№44 (676) от 01 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Евгений Маликов
ДОН-КИХОТЫ ИМПЕРИИ
Ровно неделю назад "Имперский Русский балет" поразил зрителя "полуклассической" версией самого народного произведения в своем виде искусств: балета "Дон-Кихот". Мой текст — ответ тем, кто посчитал, что Гедиминас Таранда слишком вольно обошелся с первоисточником.
НЕМНОГО ФИЗИКИ
Термин "полуклассический" не имеет к балету никакого отношения. Он — из физики. Точнее — из оптики, где полуклассическая электродинамика занимает серединное место в ряду между линейной оптикой и оптикой квантовой. Другое название — "нелинейная оптика". Поэтому путать физическую "полуклассику" с балетной "неоклассикой" не рекомендуется. "Полуклассика" не имеет к "квантам" никакого отношения кроме объекта исследования, а классическую оптику дополняет неведомыми той нелинейными эффектами.
В целом современное состояние балета хорошо укладывается в эту схему. Конечно, если понимаешь, о чем речь.
ШАГ ВЛЕВО ШАГ ВПРАВО КАК ПОБЕГ ОТМЕНЯЮТСЯ
По поводу балетной классики есть два мнения: сохранить/отменить. Первое понятно: оно возникло в результате хамского обращения с аристократичнейшим из искусств некоторыми современными хореографами. И мне лично близки носители консервативных взглядов на балет. После "Жизели" Матса Эка невольно становишься "пламенным реакционером", но…
Любой балет — это не бродвейский мюзикл, где авторские права защищены буквально во всем от сюжета до музыки и хореографии. В мюзиклах есть, конечно, свой шик, но вот сравнить "Чикаго" Боба Фосса с одноименной реализацией Филиппа Киркорова можно только по линейной шкале. Скучно. Скучно обсуждать, в какой версии исполнители были виртуознее.
Балет, прошу внимания, это не только танец, но и театр. И, прежде чем критиковать режиссера, постарайтесь постичь его логику. Или смотрите вечных и неизменяемых "Кошек".
В балете, право же, было бы убийственно измерять техническое мастерство исполнителей в рамках неизменно заданной схемы. Поэтому я с интересом смотрю любую оригинальную редакцию известного произведения. И не прощаю лишь одного: отсутствие вкуса. Ну и, конечно, измену самому духу. Если дух соответствует оригиналу, а стилистическое единство произведения налицо и находится в гармонии с духом, то это всего лишь внесение "нелинейности" в классическую модель. И никакой не побег.
ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР
Мне доводилось слышать, что художественный руководитель "Имперцев", заслуженный деятель искусств Гедиминас Таранда не оставил "от Горского" ничего. Ложь. У Таранды оказалось Испании не меньше, чем у Горского, который тоже неплохо поработал над изначальной версией Петипа. В целом дух общепринятой редакции 1900 года (Горского—Петипа) сохранился.
А удар "Имперцы" нанесли там, где "пуристы" менее всего ожидали.
Среднестатистический балетный ретроград — жлоб. Его мнение сводится к формуле: "Как посмел ты спорить со мною, со мною, самим Балдою!" (Пушкина такой надутый "аристократ" знает и ценит). И ему недосуг вникать в замысел режиссера, пытаться понять его, исходя не из своей логики, а из видимого. "Иди и смотри" — только многие ли наделены зрением?
В случае "Дон-Кихота" сноб теряет почву под ногами по определению. Ибо даже литературная основа Сервантеса всецело лежит в рамках народной смеховой культуры. Да! "Дон-Кихот" — комедия, пародия, если кто забыл. Имманентная стихии низового юмора. В "Дон-Кихоте" аристократическое (как, впрочем, и буржуазное) начало отсутствует напрочь. Чего, например, полно, в других романтических произведениях академического балета.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Испанию ни в коем случае нельзя путать с абсолютистской Францией Короля-Солнца Людовика XIV. Ортега-и-Гассет писал о том, что Испания — единственная страна, где культура выросла не из дворянских традиций, а из "народных забав". Правда! — все, что мы знаем об этой "мрачной стране" и выделяем как характерное, суть коррида, фламенко и канте хондо. Ничуть не аристократические занятия: грубо, кроваво, резко, сентиментально — и все чрез меру. По жестким правилам войны скорее, чем по обязательным законам куртуазности. Испанскую культуру не оплодотворили fideli d'amore — "друзья любви" так и остались соседями. Дух Иберийского государства сложился военно-демократическим более, чем военно-аристократическим.
Раз так, то и творящим субъектом мета-текста "Дон-Кихот" следует признать народ.
Какой? В случае балета — русский.
ЧУТЬ-ЧУТЬ ГЕОГРАФИИ
Это смешно, но данный шедевр — русский от начала до конца. Когда двое русских: композитор Людвиг Федорович Минкус и хореограф Мариус Иванович Петипа, — задумали создать "испанский" балет, это никого не смутило. Когда еще один русский — Александр Алексеевич Горский — "резанул" Петипа, это тоже шокировало немногих. А теперь ответьте на вопрос: чего большего могли знать "русские европейцы" XIX века об Испании, покрытой "черной легендой" (leyenda negra), чем наш современник, русский "Имперец" Гедиминас Леонович Таранда? Ничего. Об Испании мы знаем сейчас больше, и после Франко, с одной стороны, и Альмодовара, с другой, поделки типа "Кармен" Мериме&Бизе (ничуть не испанцев!) уже мало кого удовлетворяют. Мы хорошо узнали Испанию в период их гражданской. А среди Героев Советского Союза числится, например, Рамон Меркадер.
Так почему Таранда вызвал аллергию у недалеких "пуристов"?
ХЭНД-МЭЙД ИМПЕРСКОГО МАСТЕРА
Не столь уж значительными оказались изменения хореографии. Пожалуй, самыми заметными они были в "белом балете" с Амуром, но, думается, раздражение ревнивых не по разуму критиков вызвало другое: ранение Дон-Кихота. Каноническое либретто предписывает рабски следовать тексту и заставлять Рыцаря Печального Образа воевать с ветряными мельницами.
Не посчитайте кощунством, но Дон Кихот и так распят навсегда на мельничных крыльях. К тому же, мельницу Таранда оставил. И здесь поступил столь тонко, что не восхититься нельзя. Балет "Дон-Кихот" — эта малая часть двухтомного произведения. Часть, посвященная любви par excellence. И мельница у Таранды превращается из символа поругания в символ любовного торжества. В этом — христианско-средневековое мировоззрение карнавального гистриона. У Таранды мельничные жернова становятся метафорой кастаньет, инструмента чисто испанского и жестко эротичного, завершением вечного противостояния между "эмбра" (самкой, находящейся в правой руке) и "мачо" (самцом — кастаньетой левой руки). Hembra и macho (наконец!) жерновами коснулись друг друга, а Таранда избежал самого избитого в мире штампа. Ручная работа!
Но как же решена сцена ранения Рыцаря? Ведь из нее вытекает "белый балет". Дон Кихот должен быть повержен. Изящество, с которым решена проблема у Таранды, поражает. Рыцарь пал в бою. Невежда скажет, что оседланные двуколки — это шутовство, но нет. Это Испания.
Активист Greenpeace заклеймит корриду, но тавромахия — это искусство, а не бойня. Именно оттуда, из тренировок матадора, взяты тележки. В тавромахии рогатая двуколка заменяет быка, у Таранды одна из них превратилась в Россинанта.
СМЕХ XXI ВЕКА
Комедийное начало Севрантеса осталось у Таранды неизменным. Но не было бы доблести без внесения в текст нового смеха. И тоже — чисто испанского. Поэтому и один из танцев, будто взятый из фильма Карлоса Сауры "Кармен" (сцена на табачной фабрике с участием Кристины Ойос), не выглядит "заплатой". Цитатой — да. Удачным примером интертекстуального взаимодействия — да. Ничего неорганичного для Пиренейского полуострова мы не увидели. Вкус Таранду не подвел ни разу, а поэтому разговоры о том, что он не оставил от Горского ничего, оставим досужим болтунам. Над всей Испанией безоблачное небо!
Даже характерная для театра Таранды приглушенная цветовая палитра — "Испания тяжелой глины" (Армин Меллер) — рифмуется со страстью, с которой работают его танцовщики.
ГЕРОИ И ГЕРОИНИ
Я надеюсь, что со временем напишу о каждой солистке "Имперского балета", но сегодня коснусь одной. Очаровательная! Точная в движениях, резкая и порывистая, дающая характер без ущерба для техники — вот такой предстала перед нами в роли Китри бывшая воспитанница Гедиминаса Таранды, протанцевавшая у него четыре года, заслуженная артистка Казахстана, а ныне — солистка Венской Оперы Алия Таныкпаева. Каждое ее появление вызывало бурю восторга у публики, достигшего апогея в Гран па.
Премьер же "Имперцев" — лауреат международных конкурсов Кирилл Радев (Базиль) — не просто хорош. В нем можно разглядеть зачатки будущей мега-звезды мирового балета. Было бы "жгучее желание".
НАРОДНАЯ ИМПЕРИЯ
"Имперский Русский Балет" не зря называется Имперским. В контурах будущего возможна и "Народная Монархия" Солоневича. Думается, Ивану Лукьяновичу "Дон-Кихот" Таранды понравился бы — столь же небесспорный, сколь и главный труд писателя, и столь же интересный.
Империи нужны такие балетные труппы. В них исполнители точно знают, что танцуют, а постановщики ясно видят цели, к которым стремятся. Империя заждалась дон-кихотов, способных выйти на борьбу с ветряными мельницами косности во всеоружии культурного арсенала XXI века.
В творческом методе Таранды угадываются элементы будущего Большого Стиля. Он уже любим публикой, а в остальном…
Пусть мертвые разговаривают между собой на языке, который пытаются убить. Жив академический балет не их стараниями, а усилиями таких вот провокаторов, как Гедиминас Таранда.
1.0x