№39 (671) от 27 сентября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Титова
«БУДЬ БЛАГОСЛОВЕННА!..»
В эти дни мы стали свидетелями удивительного, странного и таинственного события — перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III. Юная датская принцесса Дагмар впервые увидела Россию 140 лет назад — теперь ее бренные останки навсегда упокоятся в России, займут пустующее место в императорской усыпальнице.
Перезахоронение праха Марии Фёдоровны — исполнение воли самой императрицы Марии Фёдоровны. Она, будучи в изгнании, пожелала быть похороненной рядом со своим мужем в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. "Когда обстановка в России сделает это возможным".
В рамках обширной, достаточно помпезной, программы по перезахоронению праха Марии Федоровны в Москве открылись несколько ценных выставок. Так, Государственный архив Российской Федерации подготовил экспозицию — "Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба". Эта выставка уникальна хотя бы тем, что выставок, посвященных отдельно чьей-либо судьбе, в Федеральном архиве, по сути, никогда не было. Цель организаторов выставки — воскресить образ Марии Федоровны.
Некогда этот образ в России был известен всем, от мала до велика. Ее портреты украшали стены учебных заведений и присутственных мест, витрины роскошных магазинов и страницы альбомов по истории России. Ее фотографии регулярно печатали популярные журналы. Было время, когда в небогатом доме мещанина или в крестьянской избе на видном месте можно было увидеть портрет императрицы, старательно вырезанный из журнала.
Провидение дало ей великую и неповторимую судьбу. В ее жизни было все: сердечное счастье и нестерпимая боль, светлые надежды и горькие разочарования. Она знала и восхищенное людское поклонение, и слепую ярость бунтующих толп.
Большую часть своей жизни Мария Федоровна пребывала на той ступени общественной лестницы, где вершились судьбы стран и народов. И она в полной мере ощутила на себе "мистику истории", движение великого колеса судьбы. Императрица, как это было принято в семье Романовых, не являлась публичным политиком в современном понимании этого слова. Однако значение ее слова в глазах мужа и сына трудно переоценить. Выставка в Госархиве позволяет увидеть особенности частной жизни императорской фамилии конца XIX-начала XX вв., те драгоценные детали и — как выражался Достоевский — "черточки", по которым только и возможно сейчас ощутить подлинный дух навсегда ушедшей жизни. Специальное место на выставке занимает переписка Марии Федоровны с мужем, родителями и детьми, редкие фотографии (причем некоторые были сняты ею собственноручно), живопись и графика, личные вещи царицы, предметы ювелирного и прикладного искусства.
На рубеже веков в императорской семье сложилась ситуация, когда личностный, можно сказать, бытовой конфликт двух женщин — матери и жены императора Николая II, перерос в конфликт политический. Возможно, это трагическое обстоятельство заложило основу краха рода Романовых. Устроители выставки, опираясь на документы и фотографии, дают возможность ощутить накал соперничества за степень влияния на императора Николая, позволяют увидеть и результат этой разрушительной семейной распри.
Особый акцент в программу мероприятий вносит выставка, проходящая в Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля — "Рисование в семье Александра III". Впервые зрители увидят рисунки, выполненные цесаревичем Александром Александровичем, будущим российским императором Александром III и его супругой Марией Федоровной. Уроки рисования входили в программу образования и воспитания их детей: Николая, Михаила, Георгия, Ксении и Ольги. На данной выставке представлены ранее не экспонировавшиеся рисунки, фотографии, дневники, письма из фондов Государственного архива Российской Федерации, а также предметы ювелирного и декоративно-прикладного искусства из фондов Музеев Кремля.
После убийства летом 1918 года Николая и его семьи, уничтожения его ближайших родственников Мария Федоровна Романова осталась последним и единственным законным представителем некогда могучей имперской фамилии. На закате дней она лишилась не только почета и царской роскоши: рухнул ее мир — семейный, социальный, национальный. До самого последнего часа она отказывалась верить в гибель своих сыновей и внуков. Она ловила каждое слово, любое известие, подтверждающее желанную весть об их чудесном спасении. Но на этой земле ей не суждено было встретиться со своими близкими.
На фоне наполненной скорбями и смертями великой драмы ХХ века мало кто отмечал судьбу бывшей императрицы. Было не до нее. Но теперь мы возвращаемся в мыслях к этой фигуре. Видим лицо матери и вдовы — потерявшей дом, детей, внуков, не имевшей возможности даже помолиться на могилах любимых своих. Свои горечь и безысходность эта миниатюрная женщина преодолевала многие годы, она научилась находить искры света в молитвах и воспоминаниях. Так, до своей смерти (которая наступила в окрестностях Копенгагена в 1928 году) Мария Федоровна оставалась русской женщиной, сохранившей в сердце любовь к России, веру в Бога и надежду на Его милость.
Когда-то, 140 лет назад, князь Мещерский посвятил юной принцессе Дагмар патетические строки:
Ты наша. Будь благословенна!
Тебя Россия поняла.
Тебя, коленопреклоненно,
В молитвах русской нарекла…
В эти дни мы вспоминаем очаровательную датскую принцессу Дагмар. И встречаем на Родине историческую личность, стоическую русскую женщину, императрицу Марию Федоровну.
1.0x