№48 (680) от 29 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Потёмкин
АПОЛОГИЯ МИГРАНТА
Открытое письмо премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову
Уважаемый Михаил Ефимович!
На днях в Евросоюзе введена практика обязательного направления чиновников на стажировку в те сферы бизнеса, которые они курируют. Это сделано для повышения эффективности предпринимательской деятельности и устранения бюрократических преград. У нас эта традиция, заложенная еще Петром I и благополучно просуществовавшая вплоть до Николая II, сегодня начисто забыта. Кстати, Петр Великий и многие другие русские императоры сами трудились в ведущих отраслях государственной экономики. А Александр III еще царевичем проходил многомесячную практику на деревообрабатывающих заводах, в стекольной и кирпичной индустрии в качестве подмастерья. Это делалось для того, чтобы знать реальную хозяйственную ситуацию и способствовать ее развитию. Увы, современные российские чиновники, как правило, вообще не заинтересованы в успехе дела "подопечных" им отраслей промышленности — они заинтересованы только в получении противозаконных доходов с предпринимательской деятельности. Соответственно, и действующая правовая база, и правоприменительная практика целиком и полностью подчинены интересам этой "бюрократической экономики", а принимаемые законы часто служат исключительно усилению коррупции.
Мое обращение вызвано конкретной проблемой — проблемой трудовой иммиграции в Россию, о которой говорил, в частности, директор Федеральной миграционной службы России г-н Ромодановский на III Международной конференции "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма". Мигранты, по его словам, наносят ущерб экономике РФ, исчисляемый 9 млрд. долларов. Откуда чиновник взял такую сумасбродную цифру, ни один грамотный эксперт не скажет. Однако если министр хотел вызвать в обществе крики ужаса, то цель достигнута.
К слову, в небольшой Голландии (16,5 миллионов населения) на рынке труда занято 3,2 миллиона иностранцев и 67% из них — не граждане ЕС. Это почти 30% от внутреннего трудового ресурса страны. Похожая картина наблюдается во многих странах ЕС, а, согласно новому российскому закону о мигрантах, им официально предоставляется не более 4% национального рынка труда. Как же ждать удвоения ВВП? Ведь любому государству с рыночной экономикой нужны люди; каждый новый человек — это увеличение потребительского спроса и пополнение госбюджета. Человек всегда стоит дорого, но там, где властвует бюрократия, эти деньги оседают у чиновников, а не в казне.
Потери от использования нелегального рабочего ресурса есть, впрочем, они "организованы" и пролоббированы самой бюрократией. То есть после принятия закона сама проблема сохранится, а поднимутся лишь тарифы на взятки. В России — как, впрочем, и в других странах — ограничительные законы почти всегда способствуют лишь повышению ставки поборов.
Но очевиден и значительный вклад нелегальных мигрантов в нынешний экономический рост России. С их активным участием только капитализация Москвы за последние 10 лет увеличилась в сотни раз. Если высокий начальник Миграционной службы об этом не говорит, значит, он не понимает сути проблем, за решение которых несет ответственность! Трудовую иммиграцию из стран СНГ необходимо всячески поощрять! А в новую квоту для России — 6 миллионов человек — должны уместиться домработницы, няни, санитарки, иностранные журналисты, представители крупнейших фирм, у которых годовой доход превышает двести-триста тысяч долларов, представители государственных и общественных организаций разных стран мира и т. д. и т.п. И если, по словам чиновника более 10 миллионов иностранцев (с высоких трибун говорят даже о 15 миллионах) нелегально трудятся на экономику страны, то почему такая скромная квота? Что, мы тоскуем по дефициту? Хотим создать острейшую нехватку рабочей силы? Или другой вопрос: как же их, всех этих нелегалов, выселить из России? Ведь сила не должна становиться единственным орудием общества, она может находиться лишь в дальнем резерве, а в авангарде обязаны идти умные, цивилизованные законы. Нет, не в этом дело! Бюрократии необходимы мнимые "преступления", чтобы продолжить беззастенчиво обирать предпринимателей и иностранных рабочих. Вот в чем дело!
Иной вопрос — что проживают и трудятся мигранты на территории нашей страны, как правило, незаконно (официальную регистрацию получают всего чуть больше полумиллиона человек), а это дополнительно усиливает и без того значительную социальную напряженность в российском обществе. Надо понимать, что формальное сокращение миграционных квот и активизация кампании по высылке "нелегалов" в нынешних условиях — это черпание воды решетом. "Прозрачные" границы в рамках СНГ и объективная потребность российской экономики в рабочей силе — пока неквалифицированной и низкооплачиваемой — приводят именно к тому, что эта сфера общественной жизни оказывается насквозь коррумпированной и криминализованной. Если иностранные рабочие не будут жаться по углам из-за опаски быть пойманными и высланными, разве бюрократу удастся из них вытрясти взятку? Необходимо срочно принять на парламентской сессии стран СНГ закон о свободном движении капиталов и рабочей силы в Содружестве. Это даст каждой стране огромный инвестиционный импульс!
В качестве практических мер для легализации использования иностранной рабочей силы и декриминализации рынка труда можно, например, ввести 2%-ный налог на товары строительной индустрии (основная масса мигрантов занята у нас в строительстве и торговле). Это обширная номенклатура изделий, начиная от кирпича и цемента до кафеля, товаров санитарной гигиены, красок, обоев, лампочек и т.д. Оборот российского строительного рынка сегодня составляет около 25 миллиардов долларов. Значит, этот налог пополнит бюджет на 500 миллионов долларов в год. Но это еще не всё. Для частных работодателей, использующих труд домработниц, нянь, санитарок по уходу за инвалидами и престарелыми, семейных поваров и т.п., а также для предпринимателей всех отраслей, использующих труд работников из стран СНГ, предлагаю срочно ввести поголовный, ежемесячный налог в размере месячной минимальной оплаты труда в размере 1.100 рублей, или около 45 долларов. Итого бюджет получит 500 миллионов долларов. Таким образом, проблема недополучения налогов за использование нелегальной рабочей силы будет с лихвой покрыта, и страна цивилизованно получит дополнительно около одного миллиарда долларов. Помимо этого, всем мигрантам из СНГ необходимо облегчить процедуру предоставления гражданства. Ведь в такой стране, как Россия, необходимо иметь как минимум 250-миллионное население.
Разрешительный принцип регистрации иностранной рабочей силы необходимо срочно заменить на уведомительный, а сами платежные документы хранить лишь в собственной бухгалтерии. Проверяющий налоговый инспектор всегда может сопоставить, сколько работников реально занято на предприятии (или по факту — какой объем работ произведен и за какой срок), а за скольких оно уплатило налоги. Если выявляются нарушения — штраф триста тысяч рублей за каждое "скрытое" рабочее место. Можно и больше. Но строить экономику необходимо всегда с одним основополагающим принципом: максимально упрощать и оптимизировать управление ею. Предлагаемые меры (или несколько скорректированные, но те же по сути) позволят облегчить расходы бюджета за счет сокращения персонала миграционной службы и сотрудников МВД, "смотрящих" за "нелегалами". Предоставив возможность предпринимателям и трудоспособным жителям стран СНГ работать в России на законных основаниях страна декриминализирует рынок мигрантов. Ох, если ознакомить нашу широкую общественность о тяжелейшей, просто нечеловеческой процедурой получения разрешения на работу в РФ, то понятны стали бы причины "разгула использования нелегальных иностранных рабочих". Этим можно объяснить такое незначительное число зарегистрированных "гастарбайтеров". Экономических причин тут нет. Бюрократы, а не "нелегалы" душат страну.
"Найденные" дополнительные финансовые ресурсы будут способствовать разбюрокрачиванию экономики, ослабят социальную напряженность в обществе, снизят ненависть коренного населения России к мигрантам и ответную русофобию в странах СНГ, а также улучшат имидж России в мире. И что не менее важно — улучшат инвестиционный климат в стране.
Пойдут ли бизнесмены в массе своей на такую легализацию своих рабочих-мигрантов? Однозначно, да! Основная масса примет такое нововведение с облегчением и аплодисментами. Поскольку это им чрезвычайно выгодно — по сравнению с нынешней повсеместной практикой многоступенчатых поборов в пользу чиновников всех рангов и "контор". Это будет выгодно и работникам: их перестанут душить участковые и уличные милиционеры, требуя от них мзду. В конце концов, оба эти проекта можно первоначально запустить в "пилотных" регионах — например, Московской области, Нижнем Новгороде или Екатеринбурге.
Совокупные трудовые ресурсы России составили в 2006 году почти 70 миллионов человек. Социальный налог от всех работающих — около 260 миллиарда рублей, или чуть меньше 10 млрд. долларов! В этой сумме учитываются налоговые платежи "золотой" элиты (3% населения), чьи доходы за год превышают 10 миллионов рублей в год. Если около 70 миллионов тружеников платят в бюджет почти 10 млрд. долларов, то с 10 миллионов мигрантов должно взиматься около 10% от этой суммы (крупных налогоплательщиков пока среди мигрантов нет) — тогда наступит долгожданное налоговое спокойствие. И такая сумма поступит в бюджет, если будет реформирован рынок труда.
Чтобы стать гармонично развивающейся страной, нам необходимо прежде всего изжить поборы, коррупцию. Это самое вредное социально-экономическое явление современной России — потому что оно массовое.
1.0x