№43 (675) от 25 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Недавнее заявление президента Путина о том, что Россия является главной защитницей исламских интересов во всем мире, было сделано почти одновременно с публикацией доклада Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в котором выражалась озабоченность в связи с положением в нашей стране мусульманских общин и "религиозных объединений". По мнению авторов доклада, "мусульманские общины все больше становятся жертвой дискриминации и насилия", поскольку "власти и общественность в целом" все чаще причисляют "всех мусульман к террористам или религиозным экстремистам".
Выводы европейских чиновников вольно или невольно подтверждает, между прочим, и выходящая в Москве малотиражная газета "Современная мысль", которая в своем июньском номере, в частности, пишет: "Проблема репрессий в отношении мусульманского населения России приобрела в последнее время особую актуальность… в ряде регионов развернулась масштабная кампания, носящая ярко выраженный антиисламский характер и проводящаяся сразу на нескольких направлениях: в отношении простых активистов, мусульманских деятелей, организаций, мечетей, книгоиздательств и мусульманской литературы…
Недавно в республиканской мечети Мордовии, которую курирует Совет муфтиев России (председатель Равиль Гайнутдин) и руководителем которой является сопредседатель СМР, был произведен обыск с участием нескольких силовых структур. Из мечети была вывезена вся литература — для проведения экспертизы. Этот случай показал, что сегодня в России никто из мусульман, включая руководителей наиболее лояльных к государству духовных управлений, не может чувствовать себя в полной безопасности.
Быстрыми темпами расширяющаяся география антиисламской кампании, охватившей не только отдельные села и города, но и целые регионы, такие, как Кабардино-Балкария, Оренбургская область, Татарстан, Мордовия, Тюменская область и т.д., заставляет задуматься над причинами происходящего".
Действительно, кому это выгодно и кто дирижирует нынешней антимусульманской кампанией, осуществляемой, причем, в то самое время, когда Кремль предпринимает определенные шаги для улучшения отношений России с исламским миром? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Не секрет, что в условиях обостряющейся борьбы за контроль над природными ресурсами исламский фактор всё активнее используется конкурентами России для дестабилизации внутриполитической обстановки в нашей стране. В ход идут любые средства, включая и разжигание локальных конфликтов на религиозной почве, последствия которых могут быть весьма непредсказуемыми, вплоть до полного выхода целых регионов из состава государства. Сегодня Западу выгоден перманентный вялотекущий конфликт на российской территории, отвлекающий руководство страны от решения первостепенных политических и социально-экономических задач. Такой конфликт является также инструментом политического давления на Москву. К тому же, по вполне понятным и объективным причинам США, Евросоюз и других наших партнеров никак не устраивает наметившееся сближение России с мусульманским миром. Кстати говоря, именно этим, скорее всего, и объясняется причина трагической гибели четырех российских дипломатов в Ираке. Когда-нибудь, вероятно, удастся найти отморозков, совершивших злодеяние, но его заказчики наверняка ведь останутся неизвестными!
Существует и другая точка зрения, высказываемая в основном прозападными экспертами и представителями так называемых правозащитных кругов. Эти господа утверждают, что все, прямо скажем, сомнительные акции российских правоохранительных органов в отношении мусульман на территории РФ осуществляются непременно с ведома и согласия Кремля. Согласно данной версии, внешнеполитическая активность Москвы на исламском направлении — инициатива вступления в ОИК, приглашение лидеров ХАМАС в Россию и т.п. — является всего лишь своеобразной ширмой для политики подавления ислама внутри страны. Если дело действительно обстоит подобным образом, то налицо крайне недальновидная тактика российского руководства: не очень умно, мягко говоря, декларировать идею сближения с исламским миром с одной стороны, а с другой — проводить репрессии против собственных граждан мусульманского вероисповедания. Такая, с позволения сказать, политика лишь подрывает имидж России и помогает всем ее недоброжелателям, которых, увы, предостаточно, и не только в западном мире.
Как считает большинство независимых экспертов, обе изложенные здесь точки зрения не лишены оснований. Запад (прежде всего, США), несомненно, заинтересован в поддержании определенного уровня напряженности в российско-исламских отношениях, о чем, например, свидетельствует хотя бы известное высказывание министра иностранных дел Сергея Лаврова относительно неудавшихся попыток поссорить Россию с мусульманским миром. Что же касается России, то действия ее властей в отношении мусульман, как представляется, во многом обусловлены проявлениями исламофобии, присущими некоторым ведущим средствам массовой информации. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что для ряда коррумпированных региональных руководителей угроза "исламского экстремизма" означает дополнительные деньги из федерального бюджета, направляемые на борьбу с "зеленой опасностью" и тратящиеся, как правило, совсем не по назначению. В своем последнем послании Федеральному Собранию президент Путин акцентировал особое внимание на борьбе с коррупцией, и хотелось бы надеяться, что недалек тот день, когда в отношениях центра с региональными элитами будет наведен подлинный конституционный порядок.
Как бы там ни было, ясно, что политика России в отношении ислама и российских мусульман должна быть скорректирована в соответствии с теперешним внешнеполитическим курсом Кремля. Тем более, что развитие наших отношений с исламским миром, по мнению экспертов, придерживающихся патриотических позиций, имеет решающее стратегическое значение для России, стремящейся к возрождению своего былого влияния на мировой сцене.
1.0x