Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 29 августа 2006

РАЗВЕНЧАНИЕ МИФОВ

№35 (667) от 30 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владислав Шурыгин
РАЗВЕНЧАНИЕ МИФОВ
Военные итоги ливанской войны ещё долго будут изучаться военными экспертами
Одним из главных стратегических просчётов Израиля стала грубейшая ошибка Генерального штаба Израиля в оценке сил и средств "Хезбаллы". По оценкам израильской разведки, боевые подразделения "Хезбаллы" насчитывали до 4000 бойцов и примерно ещё около 10000 вооружённых стрелковым оружием активистов. Вооружение "Хезбаллы" разведка определяла следующими параметрами: до 4 000 ракет РСЗО ближнего (до 40 км) радиуса действия и около 100 пусковых установок к ним, до 100 ПТУР в основном устаревших конструкций типа "Малютка", до 300 ручных противотанковых гранатомётов со штатными боеприпасами к ним, до 150 миномётов всех калибров, до 20 артиллерийских орудий, около 10 самодельных БПЛА.
В реальности военное крыло партии "Хезбалла" имело до 10 тысяч хорошо подготовленных бойцов, ещё не менее 15 000 вооружённых и прошедших военное обучение активистов. На вооружении "Хезбаллы" находилось перед началом войны не менее 8000 ракет РСЗО, из которых не менее 1000 ракет имели радиус действия до 80 км. Около 200 ПТУР, из которых больше половины современные ПТУР "Конкурс" и "Фагот", не менее 600 РПГ, имеющих самые современные выстрелы к ним, в том числе новейшие противотанковые "тандемные" боеприпасы, которые, как оказалось, способны вполне уверенно поражать танки "Меркава", более 200 миномётов. Кроме того, у "Хезбаллы" оказались противокорабельные ракеты, одной из которых был едва не уничтожен израильский корвет, новейшие разведывательные РЛС, средства перехвата, новейшие средства связи и наблюдения, о чём израильская разведка не знала вообще.
Всё это свидетельствует о серьёзных недостатках в работе разведки, которая все последние годы, ориентируясь на опыт США, больше внимания уделяла ведению технической разведки с помощью спутников, радиоэлектронных средств и воздушного наблюдения, пренебрегая традиционно сильной для Израиля агентурной разведкой. Очевидно, что Израиль не смог проникнуть в высшее руководство "Хезбаллы" и не имел упреждающей информации о её планах и возможностях. Это свидетельствует и об успехах контрразведывательных структур "Хезбаллы", Сирии и Ирана, которые всего за шесть лет после вывода израильских войск смогли выявить и нейтрализовать большую часть оставленной здесь израильской агентуры и не допустить проникновения её в свои ключевые структуры.
В итоге уже на этапе планирования был допущен просчёт в наряде сил и средств для проведения операции. Израильский генштаб считал, что сможет добиться поставленных целей с помощью массированной воздушной операции и силами мобильной войсковой группы в составе ударной бригады "Геллани", двух отрядов армейского спецназа, усиленных артиллерийскими подразделениями и танковыми батальонами.
Всего израильский генштаб планировал привлечь к операции до 12 000 человек, сведя их в отдельную войсковую группу. Именно эта группа и пыталась в течении первой недели безуспешно прорвать приграничную линию обороны "Хезбаллы". Уже на пятые сутки боёв стало очевидно, что сил явно недостаточно, и израильский генштаб был вынужден в срочном порядке начать перебрасывать к границам Ливана новые части. К концу второй недели здесь уже находилось свыше 20 тысяч солдат и офицеров, а также больше 400 танков.
Кульминацией этого периода стало наступление на один из узлов обороны, городок Бин Джбейль. После почти двух суток непрерывных авиаударов город было решено взять штурмом. По оценкам командования, в нём могли сохранится только разрозненные очаги сопротивления. И на рассвете израильские подразделения подошли к городу.
Это наступление закончилось драматично. Передовой отряд бригады "Геллани" вошёл в город, после чего был отрезан от основных сил и попал в заранее заготовленную засаду, где в течение всего дня вёл тяжелейший бой, и только с наступлением темноты был эвакуирован, понеся тяжёлые потери. Каждый третий из попавших в окружение солдат был убит или ранен. Почти сразу за этим неудачей закончилась попытка высадки воздушного десанта в городе Тир, где израильтяне рассчитывали захватить в плен одного из лидеров "Хезбаллы". На месте приземления десант был сразу обнаружен и окружён. И только после того как ударами авиации удалось оттеснить боевиков от десанта, его смогли эвакуировать. Всего за трое суток боёв израильтяне потеряли больше 20 человек убитыми, около 100 ранеными, было подбито 15 танков и потеряно 2 вертолёта. О дальнейшем наступлении даже речи идти не могло.
После этого до израильских генералов стало, наконец, доходить ощущение того драматического положения, которое складывалось на фронте. За 14 суток непрерывных боёв израильтянам лишь на некоторых пустынных участках удалось вклиниться в оборону "Хезбаллы" на 8 км, а в среднем продвижение составило всего 2-3 км. При этом было очевидно, что все громко заявленные планы и сроки войны рушатся прямо на глазах.
Чтобы выиграть время для сосредоточения сил и подготовки новой сухопутной операции, Израиль объявил, что на 48 часов прекращает боевые действия — якобы для "решения гуманитарных проблем": вывода из района боёв мирных жителей и доставки в Ливан гуманитарных грузов. На самом деле за эти 48 часов израильский генштаб призвал на военную службу ещё около 15000 резервистов и нарастил войсковую группировку почти до 40000 человек, при поддержке почти 900 танков. Фактически к границам Ливана были стянуты все самые боеспособные части израильской армии. И после истечения 48 часов Израиль начал новый этап сухопутной операции.
К тому моменту стало уже ясно, что лимит времени на эту войну почти исчерпан. Мировое сообщество всё настойчивее требовало от Израиля прекращения боевых действий и вывода войск, общественное мнение в Европе и даже в США , которые поначалу безоговорочно поддержали вторжение, склонялось в пользу Ливана. У Израиля остался единственный выход — в ближайшие дни добиться серьёзных военных успехов, или войну можно будет считать проигранной. Поэтому в бой были брошены основные ударные части сухопутных войск. В общей сложности больше пяти бригад при поддержке танков, артиллерии и вертолётов развернули широкомасштабное наступление, которое тут же забуксовало. Похода на Бейрут не получилось, и к исходу седьмых суток только на одном участке передовые подразделения ЦАХАЛа вышли к реке Литания. В это время уже шли активные переговоры об условиях перемирия, и когда стало ясно, что в ближайшие 48 часов соглашение будет достигнуто, армейские подразделения получили приказ прорываться к рубежу реки Литания, обходя узлы обороны "Хезбаллы".
Это была уже просто ставка в политической игре. Продлись война ещё хотя бы трое суток — и Израилю пришлось бы дорого заплатить за этот авантюрный марш. Но израильским генералам важно было любой ценой обозначить свой передний край по берегу Литании. Перемирие застало многие израильские части в полуокружённом состоянии…
Из прошедшей войны можно сделать несколько выводов.
Израильская армия сделала очевидную ставку на американский опыт боевых действий. Поколение израильских генералов — сторонников и мастеров сухопутных операций, сменилось поколением поклонников "компьютерных игр" — генералов, абсолютизировавших воздушное подавление противника и возможности "бесконтактного" способа ведения войны с помощью высокоточного оружия.
Но если эта теория, пусть кое-как, но еще работает в пустыне, то на пересечённой местности, а тем более — в местности, изобилующей естественными укрытиями, эта концепция начинает буксовать. Опыт деморализованного, раздавленного многолетними санкциями Ирака явно застил глаза израильскому командованию, хотя всего шесть лет назад весной 1999 года почти 90 дней бомбёжек почти тысячью натовских самолётов Югославии имели фактически нулевой результат с точки зрения причинения ущерба боеспособности ЮНА.
Несмотря на насыщенность высокоточным оружием, наличие разведывательно-ударных комплексов и ведение постоянной оптической и радиоэлектронной разведки, израильской армии так и не удалось воспрепятствовать нанесению массированных ракетных ударов по Израилю или хотя бы снизить их интенсивность. Всего по территории Израиля было выпущено более 6000 ракет, из которых больше 200 имели радиус действия до 80 км, наличие их ранее подвергалось израильской разведкой серьёзному сомнению.
Не удалось ВВС нарушить снабжение района боевых действий. У "Хезбаллы" до самого последнего дня войны сохранились так и невскрытые пути подвоза оружия, боеприпасов для защищающихся отрядов и ракет для ударов по территории Израиля.
"Бесконтактной" войны не получилось. Отличная маскировка, хорошая организация и грамотное управление силами и средствами позволили военным командирам "Хезбаллы" свести на нет господство Израиля в воздухе.
Главным военным итогом этой войны стало то, что боях под Бин Джбейлем и Марун Аль Раасаом был развеян миф о "непобедимости" и "молниеносности" израильской армии. Израильская армия остаётся высокопрофессиональной армией, умеющей сражаться и побеждать. Но, как теперь стало известно, и проигрывать войны — тоже.
1.0x