Авторский блог Алексей Яковлев-Козырев 03:00 21 ноября 2006

ГИГАНТ ДУХА

№47 (679) от 22 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Алексей Яковлев-Козырев
ГИГАНТ ДУХА
Глава из книги «Лабиринты последних времен»
Родная келья. — Слуги Антихриста. — «Без Благодати ничего не поймешь!» — В поисках Истины. — Православный отшельник в Америке. — Коварство бесов. — «Напишите об этом!» — «Какая сила!» — «Какие люди!» — Опасные эксперименты. — «Подальше от тьмы!» — Ответ старца Даниила.
9-го декабря 1992 г., четырнадцать лет назад, после тяжкой, долгой болезни отошел ко Господу насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовный сын архимандрита Кирилла (Павлова), иеросхимонах Моисей (Боголюбов). Мне довелось быть организатором и участником незабвенных встреч дивного подвижника и Александра Проханова. Доверительное, трогательное общение с богомудрым аввой произвело на Александра Андреевича сильнейшее, неизгладимое впечатление. Принесло ему громадную духовную пользу. Укрепило и окрылило в самые трудные, судьбоносные моменты борьбы.
Нерушимая дружба близких по духу единомышленников — истинных воинов Христовых — начинается здесь, во времени, на сей грешной земле, и, по милости Божией, переходит в блаженную Вечность.
Ныне — мы в это несомненно верим! — доблестный схимник обитает на Небе, в сияющих чертогах Нетварного Света. Ясно видит наши тревоги, заботы и нужды. Дерзновенно молится за Россию и весь мир…

Как призрак, лопнул, сгинул злой тупик.
Блаженный снял с души оковы страха.
Сгорает смертный грех — топор и плаха.
И в сердце вдруг забил живой родник...
Какой подъем на светлый, горний Пик!
Какая ширь бытийного размаха!
Пирует Жизнь, сметая груды праха.
Зовет в Надмирность лучезарный Лик...
Ушли во мглу свинцовые метели.
Струится нежность соловьиной трели.
Цветут в тиши сады Святой Горы...
Уходят в юность наши галиоты.
Штурмует время взвод морской пехоты.
Спецназ рванул в мистический прорыв...

И еще один подвижник — наш незабвенный наставник и друг — насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовный сын архимандрита Кирилла (Павлова), иеромонах Филадельф (в схиме — Моисей, 1915-1992), в миру — доктор технических наук, профессор Московского энергетического института (МЭИ) Валентин Евгеньевич Боголюбов.
Попавший в молодости под мощный авиаудар, получивший сильнейшую контузию от взрыва бомбы, обремененный возрастными недугами, — он никогда не унывал. Наоборот! Удивлял неколебимой бодростью и твердостью духа. Подавал пример внутренней стойкости. Побеждал многоразличные скорби неизменным благодушием и терпением. Обладал благодатными дарами братолюбия, утешения, рассуждения. Отличался какой-то особенной скромностью, добротой и мудростью. Врачевал заблудшие, истомленные сердца неподдельной, отеческой заботливостью, искренним сочувствием. Всегда был внимательным, выдержанным, деликатным, тактичным. Прекрасно видел душевные состояния ближних. Забывая себя, спешил помочь, утешить, вразумить. Глядя на него, мы опытно постигали непреложную истину:"Бог есть любовь" (1 Ин.4,8).
Иеросхимонах Моисей промыслительно рассказывал об Афоне, святых местах Палестины и Иерусалима, Благодатном Огне. Предупреждал о тяжелейших испытаниях будущего. Прозревал нарастающую устремленность падшего мира к Антихристу. Очень любил утешительное, глубочайшее по смыслу назидание святителя Иоанна Златоуста: "Не бойся, возлюбленный... Антихрист возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы во Христа". Подчеркивал важнейшее, решающее значение Спасительного Покаяния. Запали в душу краткие судьбоносные наставления, рожденные в глубинах его любящего сердца.
Храните Чистоту Святого Православия;
Нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного;
Помогите прославить Царя!
Если русская армия соединится с Православной Церковью — Россия будет непобедима;
Всё решает Пречистая (как первая Ходатаица за нас пред Богом)!..
Иной век. Иное тысячелетие. Середина 80-х...
Маленькая теплая уютная келья в широкой монастырской стене с крохотным окошком-бойницей. Морозный солнечный день и ярко-желтые, черноголовые синицы за стеклом. Они радостно подлетают к открытой форточке, чтобы чем-нибудь полакомиться. Их беззаботно-звонкое "тинь-тинь та-ра-рах" напоминает о близкой весне.
Под образом Божией Матери, в углу, за письменным столом смиренно сидит согбенный авва с благородной библейской внешностью. Ясный, светолепный лик источает глубинный сердечный мир и сокровенную сладость непрестанного Богообщения. В больших, выразительных сияющих очах как бы застыло отражение прозрачно-бездонного неба. В бережных руках блаженного старца — главный труд его жизни — трогательная, захватывающая книга о Всепречистой Деве — "Заступница Усердная" (первый самиздатский экземпляр).
В целительной атмосфере полного взаимного доверия, единодушия, единомыслия долго, оживленно беседуем о последних событиях и предконечных временах...
— Посмотрите, Алёша, до чего докатились эти либеральные "умники"! — энергично восклицает ученый муж в ветхом, залатанном подряснике. — Называют себя православными и...ратуют за создание мирового государства. Оно-де — единственный выход. Панацея от смут, конфликтов и войн. Защита от всяческих бедствий. Путь к процветанию человечества и всеобщему благоденствию... Каково!..
— Мы-то знаем, откуда дует ветер и кто разносит такие идеи, — уверенно отвечаю старцу. — Любому из нас понятно: мировое государство и правительство возглавит Антихрист.
— Вот именно! — с силой произносит батюшка.
— Высокопоставленные масоны — идеологи "нового мышления", "общечеловеческих ценностей", "планетарного сознания" — умело маскируются под личиной вселенского гуманизма. Запугивают обывателя мнимыми ужасами "тоталитарных режимов". Прикрываются видимостью бескорыстной борьбы за "демократические свободы" и "права человека". Проводят циничную политику двойных стандартов. Держат в тайне свои истинные цели... Не говоря ни слова о грядущем Антихристе, они развивают модную теорию конвергенции. Витийствуют о слиянии капитализма и социализма. Ссылаются на якобы естественную неизбежность "интеграционных процессов". Завораживают высокими идеалами всемирного "сотворчества, сотрудничества, соразвития". Призывают к синтезу интеллектуальных элит. Восхищаются будущей властью всемирной технотронной элиты.
— И увлекают множество народов в пагубную западню,— с горечью констатирует бого- мудрый собеседник.
— Наши непримиримые враги без труда находят нужных людей среди так называемых православных. Однако, по сути, эти несчастные не имеют ничего общего со Святым Православием...
— И в этом страшная беда,— с болью говорит боголюбец.— Простите, что перебиваю вас... Без вразумляющей Божественной Благодати, вне православно-церковного миросозерцания невозможно понять, что происходит вне или внутри тебя. Животворная, всепобеждающая Благодать Святого Духа исцеляет нас. Укрепляет, умудряет и преображает. Защищает и сокрушает всезлобных мысленных иноплеменников... Иначе, рано или поздно, падший, отверженный Люцифер затягивает в мысленные сети любого самонадеянного умника, даже гения из гениев. И тот, несмотря на энциклопедические знания и широчайшую эрудицию, уже видит всё в ложном свете... У дьявола громадный ум. Но такой холодный, беспощадный, мертвый!..
— Мнимоправославные, сами того не ведая, давно отпали от Христа. Утратили остатки правой Веры. Прельстились бесчисленными бесовскими лжеучениями, — будь то восточные религии, "христианская йога", "христианский дзен", "новая эра" ("эра Водолея") ,"всеобъемлющая медитация", парапсихология, психоанализ, теория "земных пришельцев" из "параллельного мира", культ "высшего разума", поклонение ноосфере, ожидание "космического властелина", хилиазм, астрология, несметные псевдохристианские секты, оккультные системы, шаманские практики, джаз-рок-диско-музыка, маго-эротические фантазии, скандально-ведьмические новеллы, богохульные романы и фильмы или что-то иное... Об этом подробно пишет православный американец, иеромонах Серафим (Роуз) в своем замечательном исследовании "Православие и религия будущего".
— Очень хорошая, своевременная книга. Она многим поможет, — замечает будущий схимник, знакомый с творениями отца Серафима по самиздатским переводам. — Весьма поучительны жизнен- ные пути, становление и возмужание сего духовного писателя, монаха и отшельника. Пытливый Юджин (Евгений) — так звали мальчика — родился в протестантской семье. Легко учился, был преуспевающим студентом, мог стать крупным ученым... Разочаровавшись в западном христианстве, вел активный духовный поиск. Штудировал разных мыслителей. Изучал китайскую философию. Увлекался восточной мистикой... И, наконец, попал в тупик. Тяготился бессмысленностью своего существования. Изнемогал от богооставленности и безысходности. Почти дошел до отчаяния... И вот однажды, как бы случайно оказавшись в православ- ном храме, ощутил спасительное Богоприсутствие. Начал ходить в церковь. И со временем нашел Христа и Вечную Жизнь во Святом Православии. В феврале 1962-го по благословению архи- епископа Тихона через таинство Миропомазания Евгения присоединили к Православной Церкви... А далее новообращенный подвизается под руководством богоносного святителя Иоанна (Максимовича), Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Потом уходит со своим другом и сотаинником в горы Калифорнии. Живет и молится в уединенном, лесном скиту. Много читает и пишет. Работает на печатном станке. Издает православный журнал. В октября 1970-го принимает монашеский постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. В апреле 1977-го епископ Нектарий рукополагает его во священники...
Долгие годы самоотверженности и неустанного подвига не пропали даром. Принесли обильные, благодатные плоды. Книги подвижника помогают людям. Находят своего читателя и в России — что крайне важно... Отец Серафим очистился искушениями и скорбями. Угодил Богу. И в расцвете творческих сил отошел ко Господу, в блаженную Вечность. Сие случилось на праздник Успения Пресвятой Богородицы, в конце августа 1982-го. Если не ошибаюсь, ему было 48 лет... Я слышал, на его могилке совершаются исцеления...
— Поразительная биография. Поистине "ищущий Бога обретает Его",— как учит преподобный Антоний Великий.
— Несомненно... Но искать нужно со смирением,— мягко уточняет мой благодетель с доброй, едва уловимой улыбкой.
— Есть грозная опасность и с другой стороны. Всё чаще появляются прельщенные, тяжелобольные люди: "катакомбные старцы", мнимые прозорливцы, лжепророки, самозваные "епископы" и даже "цари".
Кое-кто из прельщённых принимает бесовский мираж за Всепречистую Деву. Горделиво рекламирует свою мнимую богоизбранность: "Я вижу саму Божию Матерь, напрямую общаясь с Ней, получаю соответствующие указания и поэтому не могу ошибаться, — ибо злокозненный бес не может явиться в образе Богородицы!"
— Отец Кирилл рассказывал об одном прельщённом интеллигенте, которому демон, явившийся в виде Богоматери, предлагал подержать на руках "богомладенца"!..
Обоснованно критикуя негативные моменты церковного бытия, справедливо обличая обновленчество и экуменизм, беспощадно бичуя масонство, воинствующие зилоты выходят за рамки дозволенного. Не могут избежать опасных крайностей. Совершают роковую ошибку. Впадают в гибельное осуждение и бесовскую прелесть. Зарвавшиеся ревнители неправомерно переносят грехи какого-нибудь конкретного человека — мирянина, монаха, священника, иерарха — на всю Святую Православную Церковь — "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3,15). Отождествляют падшего грешника, безмерно далекого от святости, со Святым Православием. Делают абсурдные, безумные выводы. Дерзко заявляют: "У вас нет Благодати и Святости, а, значит, нет и Церкви!"
— Ужасное самообольщение! — с сокрушением вздыхает любвеобильный пастырь. — Как же их жалко!
— Несчастные не признают наших святых, просиявших уже после революции: преподобных Лаврентия Черниговского, Серафима Вырецкого, Кукшу Одесского, святителя Афанасия (Сахарова), и других.
— Печальная картина. Трагическое заблуждение...
— Эти святые, отошедшие в блаженную Вечность во второй половине двадцатого века, пребывали в юрисдикции Патриарха Московского и всея Руси. Вынимали за него частицу на проскомидии. Поминали его имя, совершая великий вход, стоя на амвоне перед сонмом молящихся христиан, во время Литургии верных. Ни на йоту не сомневались — в том числе и святитель Афанасий (Сахаров), не поминавший митрополита Сергия (Страгородского), — в благодатности церковных таинств.
— Вот именно. Отличный пример. Добрые воины Христовы, поминавшие Патриарха, прошли срединным царским путем. Не уклонились ни влево, ни вправо. Победили страсти. Достигли совершенства. Стали святыми. Ликуют со Христом...
— В Вечном Царстве Божественной Славы, на лоне нетленной Гармонии, среди безсмертных Небожителей.
— Я особенно люблю Иерусалимского Патриарха Диодора, — и в чистом, красивом голосе отца Филадельфа ясно отражается вся его глубинная благорасположенность к достойному Первоиерарху. — Вы, Алеша, конечно, слышали о нем.
— Разумеется... Блаженнейший муж. Его нельзя не любить.
— Он получает Благодатный Огонь — зримое ярчайшее свидетельство того, что Благодать Божия с нами. Бдительно хранит святоотеческие традиции. Надежно защищает от экуменистов Святое Православие.
— Подает пример всему православному миру.
— На любом православном Патриархе лежит немалая ноша повседневных забот о благе вверенной ему Поместной Церкви и тяжелейший груз громадной, непомерной ответственности. Чем больше власть — тем больше ответственность. Это — особый крест!..
На поле брани враг делает все возможное, чтобы обезглавить нашу рать. Жаждет во что бы то ни стало лишить её воеводы, полководца, вождя... То же самое происходит и на духовной войне. Патриарх первым принимает сильнейшие удары врага. Попадает под плотный, прицельный огонь. Проходит через самые изощренные искушения... Тем более в наши предконечные времена. Сие надо понимать и молиться о православных первоиерархах!..
— Мне приходилось общаться с самыми жесткими и ярыми противниками Московской Патриархии и иных старостильных Православных Церквей — Грузинской, Константинопольской, Сербской, Синайской, Иерусалимской, — завершаю мысль, с умилением глядя на умиротворенного авву, впитывая всем существом разлитый вокруг неотмирный покой. — Это общение всегда оставляло очень мутный, тяжелый осадок. Сразу же бросалось в глаза, поражало полное отсутствие мирного духа и внутренней благости... Омраченные фанатики не слушают собеседника. Объятые неистовой злобой продолжают стоять на своем. Сеют смущение, тревогу, страх. И, к великому прискорбию, прельщают новообращенных, малодушных, легковерных. Подавляют мощным сатанинским напором. Лишают надежды. Подминают под себя. Уводят из Церкви в жуткие еретические сборища, сектантские группировки, безблагодатные расколы!..
— О, как необходимо всем нам духовное руководство! — вдохновенно напоминает лаврский анахорет. — Как важно жить в правильном духе и во всем слушаться нашего Старца! Как спасительно иметь такого Наставника! Какое счастье, что мы можем придти к отцу Кириллу и получить точный, исчерпывающий ответ на любой, самый сложный вопрос!.. Сам Дух Святой глаголет устами благодатных, богопросвещенных мужей. Открывает волю Божию. Разъясняет, чего от нас хочет Творец в тех или иных обстоятельствах.
— Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин предостерегает: "Крайности с обеих сторон одинаково опасны. Чрезмерности — от диавола".
— Абсолютно верно!
— Господь утешает на все времена: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16,18).
— Воистину так.
— Благодатность и Святость Церкви Христовой — Святого Православия — не упраздняется и не затемняется греховностью людей, входящих в сию Церковь. Кающиеся грешники исцеляются, просвещаются, освящаются исполнением заповедей Божиих, церковными таинствами, молитвенно-литургической жизнью. Мертвые члены — злостные отступники, безбожники, нераскаянные грешники, еретики — отсекаются от Тела Церкви "или видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия", — как сказано в православном Катехизисе.
— Аминь! — молодым, энергичным голосом ставит завершающую точку немощный телом, но богатырствующий духом инок.
— Характерная деталь: некоторые доморощенные теоретики всемирного объединения даже не способны четко выразить мысль, — продолжаю свою речь, имея в виду одного начинающего церковного журналиста. — Их слабые доводы сбивчивы и противоречивы. Похожи на бред. Не выдерживают серьезной критики. В шаткой аргументации часто преобладают лишь голые эмоции и безудержные амбиции. Нет никакой логики. Отсутствует стройная и прочная доказательная база. Самодовольные глупцы демонстрируют явную безграмотность, махровое невежество. Путаются в элементарных понятиях. Обличают сами себя. Им никто не поверит. За ними не пойдут. Полемизировать с жалкими неучами просто смешно!..
— А здесь я с вами не согласен! — сочный голоc аввы предельно корректен, но строг и решителен.— Если демоны помогут, еще как поверят. И пойдут. За одержимым и безумцем!.. Не будем недооценивать противника. Злые духи обладают изощреннейшим коварством. Приобрели колоссальный опыт борьбы с добром. Имеют гигантский арсенал поражающих средств. Быстро находят к нам доступ из-за нашей расслабленности, доверчивости, духовной неопытности. Тонко воздействуют через тщеславие и гордость. Умело внушают, убеждают, направляют... Примеров в истории хватает. Достаточно вспомнить Византию, приход к власти императора-иконоборца Льва Исавра и возникновение гнусной иконоборческой ереси в первой половине 8-го века... Надо обязательно выявить и разоблачить дьявольcкую ложь о мировом государстве!..
— Если бы вдруг мне пришлось писать на данную тему, я бы назвал статью так: "Мировое государство как сверхдержава Антихриста".
— Прекрасно. В самом названии всё сказано. Вы и напишите! — категорически подводит итог убеленный сединами аскет.
— Да ведь я поэт и никогда не занимался публицистикой,— пытаюсь робко возражать.
— А вы попробуйте. С Божией помощью получится. Я за вас помолюсь.
— Но...
— Никаких "но"! — отрезает отец Филадельф. — Отбросьте сомнения — и за дело. Вы должны об этом написать. Понимаете?!.. Не отказывайтесь. Возражения не принимаются. Я Вас лично прошу. Это — ваш христианский долг...
Вдохновенные слова батюшки ознаменовали начало нового интереснейшего жизненного этапа. Когда я приезжал в Лавру и с непередаваемым радостным чувством заходил в знакомую келью с очередной законченной работой, она немедленно попадала в надежные руки маститого профессора и смиренного боголюбца. Он с видимым удовольствием — отчетливо, выразительно, художественно — зачитывал ее вслух. Мастерски менял интонацию и расстановку акцентов в зависимости от содержания. Иногда обращал внимание на стилистику: "Разбивайте длинные периоды на короткие предложения. Избегайте заумной терминологии. Пишите проще". Неспешно завершал чтение. Одаривал меня ясным, проницательным взором и решительно одобрял...
К концу 1989-го были написаны десятки критических статей на актуальные темы современности. И в разгар масон- ской "перестройки" в Москве вышел самиздатский сборник "Конец второго тысячелетия"...
Поздней осенью 1992-го вместе со своим верным соратником, известным московским писате- лем (ныне он — православный священник), я отправился в Санкт-Петербург, чтобы впервые увидеть митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) и получить его архипастырское благословение на наши скромные труды по духовному возрождению русской Армии. Деньги на поездку дал отец Филадельф, уже принявший к тому времени великую схиму.
Незадолго до этого наш дорогой авва прочитал в патриотической газете одну из первых статей владыки Иоанна — "Быть русским". Батюшка обратил мое внимание на работу богомудрого архипастыря и с глубоким чувством изрек: "Какая сила!"
Митрополит Иоанн (1927-1995 ) — целая эпоха в жизни России. Он достойно вошел в отечественную историю и занял там свое особое место. Выдающийся духовный писатель и церковный мыслитель принял нас в своей резиденции с удивительной простотой и трогательным радушием. Предельно откровенная, судьбоносная беседа проходила на одном дыхании, в духе полнейшего взаимопонимания. В конце разговора богопросвещенный архипастырь прозренчески предостерег от чрезмерного оптимизма. Одобрил все наши главные замыслы и деяния. Величественно поднял руки и, неспешно осеняя нас крестным знамением, торжественно подчеркнул: "Благословляю двумя руками!"
Благостный иерарх — могучий по духу подвижник, исповедник, молитвенник за Россию — никогда ранее не встречал отца Филадельфа и, возможно, даже не слышал о нем. Но как только я произнес имя лаврского схимника, смиренный владыка — как бы говоря не от себя, тотчас проникновенно заметил: "Какие люди!" Они были одного духа…
Отец Филадельф скорбел о том, что некоторые новообращенные слишком быстро становились "христианскими" политиками, философами, теологами и… впадали в безудержное высокоумие. Кое-кто из прельщенных интеллектуалов жаждал во что бы то ни стало "досконально изучить врага и его стратегию" с помощью сомнительной светской литературы, в том числе и оккультной. Один "православный богослов" дошел до того, что без тени смущения создал свою собственную демонологию.
"Миленький! — энергично воскликнул наш братолюбец, обращаясь однажды к некоему мэтру. — Забудьте об этих книгах! К добру они не приведут. Зачем вам осквернять душу чтением этой жути?!..
Диавол, — как говорил отец Серафим Роуз, — не какой-то нейтральный и безвредный объект исследования. Напротив! Само приближение к сему "объекту" таит смертельную опасность. Он обладает громадной волей, направленной на изощренную ложь, разрушение и смерть. Непрерывно воздействует на исследователя. Подавляет его волю. Подчиняет себе!..
Держитесь подальше от тьмы — под каким бы благовидным предлогом вам ни предлагали с ней соприкоснуться!.. Иначе, незаметно для себя, вы привыкнете к страшному чтиву. Начнете испытывать страстную, возрастающую потребность постоянно "осмысливать" получаемую информацию. Ощутите неодолимое желание все глубже погружаться в тему. Сами того не подозревая, проникнитесь чуждым духом, и тогда!.."
Я был свидетелем сего яркого, научительного эпизода. И он запомнился мне на всю жизнь!..
Десятилетнее общение с отцом Филадельфом принесло великую духовную пользу. Открыло неисчерпаемые сокровища духовной мудрости. Прояснило важнейшие тайны незримого ратоборства. Помогло глубинно понять и признать бесспорный факт: бесы могут принимать любой образ и часто являются в виде Богоматери. Об этом прямо или косвенно свидетельствуют жития и наставления преподобных Афанасия Афонского, Григория Синаита, Максима Кавсокаливита, Нила Мироточивого, преподобномученика Агафангела Афонского, святителя Игнатия (Брянчанинова), иеросхимонаха Сергия Святогорца, схимонаха Паисия (Эзнепидиса). Богоносный старец Даниил Катунакский (1846-1929) со Святой Горы Афон детально описывает прельщение подвижника Евфимия. Учит смиренно отвергать любые мечтания. Суммирует бесценный опыт святогорцев в различении духов. Рассудительно поучает:
"Но, пожалуй, кто-нибудь спросит меня: "Возможно ли сему быть от прелести, если являвшиеся "святые" Константин и другие повелевали Евфимию сотворить крестное знамение, каковым и сами себя пред ним осеняли? И откуда повторяющееся видение гигантских крестов, светлейших солнца? И отчего при многократном совершении им крестного знамения видения те не исчезали?"
На это спешу заметить, что именно к такого рода доводам и прибегает ложь, ибо ангел тьмы представляется Ангелом Света. И когда замечает человека, склонного к подобным мечтаниям, является ему в образе Христа распятого, Пречистой или святых. Когда же увидит, наконец, что христианин сей принял это за истинное и облобызал как содеянное Богом, побуждает его без конца творить крестное знамение, посещать храмы, предаваться бдению, а если прельщённый имеет иерейский сан, то и литургисать ежедневно. И тогда сила крестная не то что изнемогает — нет, но прекращает своё действие, поскольку прельщённый изменил Кресту. Когда же уразумеет несчастный заблуждение свое и духовники уверят его, что сие от прелести, благодать Креста начинает действовать вновь, и видения сатанинские отбегают".
Думал ли я в те далекие дни, что спустя 20 лет неоднократно побываю в самых чудных уголках Святой Земли?!..
Северо-восточная часть Старого Иерусалима. Православная церковь праведных богоотец Иоакима и Анны, столь долго терпевших незаслуженные поношения из-за своей бездетности...
Горница в крипте под этой же церковью — место рождения Богоизбранной Отроковицы, Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии...
Горняя — зеленеющий склон в девяти километрах от Старого города, — где жили престарелые супруги Захария и Елизавета — родители святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Сия благочестивая, праведная чета также немало страдала по причине своего бесчадия...
Богозданная пещера, чудесным образом мгновенно возникшая поблизости в расступившейся скале, когда Елизавета с младенцем Иоанном спасалась бегством от воинов царя Ирода, беспощадно избивавших младенцев..
Сорокадневная гора, как бы парящая в огнедышащем пекле над раскаленным маревом Иорданской впадины. Пещерный монастырь, врезанный в отвесные кручи, нависающий над мрачной пропастью. Таинственная пещера Спасителя... Между вздыбленных скал и зияющих провалов, в окружении диких зверей, Всемилостивый Господь наш строжайшим постом и молитвой предуготовил Себя к великому мессианскому служению. Победно прошел сквозь дьявольские искушения. Посрамил падшего херувима (Мф.4,1-11; Мр. 1,12-13; Лк.4,1-13)...
Переполненный разум уже не вмещает всей глубины и значимости увиденного и пережитого. Вместе с тем ты неожиданно находишь в себе новые, могучие силы. Открываешь неизвестные ранее дополнительные, резервные возможности. Возвращаешь окрыленную молодость. Ощущаешь пульсирующую энергию Жизни. На какие-то Миги осознаешь, благодатно созерцаешь себя воистину безсмертным. И в духовном восторге спешишь добавить к сокровенным сокровищам сердца все увиденное, услышанное, пережитое, — вплоть до мельчайшего кванта!..

Бывают дни, когда, взлетев над мраком,
Я в клочья рву тенета вязких дум.
Вотще ревет, рычит крутой самум,
Ломая мир, грозя смертельной дракой…
Ковчег зари с янтарно-алой ракой
Парит сквозь гроздья грустных туч в Весну.
Квадриги звезд уносят в Вышину,
Взрезают тишь мерцающей атакой…
Бытийный странник — вечер златорунный —
Возлил нектар Дарваза в кубок лунный.
Струится блеск серебряный кольчуг…
Встают сады волной душисто-пенной.
Седой аскет уходит вглубь Вселенной,
Разъяв пустых сует порочный круг…

Москва, 15 ноября 2006 года.
АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ, ДУХОВНИК СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ:
Иеросхимонаха отца Моисея я знаю с самого первого дня его вступления в нашу святую обитель. Это человек удивительно умный, православно настроенный и высочайшего духа смирения и кротости. Имея звание доктора технических наук, по прибытии в нашу обитель он показывал такое смирение, что все удивлялись его кротости, благостному отношению с братией и безропотному исполнению всех возложенных на него послушаний. Это любвеобильный, можно сказать, удивительный человек. Я всегда восхищался его мудростью, сочетавшейся с глубоким смирением. Поэтому из бесед с ним выносишь всегда какое-то легкое настроение на душе. Любовь к людям в нем была.
Я с ним был в близких отношениях, мы как-то так по духу сходились. Он ко мне часто приходил, и мы решали вопросы совместно. Когда к нему приходили с какими-нибудь вопросами, он посылал ко мне или сам приходил. Несли тяготы друг друга. И удивительно, что у него не было какого-то там зазнайства, заносчивости. Ведь он же доктор, а за каким-то вопросом бежит — невежественного просит разрешить.
Помню, покойный отец Иероним, принимавший его в число братии, всегда ставил в пример: вот, учитесь у отца Филадельфа смирению, кротости, послушанию.
Так что человек он был очень умный, умница был большой, рассудительный, начитанный, понимал многое.
Наша братия его любила. Все уважали его. И дай Господи, чтобы Господь поднял бы его душу и упокоил ее в селениях праведных. За его доброе сердце, за его мужество. Он не боялся, давал прямые такие, острые советы, которые, может, сейчас некоторые так не скажут. Дай ему, Господи, Царство Небесное!..
(О словах отца Моисея, говорившего, что надо обязательно канонизировать царя) Надо. Это мученик. Великий мученик. Он отдал себя в жертву за Россию. Первый удар принял на себя (газета "День", № 24(104), 1993).
1.0x