреляющих карандашей из рук главарей фашизма за версту разит туфтой?
Можно себе представить, какова была бы во время войны картина награждений, если это зависело бы от патриотов правдюковской породы.
Конечно, Покрышкин был первым и воевал с 22 июня против лучших лётчиков Люфтваффе, но с другой стороны, Кожедуб на две-три сбитых машины противника превзошел Покрышкина и достиг этого за более короткий срок.
Презрительное умолчание об участии других советских народов в войне, о их жертвах и героях, даже выпады против них выглядят особенно подло рядом с расшаркиванием и перед немцами за их великие доблести, и перед американцами по поводу ленд-лиза. Да, последние слали нам виллисы и свиную тушёнку. Спасибо.
Наши власти во главе с президентом неутомимо ищут ксенофобов и разжигателей межнациональной вражды. Ищут всюду — среди хулиганов, бомжей, в метро, в подворотнях. А тут по государственному каналу шайка прохвостов больше года только и делает, что разжигает эту вражду по самому чувствительному вопросу, и все молчат — президент Путин, министр обороны Иванов, министр культуры Соколов, министр иностранных дел Лавров, посол Черномырдин… Пока они будут молчать, я как русский человек, сын царского офицера и коммунист-фронтовик Отечественной от лица родного мне Третьего Белорусского фронта, которым командовали поочередно украинец Черняховский, русак Василевский и армянин Баграмян, скажу вам, Правдюк: ничего русского в тебе не было, нет и не будет, мягко выражаясь, трепло ты и провокатор. Ехал бы ты в Иркутск работать сторожем в музей Колчака, который соорудили недавно русские предатели своих отцов и болваны во главе с русским губернатором. Там ты был бы на месте.
Автор — лауреат Международной Шолоховской премии
1.0x