Авторский блог Сергей Черняховский 03:00 28 ноября 2006

ЗАВТРА СОЦИАЛИЗМА

№48 (680) от 29 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Черняховский
ЗАВТРА СОЦИАЛИЗМА

Из четырех мировых идеологий к рубежу XXI столетия три — либерализм, консерватизм и национализм — представили свои "неоформы", пытающиеся осмыслить реалии наступающего постиндустриального общества. На сегодня единственной идеологией, не предложившей миру свой новый проект, пока остается коммунизм, во многом травмированный поражением социализма в конце 1980-90-х годах.
Само это поражение во многом оказалось связанным с отсутствием такого проекта, хотя на более глубинном уровне оно объясняется его внутренними противоречиями, в конечном счете — вытекавшими из его успешного развития в ХХ веке. Ранний социализм разрешил противоречия между трудом и капиталом. Обеспечил возможности развития общества, отказавшегося от частной собственности. Создал мощную систему планирования. Удивил мир темпами развития производства. Обеспечил комплекс социальных гарантий, казавшихся невозможными, — право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, восьмичасовой рабочий день. Была создана уникальная система социальной демократии, ликвидирована эксплуатация человека человеком, открыта для каждого возможность доступа к достижениям культуры и науки.
Ранний социализм открыл дорогу развитию мощных производительных сил, создал плацдармы постиндустриального производства, колоссальный интеллектуально-личностный потенциал. Однако этот потенциал пришел в противоречие с индустриальным производством, в котором не было места его использованию и реализации. Это означало, что старый индустриальный социализм выполнил свою миссию и исчерпал возможности своего развития.
Разрешение этого противоречия требовало технологического прорыва, коренной реконструкции экономики и перехода к постиндустриальной фазе развития производства. Однако в 1990-м году вместо этой стратегии прорыва в развитии производительных сил и возвышения их до уровня производственных отношений была, по сути, принята стратегия опускания производственных отношений до старого уровня, обернувшаяся запуском механизма социального и исторического регресса, утверждения на территории СССР во многом даже не капиталистических, а докапиталистических отношений. Однако постиндустриальное, информационное производство не противоречит основным базовым постулатам идеологии коммунизма, а напротив, предполагает их наиболее полную реализацию.
Основным постулатом коммунизма является признание человека и возможностей неограниченного творческого развития его личности — основной ценностью, основным богатством общества. В условиях капитализма эта возможность ограничивалась делением общества на имущих и неимущих, собственников и наемных работников. В условиях раннего, индустриального, социализма она была ограничена уровнем развития производства, предполагавшего доминирование простого, инструктивного труда, превращавшего человека в придаток производственно-организационной машины.
Изначально коммунизм связывал конечное освобождение человека и обеспечение возможностей его развития не только с устранением частной собственности, превращающей большинство общества в людей, вынужденных посвящать свою жизнь экономическому обеспечению своего биологического существования, но с созданием на этой основе такого производства, при котором наука становится непосредственной производительной силой, а человек выводится из непосредственного процесса производства и становится над ним в качестве его организатора и контролера.
Переход в постиндустриальную фазу производства как раз и создает условия, при которых виды деятельности, не требующие от человека самостоятельного принятия решения, передаются технике, а за человеком остаются те виды, которые требуют сложной творческой деятельности. Это означает, что за счет перемещения человека в сферу производства информации, новых знаний и технологий число занятых в непосредственном материальном производстве, пусть даже в качестве его организаторов и контролеров, сокращается примерно до одной десятой всех занятых, тогда как остальные оказываются задействованы в эвристической творческой деятельности, в производстве нового знания, становящегося основной производственной силой.
С развитием таких форм производства связаны относительное процветание и относительная устойчивость ведущих капиталистических стран. Однако в них постиндустриализация производства носит лишь частичный характер: сложные, высокооплачиваемые виды труда достаются населению этих стран, а более примитивные виды деятельности, не требующие столь высокой оплаты, передаются в остальные регионы мира. Результатом является раздел мира на процветающие постиндустриальные страны и обслуживающую их периферию, к которой относится большинство человечества.
В отличие от такой организации, постиндустриальный социализм предполагает полную постиндустриализацию, перевод всего производства в новую эвристическую фазу, в принципе обходящуюся без превращения человека в придаток производства. Это общество, в котором на место всеобщей конкуренции приходят всеобщая кооперация и сотрудничество, на место изолированного владения средствами производства — совместное владение, на место труда, как способа обеспечения себя продуктами пропитания — труд как способ творческой самореализации личности.
Основным производителем общественного богатства вместо гигантов индустрии становятся центры производства знания — мультиверситеты. Основной экономической доминантой вместо владения финансовым капиталом становится владение информацией. На место экспорту сырья и продуктов его переработки приходит экспорт знания, технологий и культуры. Власть и собственность переходят от носителей финансового капитала и бюрократических структур к производителям знания и технологии. А посколь- ку в условиях полной постиндустриализации именно в этих видах деятельности сосредоточено все население — в полной мере исчезает имущественная и экономическая дифференциация общества.
Человек вместо исполнения роли средства производства и его придатка возвышается до роли демиурга, творца, освобожденного от необходимости посвящать свою жизнь исключительно обеспечению своего пропитания и имеющего возможность превращать ее в процесс творения самих условий существования мира и цивилизации. В этом смысле постиндустриальный социализм — это республика творцов, республика демиургов, т.е. республика "поэтов, инженеров и ученых".
В экономическом плане он подразумевает отказ от частной собственности на основные средства производства с сохранением своего рода "проектной собственности" — права на разработку и реализацию творческих проектов, направленных на развитие общества при ответственности создателя проекта за его реализацию. Она предполагает отказ от рыночных форм организации, т.е. переход от производства, ориентированного на возможную коммерческую выгоду, к производству, подчиненному удовлетворению осознанных потребностей общества.
На место конкуренции продуктов производства приходит конкуренция творческих проектов граждан. В политическом плане он предполагает систему профессионального и корпоративного самоуправления, выстроенного снизу вверх, когда основным политическим и представительным органом становятся профессиональные и корпоративные Советы специалистов, в своей единой системе обладающие безусловным приоритетом над исполнительными структурами, точнее — сами исполнительные структуры из особой ветви власти превращаются в рабочие органы представительных органов.
Система организации представительной власти дополняется и ограничивается организацией форм прямой демократии, основанной на безусловном допуске всех граждан ко всему объему управленческой, политической, экономической и профессиональной информации и системе профессиональных, местных и общегосударственных референдумов через единую информационную национальную электронную сеть.
Поскольку творческий и профессиональный потенциал личности приобретает характер основной производительной силы, возможность творческого развития рассматривается не только как право личности, но как обязанность общества по отношению к личности. Это предполагает, что каждому гражданину гарантируется не только общепринятый отпуск для восстановления его сил, но регулярный творческий отпуск, не уступающий по размерам основному, для профессионального самосовершенствования, а также — профилактический оздоровительный отпуск для регулярного медицинского обследования и профилактического лечения.
Высшее образование становится всеобщим и обязательным, охватывая не только традиционные для него сферы подготовки специалистов умственного труда, но и сферу сохраняющегося физического труда с эвристическим содержанием. При этом образование и здравоохранение рассматриваются как базовые, основные сферы общественного производства, оплата в которых изначально существенно превышает средний уровень доходов по стране.
Система стимулирования труда выстраивается на трех уровнях:
— первый: текущая оплата труда, покрывающая стоимость рабочей силы, включая затраты на поддержание жизни, достойный уровень досуга человека, средства его личного саморазвития и интеллектуального совершенствования;
— второй: оплата общественной итоговой эффективности его деятельности по результатам того или иного этапа осуществления общественно-значимого проекта, в котором задействован данный человек;
— третий: стимулирование труда предоставлением более сложных видов деятельности, что рассматривается как основное и по ходу накопления общественных богатств начинает играть все большую роль.
В национально-государственном плане общество имеет форму единого Союзного государства с широкой автономией регионов и местного самоуправления, производство и экономика которого регулируются в рамках совместно принимаемых общих проектов союзными научными и производственными структурами, состоящими из представителей корпоративных и профессиональных Советов и лиц, добившихся высших достижений в профессиональной сфере. Альтернативные общенациональные проекты, в зависимости от значимости, принимаются на основе профессиональной и научной экспертизы специализированными учеными советами, на профессиональных или общенародных референдумах.
Граждане страны составляют единый народ при сохранении национальностями и народностями своих культурных особенностей и традиций. По мере взаимопроникновения и взаимообогащения друг друга национальные составляющие всё больше будут тяготеть к культурной интеграции и образованию единой многообразной культуры.
Территориальная целостность страны в рамках границ Советского Союза подлежит поэтапному разноскоростному восстановлению на основе свободного волеизъявления граждан самопровозглашенных на этом пространстве государств. Союзные органы власти реинтегрированных территорий оказывают народам этих государств культурную, информационную и политическую помощь в осуществлении своего права на национальное самоопределение в форме добровольного воссоединения в рамках Союзного государства.
Сепаратизм и проявления межэтнической розни рассматриваются как тягчайшее преступление и пресекаются всей политической мощью реинтегрированных народов. Союзное государство открыто для добровольной интеграции в него других народов и стран.
В международных отношениях общество постиндустриального социализма проводит политику экспорта новых знаний, технологий и культурных достижений. С учетом культурных традиций и национальной специфики других стран содействуют освоению ими культурных, социальных и цивилизационных достижений, рассматривая в качестве конечной перспективы устранение разобщенности и национальной изолированности народов мира, интеграцию их в не стесняемое государственными границами единое общество планеты, достижение ими фазы полной постиндустриализации производства.
1.0x