Авторский блог Алексей Юсев 03:00 17 октября 2006

МЕГАМАШИНА

№42 (674) от 18 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Алексей Юсев
МЕГАМАШИНА

К 5-летию трагедии 11 сентября на широкие экраны США вышел фильм Оливера Стоуна "Башни-близнецы" ("Международный торговый центр", — если бы прокатчики точно перевели название). Его создатель известен в Голливуде как режиссер, снимающий на политические темы. Ранее он затрагивал такие темы, как война во Вьетнаме ("Взвод", "Рожденный 4-го июля"), загадка убийства Кеннеди ("Дж. Ф. К."), проблему свободы слова ("Радиобеседы"), бездушность ТНК ("Уолл-Стрит") и новые режимы в Латинской Америке ("Сальвадор", "Беседы с Кастро"). Все эти фильмы объединяет взгляд с позиции так называемого сознательного гражданского общества, придерживающегося принципов утопической демократии. Именно за эти идеалы когда-то Стоун ушел добровольцем во Вьетнам и преподавал английский в Сайгоне в 1965 году. Спустя десятки лет он уже борется за те же идеалы уже не с внешними врагами, а прежде всего с тоталитарными замашками власти внутри Америки.
Какими получились "Башни-близнецы"? Прежде всего, как отмечает вся американская критика, "корректными". Но как вообще можно подойти к данной теме корректно? Вот в чем наглядная разница между американским восприятием и, к примеру, нашим. Можно ли представить, чтобы какой-нибудь отечественный режиссер снял к круглой дате со дня происшествия фильм о "Норд-Осте" или Беслане? А американцы это делают и, видимо, прежде всего из-за того, что многое не прояснено в сентябрьской трагедии.
События 11-го сентября показаны в фильме глазами рядовых свидетелей катастрофы и членов их семей. Практически никаких официальных лиц и съемок. В телевизионных кадрах трагедия освещается СМИ всех континентов. Сплоченность всех рас перед лицом событий также, порой нарочито, заявлена в кадре. Особенность действия заключается в том, что контроль власти над ситуацией не ощущается. Большинство действий по спасению находящихся под завалами людей, осуществляется добровольцами, прямо-таки прорвавшимися обманным путем на место трагедии. Своего рода — спасение индивида в либеральном обществе — дело другого индивида. Двое полицейских, бывшие спасателями, после начала события лежат придавленные под завалами и надеются на помощь.
Почему же Стоун придал "Башням-близнецам" такой странный оттенок? Что дало основание режиссеру на подобный взгляд, критически оценивающий действия власти в противовес персональным действиям добровольцев? Прежде всего, хотя бы из-за того, что в канун 5-летия тех злосчастных событий, по статистике, 46% американцев считают верхушку власти своей страны причастной к происшедшему. Одну из наиболее обоснованных и развернутых версий происшедшего описал в своей книге, вышедшей после Европы и в США, Тьерри Мейссан. По его словам, катастрофа была устроена заинтересованным в ней военным лобби Америки.
После развала СССР и вследствие этого исчезновения врага, добывать деньги на военный бюджет стало все сложнее. А бен Ладен, по словам Мейссана, никогда не переставал быть партнером финансировавших его американских военных. Происшедшие после сентября 2001-го события, связанные с вторжением в Афганистан, и раздутие военного бюджета США встраиваются в логику француза. Возможно, поэтому власть у Стоуна проявляется лишь во фрагменте речи Буша, говорящем о неведомом враге, объявившем войну, и извилистом пути бронетранспортера, в котором Буш, по-видимому, от него укрывался.
Сердце сжимается от наблюдения страданий обычных людей. И от отсутствия в фильме прямого объективизированного источника террора порой кажется, что такая кара выпала погибшим по воле злого рока, случайно… Так ли это на самом деле? И чтобы ответить на этот вопрос, необходимо абстрагироваться от навязываемого нам режиссером персоналистского видения данной проблемы. Ведь государство — это прежде всего коллективная форма организации общества. И исходя из этого, нельзя сказать, что все происшедшее с жертвами 11 сентября — плод рокового стечения событий. Каждый погибший несет частично ответственность за то, что с ним произошло. Все американское общество несет коллективную ответственность за гибель почти трех тысяч человек. Несет, потому что именно оно выбрало руководить собой республиканскую партию, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И такой принцип, к сожалению, сохраняется во всех подобных ситуациях, надо лишь брать всегда проблему чуть шире. Когда в 1999-м году прозвучали взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске, то в этих терактах погибло ненамного меньше, чем 11 сентября. Энтони Саттер в книге "Тьма на рассвете" собирает воедино все данные о несостоявшемся взрыве в Рязани, который был предотвращен бдительностью наших сограждан. Тогда было даже задержано двое человек, которые оказались сотрудниками ФСБ, и были отпущены под давлением из Москвы, а все происшедшее было объявлено учебной тревогой. Ну как тут не провести параллели с 11-м сентября? С той лишь разницей, что у нас 46% населения могут и не вспомнить о событиях 1999-го, тем более, увидеть в них стратегию прихода к власти определенных кругов. И то, что произошло с Россией в последующие годы — есть наша коллективная вина за пассивность общественного мнения. И террор против мирного населения еще долго будет инструментом отдельных политических сил, пока то же общественное мнение не будет хладнокровно пресекать попытки этих сил использовать последующий расклад в своих интересах.
Конечно, можно лежать в руинах Всемирного торгового центра и представлять Христа, снисходящего с небес с бутылкой воды. А можно и самому заблаговременно не плошать…
1.0x