№39 (671) от 27 сентября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Бахтияров
РУССКАЯ СВЕРХЦИВИЛИЗАЦИЯ
Термин Пятая империя обозначает отнюдь не очередную империю в ряду прежде существовавших. Поэтическое имя не должно вводить в заблуждение. Предстоит создать нечто иное, соотносящееся с формой империи как имперская форма организации социальной жизни с племенем. Западный проект сверхцивилизации, сверхобщества, как назвал его покойный А. Зиновьев, постцивилизации, как называют его другие специалисты, противостоит нам в ином, более глубоком смысле, нежели прежние враги. Сталкивается не западная цивилизация с русской, исламской или китайской, сталкивается формирующаяся сверхцивилизация с цивилизациями как формой организации человеческого сообщества.
Справится ли Запад с задачей построения сверхобщества — это еще вопрос. Мы видим стремительное продвижение его к колоссальному историческому катаклизму, а признаков понимания того, как пройти через грядущий исторический спазм, по сравнению с которым период 1914-1945 годов — лишь предварительная разминка, пока не видно. Но это не имеет большого значения. Вызовом для нас является и их проект (в котором для нас просто нет места), и наша внутренняя катастрофа. И ответ на эти вызовы один — собственный проект иной сверхцивилизации.
Современный Запад противостоит другим цивилизациям не как иной вероисповедный мир, не как другой культурный мир, не как иная идеология — он противостоит религиям, культурам, идеологиям как таковым, он означает упразднение религии, культуры и идеологии, вытеснение, поглощение их технологиями, причем технологиями вполне определенного типа — технологиями превращения живого социального мира в машину. И противостоять ему можно лишь технологически — создав технологический мир иного типа.
Не следует думать, что технологии фатально машинны и манипулятивны — они лишь средства решения задач, и эти средства могут быть различной природы, в том числе и отнюдь не машинной. Это особый путь — путь от сковывающих нас стадиальных форм сознания к свободному и активному сознанию, сознанию по ту сторону процесса деградации. С этой точки зрения и возможен проект альтернативной сверхцивилизации — сверхцивилизации воли и сознания. Но он предполагает совершенно иную технологическую базу — базу работы с сознанием, развертывающейся в культурные, социальные и технические формы.
Сверхспособности отдельных людей — это лишь знак возможностей. Когда происходит нечто немыслимое в нашем мире — превращение ртути в золото или изменение траектории урагана — это означает, что некто наделен способностью воспринимать те аспекты Мира, которые нелегитимны для господствующей картины Мира, устанавливать с ними связь, воздействовать на событийную ткань Вселенной. В этом нет ничего магического или таинственного. Такую же магию постоянно демонстрируют нам современные технические средства. Просто они опираются на те свойства сознания, на психические функции, которые целенаправленно культивируются в нашем мире — на мышление классического или программистского типов и другие близкие к ним функции. Но способностью мыслить не исчерпываются возможности сознания.
Шаман в состоянии вызвать дождь, как и летчик, распыляющий кристаллики активатора в созревающей туче. Они получают одинаковый результат, но используют разные зоны сознания, развертывающиеся в действия, согласующиеся с тем или иным аспектом мира. Люди со сверхспособностями — люди, у которых спонтанно активизировались зоны сознания, нелегитимные для современной культуры. Проблема не в том, что необычные способности время от времени встречаются, и даже не в том, как их развить, а в том, как развернуть их в явления культуры и принципиально новые технологии.
Такая задача никогда еще не ставилась. Общество посылало запрос — и на него откликались те люди, у которых были "пробуждены" зоны сознания, соответствующие запросу. Пробужденными функциями запрос перерабатывался в ответ. Так рождались новые технологии. А если изменить отношения? Если активизировать "уснувшие" или никогда "не пробуждавшиеся" зоны сознания? А потом развернуть их в новые технологии и реализовать их в мире"? Сделать сознание активным? Это и будет началом эры психонетики, как назвал мир психотехнологий Татеиси Кадзума.
Концепции Реальности — это лишь небольшие отверстия, которые концепция пробивает в окружающей наше сознание оболочке. Концепции целостны, тотальны, абсолютны. Рядом находятся другие концепции — столь же целостные и тотальные. Они враждуют друг с другом, но лишь по той причине, что одна из многих ограниченных психических функций — дискурсивное мышление — захватило ключевые позиции в культуре и отвергает все, что не соответствует его законам. Но психических функций — множество. Научиться их использовать, превратить из господ нашего сознания в рабочие инструменты — вот задача мира психотехнологий, основы той сверхцивилизации воли, которую мы можем создать.
Когда Сергей Кугушев с оптимизмом пишет о перспективах массового распространения практик трансформации сознания в России, он не учитывает, что подавляющее большинство этих техник направлено либо на бесцельную провокацию необычных переживаний, своего рода "психотуризм", либо вовлекает практикующих в новые зависимости. Существующий массив психотехник еще только предстоит перевести на единую методологическую основу, придать психотехнической работе ценностную и технологическую направленность. Распространять нужно не любые формы психотехник — лишь те, которые работают на нашу задачу. Это работа, работа большая и сложная.
Сложность здесь не в отсутствии средств активизации сознания. В 70-80-е годы в Советском Союзе был наработан огромный массив психотехник, позволяющий и управлять состоянием человека, и развивать новые способности, и провоцировать иногда у некоторых людей паранормальные способности. Сейчас их продолжают лишь небольшие группы энтузиастов. Воспроизведение этих работ, целенаправленное исследование невозможно в рамках слабого государства. Не потому, что затратно — затраты соизмеримы с суммой, которую компания богатых людей прокутит за вечер в ресторане. Причина в ином — это новый взгляд на реальность, взгляд, чуждый и тем, кто правит, и тем, кто даст экспертную оценку проекта для властителей.
В Советском Союзе психотронные программы продавливались всей мощью оборонно-промышленного комплекса, преодолевая сопротивление академической среды. Изобретения и разработки того времени только-только начинают просачиваться и в прессу, и в жизнь. Даже разработки Игоря Смирнова — первая работа, претендующая на статус именно психотехнологии — лишь одно из многих направлений того времени. Этот огромный массив разработок нуждается в упорядочивании — и методологическом, и организационном. Но сделать это можно лишь вне существующих научных и экспертных структур. Выход в том, чтобы начать опережающим образом подготовку специалистов в той профессии, которая пока нелегитимна, специалистов, которые своими организованными усилиями "продавят" свою профессию, сделают ее нужной.
Так мы подходим к главной проблеме — проблеме опережающих инноваций. Есть даже термин — "интеллектуальный спецназ", который ввел в обращение директор Института эволюционной экономики в Киеве Игорь Макаренко для обозначения особой профессии инноваторов. Профессии рискованной — риск не в угрозе для жизни, а в угрозе потери социального статуса. Подготовка "интеллектуального спецназа", нацеленного на решение нетривиальных задач и обеспечивающего развертывание инноваций, в первую очередь психотехнологических (психонетических) — это особый проект, который может начаться только в негосударственных структурах. Такой проект начал сейчас осуществляться. Университет эффективного развития (УЭР) в Киеве и Институт активного сознания и психонетики (ИАСП) в С.-Петербурге начали подготовку "интеллектуального спецназа", специалистов-психотехнологов, опираясь на тот колоссальный задел, который был создан в 80-е годы. В октябре-ноябре к этой системе УЭР-ИАСП подключается аналогичная организация в Москве, а затем и в других городах России, Украины и всего постсоветского пространства.
Там, где бессильно государство, нация создаст новые основы, новую социальную систему и новую сверхцивилизацию, наконец. Важно одно: предчувствие великого будущего должно нашими (только нашими, ничьими другими) усилиями превратиться в реальность, а не стать очередным экспонатом всемирного музея утопий.
Автор — гендиректор Университета эффективного развития (Киев), руководитель научно-методического совета ИАСП (С.-Петербург).
1.0x