№35 (667) от 30 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Савва Ямщиков
МНЕ ЗА НИХ СТЫДНО
"Не дождётесь!" — прокричал по всем телеканалам и газетным страницам "героический страж" Эрмитажа Пиотровский в ответ на предложения подать в отставку в связи с беспрецедентными беспорядками во вверенном ему хозяйстве, обнаруженными комиссией Счётной палаты под началом Юрия Болдырева. Сколь же легковерны и наивны мы, взывая к совести человека, давно уже руководствующегося не кодексом музейной чести и гражданского благородства, а неукоснительно соблюдающего законы, а точнее, понятия либерально-рыночного нынешнего времени. Как он похож со своим "не дождётесь" на Чубайса, Собчака, Березовского, Ходорковского, указывавших неоднократно гражданам "этой страны" на отведённое им место "у параши", как ловко умудряется не отличать поражение от победы! Театрально посыпав голову пеплом перед музейными коллегами, тут же обрушил он свой гнев на антикваров и родное правительство, забывшее напрочь о прекрасной даме по имени Культура.
А ведь именно антиквар Владимир Студеникин незамедлительно вернул "Росохранкультуре" прозяпанные Пиотровским музейные ценности, а верный друг и наставник незадачливого директора шоумен Швыдкой заявил, что безнравственно требовать от небогатого государства деньги на обеспечение хранилищ искусства современным оборудованием. Зато абсолютно нравственным и жизненно необходимым считает шеф ФАККа выделять из наших с вами денежек 52 млн. рублей и "ещё некоторую сумму из бюджета следующего года" на проведение второй биеннале современного искусства. Мало ему гениталий, экскрементов и кур, гадящих на чучело Льва Толстого, повергших в шок москвичей на прошлогоднем "светопреставлении", так он полон решимости субсидировать современное искусство, которое, по его словам, должно оставаться провокативным (иначе оно будет скучным!). Ну, после грязных провокаций под девизами "Музеи — кладбища культуры" или "Русский фашизм страшнее немецкого" можно не сомневаться, что объявленная Швыдким тема биеннале "Геополитика, рынки, амнезия. Примечания" (!) стоит отнятых у народа миллионов, а художники Валли Экспорт или Алан Бадью с блеском их отработают.
Моя "любимая" газета "Коммерсант" выдаёт своего кумира Швыдкого с головой. "Глава ФАКК не вполне согласен с критикой руководства "Росохранкультуры". "Наша система — методика учёта и хранения — хорошая, только её надо выполнять", — отметил г-н Швыдкой. Корни музейного кризиса глава ФАКК видит в советском прошлом музеев, когда в музеях "бедлам был ещё больший", наследие которого и приходится сейчас "расхлёбывать". “Когда в последние годы начали вплотную заниматься подробным описанием коллекции, тут-то и стали обнаруживаться пропажи".
Такое сказать мог только человек, лишённый стыда и совести. Оскорблять память целого поколения высокопрофессиональных работников, чья деятельность всегда ценилась мировым музейным сообществом, возглавляя культурное ведомство, возможно лишь в горячечном бреду. Не возьму грех на душу и не скажу, что при советской власти музеи были особенно облагодетельствованы и получали такие бешеные деньги, какие Швыдкой тратит на приближённых к нему режиссёров, музыкантов, актёров, художников и писателей-постмодернистов. Но порядок в фондах и музейных экспозициях соблюдался неукоснительно, а случаи его нарушения сразу же становились предметом специального разбирательства и оборачивались оказанием немедленной помощи терпящему бедствие музею. Куда уж Швыдкому вспомнить, что в годы Второй мировой, когда по объективным причинам "бедлам" был чудовищный, музейные хранители не дали пропасть ни одному из шедевров Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи, вывозимых за Урал.
Оплёвывать историю предков — основная составляющая поведения вождей нынешней "бархатно-кровавой" революции с лицами ельциных, собчаков и чубайсов. Если принять позицию Швыдкого и компании, то в бездарности и пошлости ерофеевых, сорокиных и приговых виноваты советские их предшественники — Платонов, Пастернак, Твардовский, Шолохов, Распутин; развалом космической науки и промышленности обязаны мы Королёву, Циолковскому, Гагарину и другим корифеям великой эпохи; футболисты и хоккеисты нынешние занимают последние места по вине Бескова, Яшина, Боброва, Старшинова и Харламова, а впавшие в откровенную пошлость, разврат и цинизм деятели театра и кино — порождение Станиславского, Чухрая, Тарковского, Эфроса, Ефремова, Ростоцкого и Хуциева. Пигмеи всегда стараются мелко напакостить титанам духа и мысли.
Поразили меня отдельные директора петербургских, а особливо провинциальных музеев, выразившие готовность и впредь стоять под знамёнами Пиотровского, ибо он велик и незаменим. Немолодой уже руководитель Музея истории Петербурга с исторической фамилией Аракчеев пропел нашкодившему хозяину Эрмитажа осанну за абсолютную открытость и гласность, проявленные Пиотровским в тревожные для его хозяйства дни. Видимо, недосуг г-ну Аракчееву было прочитать газету "Известия" или посмотреть хотя бы одну новостную телепрограмму с сетованиями на нежелание директора Эрмитажа отчитаться перед согражданами за случившееся, и на то, что он держит в страхе сотрудников, запрещая им общаться с прессой.
Защитникам Пиотровского, его коллегам по музейному цеху я советую тщательно изучить "Бюллетень Счётной палаты" (№6 за 2000 год). Если волосы у них не встанут дыбом при ознакомлении с вопиющими фактами разбазаривания государственных ценностей при попустительстве Пиотровского, то мне станет ясно, почему эти горе-адвокаты не оторвались от насиженных кресел общероссийского совещания "Интермузея", проходившего четыре года назад в Петербурге, чтобы отдать последние почести в храме Николы в Толмачах (Третьяковская галерея) "музейщику №1" — Василию Пушкарёву. Его титанический труд подвижника в непростых условиях тоталитарного режима стал одним из тех великих подвигов, которые так бесят Швыдкого и оставляют равнодушными приспешников Пиотровского.
1.0x