Авторский блог Павел Былевский 03:00 17 октября 2006

МОГИЛЬЩИКИ ПРОЛЕТАРИАТА

№42 (674) от 18 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Павел Былевский
МОГИЛЬЩИКИ ПРОЛЕТАРИАТА
Где у нас рабочий класс?
Уничтожение среднего профессионального обучения ставит под угрозу какой бы то ни было проект развития России. Как бы ни были неблагоприятны самые разные факторы, но непосредственным виновником здесь является Министерство образования РФ, которому это направление подведомственно. Стихийный развал, который происходил на всём протяжении рыночных реформ, при нынешнем министре образования РФ Андрее Фурсенко сменился действиями, которые трудно квалифицировать иначе, чем сознательное уничтожение системы среднего профессионального обучения. Похоже, целенаправленно подводят к концу почти двухвековую историю профессионально-технического обучения, которое достигло высшего расцвета как система подготовки трудовых резервов в СССР.
Во-первых, федеральные власти избавились от забот о профессионально-технических училищах, скинув их на регионы. Во-вторых, этой весной Андрей Фурсенко заявил, что необязательно учить будущих рабочих чему-то, кроме непосредственно профессиональных навыков. Таким образом, преподавание общеобразовательных школьных предметов и воспитание "трудных" подростков, которых немало в ПТУ, объявляются для государства непозволительной роскошью и ненужным излишеством. Кто же будет завтра работать на промышленных предприятиях, если рабочий класс неумолимо "стареет"? Средний возраст станочников — более пятидесяти восьми лет.
"Эхом" принудительной деиндустриализации России стала утрата связей профессионально-технических училищ с промышленными предприятиями, и, как следствие — недостаточная подготовка специалистов. Как сообщила на "круглом столе" "Актуальные проблемы высшего образования в России" директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного образования при Правительстве РФ Татьяны Клячко, работодатели недовольны качеством образования выпускников вузов и средних профессионально-технических учебных заведений, в том числе их профессиональным уровнем.
В современной промышленности даже на несложные специальности берут кандидатуры не ниже среднего профессионального образования, а если на сложные — то только с высшим техническим. Однако в настоящее время выпускники ПТУ по рабочим специальностям имеют, как правило, только второй или третий разряды, в то время как на производстве требуется квалификация по пятому и шестому. В результате пятнадцать-двадцать процентов бывших пэтэушников не могут найти себе работы по специальности.
Развал системы профессионально-технического обучения является неприглядным фактом. Но, что удивительно, чиновники Министерства образования, констатируя кризис, не предпринимают реальных мер по её спасению и дальнейшему развитию, а напротив, делают выводы о её нежизнеспособности, ненужности. Лютой любовью к молодежи дышит заявление министра образования: молодые люди идут учиться не ради специальности или даже "откоса" от армии, но только для того, чтобы получить "отсрочку от жизни" — то есть подольше не работать… Разве можно представить подобного врача, который бы, увидев тяжелобольного, принялся бы не лечить, а убеждать всех, что лучше его совсем уморить?
Какие бы иллюзии относительно собственной значимости ни испытывали высокопоставленные чиновники и "эффективные собственники", но возрождение России немыслимо без главного субъекта — многочисленного, высококвалифицированного рабочего класса. Ибо дома, в которых мы живём, дороги, по коим мы передвигаемся, пища наша, одежда и многое другое, без чего немыслима сама жизнь, делаются руками рабочего класса.
Сегодня рабочим вновь нечего терять, кроме своих цепей: у них нет ни настоящего, ни будущего, и это ставит под угрозу любой план национального развития. Кто виноват в этом? Если настоящего рабочий класс лишают Герман Греф и Алексей Кудрин, то завтрашний день у него отнимает ведомство Андрея Фурсенко — Министерство образования РФ. Одни превращают нашу Родину в "конченую страну", другой — в "общество без будущего". За пределами экспортного сектора — добычи нефти, газа и металлов — рабочий класс России обрекают на вымирание.
Кудрин и Греф "отвечают" за "деиндустриализацию" России, за то, чтобы вся экономика сводилась к нефтегазовой "трубе", а валютные поступления ни за что не вкладывались в развитие промышленности. Пусть сотнями миллиардов долларов разбухает Стабилизационный фонд, который фактически является инвестициями в экономику США, но лишь бы в России не строились новые предприятия, не покупалось оборудования, не создавались рабочие места. Если США и Западная Европа превратились в "мировой офис", а Китай и Юго-Восточная Азия — в "мировую фабрику", то России отведена роль "мировой биржи труда".
Большинство российского рабочего класса представляет "резервную армию" безработных. Токари, слесари, фрезеровщики, инженерно-технические работники "излишни" в рамках нынешней модели экономики. Они могут по своему свободному выбору либо вымирать от голода и пьянки, либо переквалифицироваться в челядь новых "хозяев жизни" — водил, охранников, официантов, строителей особняков, массажисток, проституток. Безрадостное настоящее не сулит лучшего будущего: к чему готовить квалифицированных рабочих, если строительства заводов, фабрик, производств в России не ожидается?
Похоже, в своём усердии реформировать систему среднего профессионального обучения чиновники ведомства Андрея Фурсенко "бегут впереди паровоза". Падение численности рабочего класса опережает темпы "деиндустриализации"! Восемьдесят процентов вакансий на рынке труда — это потребность в квалифицированных рабочих. Недовольство нехваткой квалифицированных рабочих в России высказывают не кто-то из думской фракции КПРФ, а уважаемые в бизнес-сообществе представители крупных зарубежных фирм! Так, владельцы строящегоя в Санкт-Петербурге завода "Тойоты" всерьез обеспокоены возможными кадровыми проблемами и напрямую ведут переговоры с профессионально-техническими училищами города о возможности целевой подготовки представителей рабочих специальностей.
Необходимость для всей страны развития профессионально-технического обучения на примере северной столицы видна как на ладони: при наличии в городе более чем сорока тысяч вакансий только по рабочим специальностям городские ПТУ ежегодно готовят лишь около семнадцати тысяч специалистов. Но зачем, спрашивается, эти зарубежные инвесторы суетятся, куда-то лезут? У "питерских" чиновников есть свой, гораздо более простой и лёгкий рецепт решения проблемы! Заместитель руководителя комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле администрации Петербурга Сергей Зимин считает, что мы… обречены на привлечение мигрантов из других регионов России и зарубежья.
Зарвавшиеся чиновники от образования попытались вовремя дать "задний ход": в рамках национального проекта "Образование" было сформировано направление поддержки начального и среднего профессионального образования. В течение трёх лет предполагается создать двести-двести пятьдесят базовых ресурсных центров, на каждый из которых потребуется сорок-пятьдесят миллионов рублей. Эти "ресурсные центры" в партнёрстве с крупными промышленными предприятиями станут информатизованными учебными местами подготовки учащихся, а также переподготовки и повышения квалификации рабочих сразу для нескольких отраслей.
Но даже если это начинание доведут до конца и оно "заработает", количество выпускников всё равно будет отставать даже от темпов подготовки рабочих во времена социализма, когда системой профессионально-технического образования было подготовлено около сорока миллионов рабочих. Что говорить о перспективах грядущего развитии России, немыслимого без роста промышленности и, соответственно, приумножения квалифицированного и организованного рабочего класса! "Могильщики пролетариата" по сути заранее хоронят любой проект национального развития. Хотелось бы напомнить народную мудрость: не рой яму другому…
1.0x