Авторский блог Павел Былевский 03:00 24 октября 2006

ЗаМОТали...

№43 (675) от 25 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Павел Былевский
ЗаМОТали...

Международная организации труда (МОТ) в очередной раз за последние несколько лет "наехала" на российское законодательство, регулирующее трудовые отношения. С точки зрения влиятельной международной организации, членом которой является Россия, в нашей стране провозглашённое в Конституции право наёмных работников на забастовку различными оговорками и "конкретизациями" сведено к минимуму и превращено в иллюзию. "Наезд" рассмотрели на "круглом столе" в Государственной думе, проведённом по инициативе члена фракции КПРФ, первого секретаря Российской Коммунистической рабочей партии — Революционной партии коммунистов Виктора Тюлькина.
Выступавшие подтвердили справедливость "забугорных" претензий: в области действующего трудового законодательства любая инициатива помимо воли чиновников или собственников компаний зажата до предела, причём не только Трудовым Кодексом. Если в политической области "вертикаль власти подкрепили повышением "проходного" барьера в Государственную думу до 7%, запретом избирательных блоков, законом "укрупнением партий" и превращением перерегистрации в орудие "зачистки" сферы легальной политики от неконтролируемых партий. Многочисленными оговорками и "уточнениями" в законодательных актах и регламентирующих документах тот же самый бюрократический пресс сводит декларируемое Конституцией России право на забастовку к фикции.
В данном вопросе интересы трудящихся россиян и МОТ совпадают: эта организация борется "за гуманный, демократический капитализм с человеческим лицом", пытаясь уравновесить провоцируемое МВФ хищническое потребление трудовых ресурсов "согласительными механизмами" между государственной властью, "работодателями" и наёмными работниками. И взаимные претензии российских работников и МОТ к архитекторам "победившего либерального фундаментализма" как нельзя более обоснованы.
В России в настоящее время нет федерального Министерства труда. Недавно принятый Трудовой Кодекс значительно усложнил для работников и профсоюзов разрешение коллективных трудовых споров, процедуры объявления и проведения забастовки. Профсоюзы лишены права выдвигать требования и объявлять забастовку без одобрения общим собранием или конференцией всех работников. Широкий перечень случаев, когда не допускается проведение забастовок, установлен в части первой статьи 413 ТК РФ. Отдельные федеральные законы устанавливают целый ряд запретов на проведение забастовок отдельными категориями работников. Запрещены на забастовки солидарности, и тем более — с политическими требованиями, даже по поводу важнейших экономических и социальных проблем. Зато отсутствует запрет на использование труда штрейкбрехеров.
Суды используются как действенный инструмент противодействия развитию рабочего движения. Резко участились обращения работодателей и прокуратуры с требованием о признании забастовки незаконной. И суды оперативно, в кратчайшие сроки после подачи иска "проштамповывают" как "незаконные" забастовки, которые ещё не успели начаться, откладывают или приостанавливают уже начавшиеся. В итоге судебные процедуры действуют как запретительные.
Главная цель действующего "антитрудового" законодательства — "кастрировать" профсоюзы, лишив их мощнейшего оружия: права легально бастовать, угрожать собственнику серьёзным экономическим ущербом в случае нарушения основных прав наёмных работников. Тем самым сегодня профсоюзы уподобляют правозащитным организациям с "влиятельностью" городских сумасшедших. Самих работников разобщают, деклассируют, лишая права на совместную борьбу по отстаиванию своих прав, им отводится роль сутяжников — индивидуальных жалобщиков по судам и инстанциям.
Однако мнимые "выгоды" фактического запрета на забастовки оборачивается в конечном счёте крупным экономическим ущербом и для частных компаний, и для валового внутреннего продукта. Не имея действенных механизмов решения трудовых споров, работники в массовом порядке занимаются постоянным тихим саботажем, перманентно проводят необъявленную "итальянскую забастовку", в крайних случаях устраивая голодовки, перекрытия дорог и даже террористические акты в отношении представителей администрации предприятий.
Увы, "круглый стол" подтвердил отсутствие интереса федеральных властей и к претензиям МОТ, и к мнениям экспертов, и к голосу протеста трудящихся России. Андрей Исаев — бывший профсоюзный активист, а ныне председатель думского Комитета по труду и социальной политике, оформляя информационные документы о конференции МОТ, стыдливо "умолчал" о существенных претензиях к российскому законодательству. Присутствовал вице-президент Всероссийской Конфедерации труда Владимир Мохов. Ни Правительство России, ни официальные профсоюзы в лице шмаковской ФНПР даже не прислали наблюдателей.
Зато главными персонами на "круглом столе" стали подлинные рабочие вожаки, лидеры и представители "буйных" профсоюзов, как по-настоящему рабочих, так и независимых. С одной стороны, Евгений Куликов — председатель Российского профсоюза локомотивных бригад, Сергей Ковалев — президент федерального профсоюза авиадиспетчеров России, Валерий Нефёдов из федерального профсоюза работников морского транспорта, Александр Моисеенко — председатель комитета российского профсоюза докеров Санкт-Петербургского порта, с другой — председатели "Соцпрофа" Сергей Храмов и межрегионального профсоюза "Свободный труд. Свобода слова".
Выходит, что прошедший в стенах Государственной думы "круглый стол" в большей степени служит самоорганизации рабочего движения, чем "совершенствованию трудового законодательства"? В таком случае участников дискуссии на тему, чем являются забастовки: эффективным орудием решения коллективных трудовых конфликтов или оружием классовой борьбы, — сами власти подталкивают к выбору второго ответа. Виктор Тюлькин напомнил участникам "круглого стола": права не дают, а берут, результатом массовых уличных акций против "монетизации льгот" стало пятикратное увеличение Правительством РФ первоначальных выплат. В нынешней ситуации заставить власти изменить в лучшую сторону трудовое законодательство смогут не "круглые столы", рекомендации которых так легко положить под сукно или повесить на гвоздик, а только жёсткие требования, подкреплённые массовыми акциями трудящихся.
1.0x