Авторский блог Юрий Нерсесов 03:00 24 октября 2006

СТРАЖИ КОДОРСКОГО УЩЕЛЬЯ

№43 (675) от 25 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Юрий Нерсесов
СТРАЖИ КОДОРСКОГО УЩЕЛЬЯ

Четырнадцать лет назад бойцы отряда спецназначения "Шаратын" вступили в бой с грузинской армией на реке Гумиста. Теперь они противостоят своим старым врагам в Кодорском ущелье в абхазской Сванетии.
ТРОЛЛЕЙБУС ИДЕТ НА ТАРАН
Кодорская проблема родилась в сентябре 93-го, когда освобождавшая Сухум абхазская армия отрезала грузинам путь к отступлению вдоль побережья. Клявшийся, что скорее погибнет, чем покинет город, Шеварднадзе сбежал, а остатки его воинства кинулись по единственной свободной дороге через Кодорское ущелье. За солдатами бросились сухумские грузины. Одни бежали за родственниками, одевшими форму, другие опасались мести за разграбление домов абхазских русских, третьи просто поддались общей панике.
"Мировое сообщество" и примкнувший к нему Кремль потребовали от победителей отказаться от преследования и не входить ущелье, чтобы избежать жертв среди мирного населения. Абхазы согласились, но бойня всё равно произошла. Спасая свою жизнь, беглецы не пожелали бросить трофейное имущество. Реквизированные в сухумских автопарках "Икарусы" и грузовики так набили трофейным барахлом, что изношенные машины еле поднимались по разбитой горной дороге. Когда очередной автобус прокалывал шину, хозяева хватали автоматы и пытались решить проблему за счет соседей по каравану. Те энергично отбивались, затем в бой вступали не желающие упускать добычу местные сваны…
В общем, битва получилась столь знатная, что останки сгоревших "Икарусов" до сих пор ржавеют на обочинах, а количество перебивших друг друга мародеров известно лишь растаскавшим их кости шакалам. Даже экипаж гусеничного бронетранспортера не смог спасти нажитое непосильным трудом и сгорел вместе с ним.
Удачливее других оказались оборотистые молодцы, привязавшие к своему танку набитый телевизорами и видеомагнитофонами троллейбус. Отстреливаясь от жадных соплеменников и сокрушая воздвигнутые на дороге завалы, бронетроллейбусная связка прорвалась к родным очагам, хотя большая часть груза, к горю безутешного экипажа, восстановлению не подлежала.
МАНДАТ НА БЕССИЛИЕ
Московское соглашение 14 мая 1994 года превратило Кодорское ущелье в демилитаризованную зону. Порядок в ней должны поддерживать российские миротворцы. Добившись в ООН продления их мандата, Кремль на первый взгляд добился серьезного успеха. Но победа изрядно обесценивается, когда узнаешь подробности статуса миротворческого контингента. Согласно протоколу о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ наши солдаты имеют право применять оружие исключительно для самозащиты. Ну, в крайнем случае, если на их глазах будут женщин насиловать или детей на штыки поднимать, как это любили делать гвардейцы Шеварднадзе в прошлую войну. А коли грузинская армия в обход миротворческих позиций в Абхазию двинется? "Сообщим командованию и будем продолжать мониторинг…" — довольно уныло сообщили мне солдаты на одном из постов.
Вероятно, именно так они и мониторили, когда Саакашвили вошел в Кодорское ущелье. И когда его банды едва ли не каждую неделю просачиваются мимо блокпостов в пограничный Галский район, тоже продолжают мониторить. Пользы от таких стражей мира мало, зато вред очевидный. Поскольку территорию, занятую миротворцами, абхазы не могут ни минировать, ни патрулировать, граница с Грузией сейчас напоминает дырявый забор, и каждый пролом в нем уносит человеческие жизни.
В марте нынешнего года группа террористов расстреляла два автомобиля у села Саберио: четыре человека погибли, один ранен. Там же абхазские саперы обнаружили три фугаса, предназначенные для подрыва автомашин с пограничниками. Особенно страдают от террора грузины, проживающие в Галском районе. Проявив добрую волю, Сухум разрешил вернуться всем беженцам, не принимавшим участия в войне. Почти 60 тысяч человек возвратились к своим очагам, но покоя не обрели. Каждую ночь к любому крестьянину из-за Ингура может явиться “освободитель” с автоматом и ограбить до нитки.
После вторжения грузинских войск в Кодорское ущелье “освободители” обнаглели окончательно. Теперь они не только обстреливают абхазских пограничников и миротворцев, но и нападают на патрули не угодивших Саакашвили ооновцев. Скованным парализующими приказами российским солдатам остается только материться сквозь зубы, считать дни до окончания контракта и гадать: не обсчитают ли отцы-командиры перед увольнением?
Суды защитников России с Министерством обороны давно уже стали заурядным явлением. Сейчас едва ли не каждый седьмой военнослужащий хоть раз да подавал иск на родное ведомство. Нередко вынуждены писать их и миротворцы из Абхазии. Одного сапера лишили суточных на основании приказа министра обороны РФ №355 от 10 августа 1999 года. Согласно подпункту "б" пункта 23 поездки военнослужащих в составе воинской части не являются командировками, только в индивидуальном порядке! То есть отправится товарищ генерал инспектировать военную базу, где зайцы прямо под ружье выбегают, ему суточные вынь да положь! А личный состав саперной роты, посланной в Сухум мины обезвреживать, перебьётся!
Столь свинское отношение приводит к чудовищной текучести — почти три четверти контрактников отказываются продолжать службу и покидают армию. Оригинальнее всех поступила прапорщик Людмила Козовова. Не получив за два года службы в Чечне 485206 рублей боевых, она перевелась в абхазские вооруженные силы и теперь служит в Кодоре. Условия прежней и новой службы Люда оценивает одной фразой: "Здесь не кидают!"
"ШАРАТЫН" ПРОТИВ ГЕЛАЕВА
Людмила служит в отряде спецназначения "Шаратын", которым командует полковник Дмитрий Кишмария. Его двоюрдному брату, первому заместителю министра обороны генерал-лейтенанту Мерабу Кишмария, абхазское руководство поручило защиту пограничных районов. В войну 1992-93 гг. Мераб Борисович возглавил Восточный фронт, объединивший части, оборонявшие шахтерский город Ткуарчал.
За считанные недели Кишмария, заместитель комфронта Антон Аршба, комендант Ткаурчала Темур Гогуа (ныне соответственно военком Абхазии и глава администрации Ткуарчальского района) и их соратники превратили разрозненные отряды ополченцев в регулярную армию. К концу тринадцатимесячной обороны здесь сражались три полка и семь отдельных батальонов, неплохо оснащенных трофейной бронетехникой и артиллерией. Когда главные силы абхазской армии подошли к Сухуму, части Восточного фронта прорвали удушающее кольцо блокады и, перерезав дорогу к границе, вынудили оккупантов спасаться через Кодор.
Сейчас генералу снова приходится готовить оборону знакомых мест и в его распоряжении куда более значительные силы, передовым отрядом стал "Шаратын". Этим словом называется абхазский народный танец, часто исполняемый на свадьбах. Взяв такое имя, бойцы созданного в начале прошлой войны отряда словно сыграли свадьбу со смертью, подтвердив сделанное в кровавых боях за ключ к Сухуму поселок Шрома и саму столицу Абхазии. Перед первой атакой в "Шаратыне" числилось 224 человека, в последний день, несмотря на неоднократное пополнение, — 76. А восемь лет спустя "Шаратын" первым вступил в бой с чеченским отрядом Руслана Гелаева, который пытался пройти через Абхазию к Адлеру и Сочи.
В Абхазию Галаев шел через Кодор по склону горы Сахарная Голова. Его проводниками стали сваны из отряда "Монадире" ("Охотники") во главе с главным местным авторитетом Эмзаром Квициани. Отвлекающий удар наносил грузинский диверсионный отряд "Лесные братья" под командованием Дато Шенгелия.
Гелаев с помощью Квициани должен был прорватся на российскую территорию в районе Сочи и устроить там новый Буденновск. Далее в Абхазию вторгались "преследующие" Гелаева грузинские войска, и в финале республика разоблачалась как база исламских террористов с последующим проведением на ее территории международной антитеррористической операции. Предполагалось, что Россия окажется вынуждена принять в ней участие, поскольку Грузия попросила гелаевцев покинуть Панкисское ущелье под ее давлением. В ответ на помощь Абхазии, как и в 1992-м, двинулись добровольцы со всего Северного Кавказа, и можно только гадать, в какую кровавую кашу рухнул бы регион, не сорви иезуитский план абхазская армия.
В первом же столкновении Дмитрий Кишмария получил две пули в бедро и потерял сознание. Очнулся с раздробленной костью, без единого патрона, среди чеченцев. Из последних сил бросился в двенадцатиметровый горный водопад и двое суток полз к своим. Лишившись командира, "Шаратын" продолжал бой. Вслед за ним путь Гелаеву преградили другие абхазские подразделения, и остаткам боевиков не солоно хлебавши пришлось убираться обратно. Рейд на Сочи был сорван, но ни один абхазский военнослужащий не удостоился от российского Министерства обороны даже благодарности, не говоря уже о награде. Тем не менее, Тбилиси пришлось сменить тактику. Помня о позорном разгроме Шеварднадзе и поражении Гелаева, Саакашвили предпочел всамделишной войне красочное теле-шоу.
КТО СПАЛИТ "РОЗОВЫЙ ДОМ"?
Немерянные американские кредиты позволили Михаилу Николаевичу тратить на военные нужды в десятки раз больше, чем позволяли себе его предшественники. Соответственно у тбилисских властей изрядно выросли возможности подкупать нестойких соратников своих противников.
Первой жертвой столь нехитрой тактики стал глава Аджарии Аслан Абашидзе. За ним последовал и сванский вождь Квициани. Его полевые командиры, казалось, надежно контролировавшие горные тропы, пропустили тбилисские войска почти без сопротивления. Далее начался откровенный спектакль. Саакашвили гордо объявил случившееся великой победой, занятый аппендикс назвал третью Абхазии, переименовал его в Верхнюю Абхазию, а деревушку Чхалта сделал ее столицей.
На московское соглашение президент Грузии откровенно наплевал, Его расчет был прост: ударят абхазцы, или даже русские в ответ — можно объявить себя жертвой агрессии и воззвать к старшим братьям из НАТО. Не ударят — тоже неплохо. Что может быть лучше маленькой бескровной победоносной войны перед выборами, итог которых еще недавно казался столь сомнительным! А выкрашенная в ярко-розовый цвет резиденция для переведенных в Кодор тбилисских наместников Абхазии смотрится по телевизору не хуже особняков из бразильских сериалов. Млеющие от них пожилые дамы традиционно составляют самую активную часть избирателей и теперь должны голосовать за душку-президента еще неутомимей.
Правда, в ближайшее время идиллию могут подпортить отдельные сванские атаманы. По имеющимся данным, им так и не выплатили большую часть обещанных денег, некоторых посадили, для прочего населения ввели комендантский час, а в отдельных домах даже экспроприировали часть вывезенных из Сухума трофеев. Если Тбилиси не раскошелится, обидчивые сваны еще до Нового года могут пустить на крышу розового дома красного петуха.
Учитывая, что сваны самый воинственный народ Грузии и помнят обиды до смерти, Саакашвили придется изрядно раскошелиться, чтобы предотвратить партизанскую войну в только что "освобожденных" горах. Иначе его шоу может закончиться точным выстрелом "Мухи" либо "Стрелы", после чего Михаил Николозович встретится в пекле с первым президентом Грузии — покойным Звиадом Гамсахурдия.
ПРЕВРАЩЕНИЯ ТБИЛИССКОГО ЦАХЕСА
Впрочем, пока кроме нескольких вялых перестрелок в Кодоре тихо. Поскольку "Шаратын" и пограничники Службы государственной безопасности Абхазии не поддались на провокацию, большая часть грузинского контингента выведена из ущелья. Покинули Чхалту и 300 "мирных беженцев" во главе с Рузгеном Гогожия, которых планировалось использовать для разведывательно-диверсионных действий в соседних районах.
Сейчас в Абхазской Сванетии дислоцируется лишь 12-й легкопехотный батальон "Коммандо" и 13-й легкопехотный батальон "Шавнабада" 1-й пехотной бригады, отдельные подразделения Коджарской бригады спецназначения, а также полицейские подразделения и учебные группы, проходящие горную подготовку под руководством американских инструкторов. Общая численность контингента не превышает тысячи человек, а тяжелое вооружение представлено 120-мм минометами, 122-мм гаубицами и несколькими бронетранспортерами. Десяток советских вертолетов Ми-8 и Ми-24 и два американских UН-1 "Ирокез", обеспечивавших вторжение, находятся главным образом на соседних аэродромах, за пределами Абхазии
Перед только что завершившимся международным мониторингом Кодорского ущелья часть людей и техники была срочно выведена, но дотошные наблюдатели без труда обнаружили следы бегства. Сумев утащить гаубицы, грузины оставили снаряды, выводя батарею зенитных самоходок "Шилка", второпях бросили одну неисправную. Не успев угнать два легких бронетранспортера МТЛБ, замаскировали их под тягачи, сняв пулеметы. Купиться на столь примитивный камуфляж было невозможно, и к великому огорчению Тбилиси, ООН приняла резолюцию, требующую вывести войска из Абхазской Сванетии.
Разумеется, Саакашвили, чувствуя за собой могучих боссов из НАТО, выполнять ее отказался, но даром ему это не прошло. Как и арест едва ли не половины лидеров оппозиции. Образ первого демократа Закавказья, который вашингтонские и европейские пиарщики лепили не покладая перьев протух в считанные дни. Подобно лишившемуся волшебных волосков крошке Цахесу, Саакашвили неожиданно предстал перед почтеннейшей публикой в своем истинном образе. Все увидели карикатурного мандаринового диктатора, грезящего завоевательными походами и пресмыкающегося перед заокеанским дядюшкой.
1.0x