№49 (681) от 06 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Екатерина Глушик
КОТЛОВКА
Путь к деревне Котловка Граховского района пролегает по живописнейшим местам Удмуртской Республики: холмы, леса, угоры, перелески. Сама Котловка — типичная деревня нашей средней полосы: деревянные дома, палисадники под окнами, большие огороды. И ничем бы, пожалуй, она не привлекла стороннего внимания, если бы не образованный здесь Центр русской культуры, этноцентр "Оберег". Создан он по инициативе и великими стараниями его директора Валерия Павловича Ремизова. Валерий Павлович — и директор Центра, и завклубом, и руководитель фольклорного коллектива "Оберег", и резчик по дереву… Уроженец Нижнего Новгорода, уже 27 лет живёт он здесь. "Я нигде в другом месте не могу находиться: там дышать нечем. А здесь посмотрите, какой лес у нас прямо под стенами", — Валерий Петрович машет в сторону зелёной стены соснового бора, что всего метрах в 200 от клуба, где мы и сидим. Перед зданием клуба большое количество деревянных скульптур: это и сказочные персонажи, и неведомые существа. В самом клубе тоже много деревянной резьбы: вешалки, лавки.
Клуб в любой деревне — это центр культурной жизни. А в Котловке у клуба роль особая: благодаря ему сохраняется сама деревня. Районные власти в лице председателя районного совета депутатов Валентины Михайловны Савиной считают: "То, что в Котловке появился Центр русской культуры, очень важно не только для района, но и республики. В нашем районе с 60-х годов исчезло 28 русских деревень. Когда стали говорить о неперспективных деревнях, то исчезали именно русские деревни. К примеру, ни одной удмуртской не исчезло. С деревней Котловка Макарово рядом. Это русский угол в районе. Там промышленность слабо развита. И мы решили клуб всеми силами там держать, потому что вокруг него молодёжь, жизнь. Сейчас у них и молодёжи много, она остаётся, оттока, как раньше, нет. Мы решили новое муниципальное образование "Котловское" сделать. А началось, собственно, с Центра русской культуры. В этой деревне будет свой сельский совет. До этого — не было. И статус деревни повышается. Многое зависит от инициативы людей, их активности".
Инициатива и активность самого Валерия Павловича и молодёжи, занимающейся в ансамбле, в кружках, что организованы и действуют при Центре, потрясает. Во времена, когда всё вокруг закрывалось, рушилось, люди созидали: организовывали, строили. По личной инициативе, собственными силами. Клуб-Центр работает круглосуточно. "Мы приходим к 9 часам,— рассказывает Ремезов, — и уходим, как выдохнемся: сидели вот всем коллективом до 10 часов над новой задумкой. Дай Бог, что нас в своё время поддержали, когда я пришёл с этой идеей к районным властям. Был разбитый клуб. Сами мы его отремонтировали, навели порядок. Приходя в клуб, люди даже обувь меняют. Деревянной скульптурой я занимался давно, еще в Нижнем. Мы здесь решили устроить музей деревянной скульптуры под открытым небом. Дети деревенские относятся к этим фигурам бережно, поскольку они выросли среди этого. А подрастают, приходят, начинают учиться резьбе. Сейчас готовим работы, называющиеся "Сказочная вешалка": делаем деревянные вешалки на мотивы русских сказок. Вот здесь всё красиво. А я всегда говорю: пусть это смотрится красиво, и чтобы ещё это работало. Вешалка она и смотрится, и работает: приятно повесить на неё одежду. Материал мы заготавливаем сами, содержание техники у нас за свой счёт. Мы приобрели инструмент: пилу, лобзики, шлифмашинки, горюче— смазочные материалы — в лес надо ездить. Нам глава администрации сказал: "Помогу с техникой". Дал трактор без окон, без дверей — один двигатель. Мы отремонтировали. Здесь сельского хозяйства уже нету. Трактор мы свой, отремонтированный, дали — на нём вспахали, посеяли, мы и убрать помогли. А не было бы нас, не было бы урожая. И пруд здесь восстановим.
Мы собрали под свою крышу хороших добрых ребят, желающих и умеющих работать и заниматься творчеством. Они отслужили в армии. Ни один из них не пьет. У меня в коллективе три агронома: у одного высшее образование, у двоих — среднее. Люди от земли. Настанут лучшие времена— мы выйдем в поле, где мы умеем и любим работать.
У нас официальная лицензия есть. Мне предоставили программу, и мы по ней работаем и даем диплом уровня ПТУ. То есть у нас на базе Центра культуры и образовательный центр действует. Плетем лозу, к примеру, зарабатываем на парковой скульптуре, не чурались тем, что заготавливали дрова, рубили срубы. За счёт этого и живём, не залазим в бюджет, не просим: дайте нам. Все свои нужды — за счёт нашей работы.
В течение года мы получили со своими мастерами 6 конкретных предложений уехать и получать 4 здешних оклада, плюс жильё. Но везде — это коммерческая деятельность: заводики маленькие, работать на поток. Мы этого не хотим. Мои в коллективе работать могут, а одиночниками — затухают. Другое дело такое коммерческое предприятие: ребята работают под нашей аббревиатурой, и чувствуют, что они на общее дело трудятся. Здесь у них мамы-папы, и ведь они искренне считают, что работают на развитие народной культуры.
Пока у нас все бабушки, знатоки фольклора, в районе не перевелись, каждую из них записали на магнитофон, на видеокамеру: как говорят, как поют. Собираем архив. Но и обрабатываем, на современный лад перекладываем, на основе этих песен пишем новые, исполняем своим коллективом. Фольклор тоже развивается".
Наслышанная об этом народном коллективе, с нетерпением жду его выступления. На клубную сцену выходят участники ансамбля "Оберег" и начинают петь песни, дотоле мною, большой любительницей народного творчества, и не слышанные. Исполнение идёт как под аккомпанемент народных инструментов, так и а-капелла. Уровень исполнения таков, что иная столичная сцена позавидует. Оказывается, в составе ансамбля есть люди с профессиональным музыкальным образованием. И этот профессионализм, слава Богу, не мешает народной музыке звучать первородно: не внесено сюда ни эстрадного опрощения, ни разухабистой пошлости, чем уродуют народную музыку завсегдатаи ТВ-подмостков, искажая образцы народной песни.
После концерта нас приглашают пить чай. Валерий Павлович радушно потчует и подчёркивает, что в клуб категорически запрещено не только приносить, распивать спиртные напитки, но и приходить после их принятия. Веселья и здорового куража здесь хватает и без того.
Молодой человек, который только что пел в фольклорном ансамбле, уже переоделся, протягивает мне сувенир — маленькие лапоточки. Сам сплёл. Руководитель комментирует: "Деда, уж последнего в районе умельца лапти плести, нашли, переняли опыт. Сейчас плетем на сувениры".
В деревне Котловка я побывала, готовя материал об Обществе русской культуры Удмуртской республики. Мы с председателем Общества Михаилом Константиновичем Кокориным и его заместителем Светланой Васильевной Щаповой ездили по деревням, городам, сёлам, и меня до и щемящего чувства благодарности за их подвижничество поражал искренний, не ослабевающий порыв людей что-то делать для сохранения своей культуры. Они и объединились, создав свою общественную организацию, с этой целью: сохранить образцы родной культуры, по мере сил развивать некоторые её направления, не только самим интересно проводить досуг, но и земляков к этому приобщать. Абсолютно все они с гордостью рассказывали о родных деревне, селе, городе. О том, какие у них замечательные люди родились, жили и живут: победитель республиканского конкурса сочинений, Народный художник СССР, моряк-подводник, лучший тракторист республики... В разговорах с людьми, рассказывающих о своих, порой, личных, успехах, почти не услышишь слова "я". "Мы решили, у нас получилось, нам удалось, нас поддержали".
Когда Россию "гасили", и она повсеместно угасала, эти люди не просто сохранили живую творческая жизнь, но активно развивали её и продолжают развивать, не на словах декларируя "не хлебом единым". Причём, делают это зачастую вопреки всему: обстоятельствам, тенденциям, нынешней госпоже и повелительнице коньюнктуре. Не дожидаясь пока чиновники "нащупают болевые точки" общества и выдадут дорогостоящие бесплодные бумажные "национальные проекты", люди, в которых болевые точки общества отдаются острой болью, сами осуществляют эти программы. Здесь вам и подъем сельского хозяйства, когда в свободное время кружковцы Центра восстанавливают трактор, на котором проводит полевые работы хозяйство. Это и проект "Образование", когда, не выезжая из родной деревни (зачастую и возможности-то такой не имея), молодые люди могут получить среднее специальное образование и профессию. Здесь вам и программа "Здоровье": молодёжь ведёт здоровый образ жизни, не употребляя спиртного, ставшее буквально бичом российской глубинки. Ну а здоровым молодым людям, образованным, сплочённым общими интересами, и семью создать легче — вот вам и решение демографической проблемы. А срубы? Это ли не решение жилищного вопроса, программы "Жильё"? И всё это делают, никого не дожидаясь, ни на кого не уповая. Слава Богу, что живут в нашем народе люди, которые в трудные времена не предаются унынию, а, сказав себе, "если не я, то кто же?", выходят к своим приунывшим товарищам с плодотворными идеями и своей энергией заряжают окружающих. Именно на таких людях держатся деревня, село, держится Россия.
Республика Удмуртия
1.0x