Авторский блог Юрий Нерсесов 03:00 22 августа 2006

ГЕН БЕССИЛИЯ

№34 (666) от 23 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Юрий Нерсесов
ГЕН БЕССИЛИЯ
О негласной цензуре в российском кино
В фантастическом боевике Сергея Лукьяненко "Геном" есть примечательный эпизод, посвященный печальной судьбе планеты Эбен. Готовясь к войне с насекомоподобными пришельцами, земляне вывели на ней специальную расу, предназначенную исключительно для грядущей битвы с агрессорами. Но в последний момент космические жуки предложили мир, земляне его приняли, а генетически запрограммированные на войну эбениты не смогли. В тяжелом выборе между жуками и людьми политкорректное мировое правительство выбрало шестилапых пришельцев. Война завершилась быстро: оснащенный по последнему слову техники космический флот Эбена оказался совершенно беспомощен. Гены пилотов изначально содержали строжайший запрет стрелять по своим создателям...
Пока хозяевам мира сего еще недоступны подобные фокусы, недостаточное развитие генной инженерии зачастую успешно компенсирует пропаганда. При этом деморализации армии наряду с вражескими геббельсами способствуют и собственные промыватели мозгов. Например, в СССР некоторых красноармейцев так обдолбали коминтерновской идеологией, что в 1941 году они отказывались стрелять по "обманутым пролетариям" в мундирах вермахта.
У части сербов на исходе прошлого столетия идеологическое разложение зашло еще дальше. Общаясь с их кинематографистами на фестивале "Золотой витязь", я столкнулся с отказом видеть врагов в бомбивших Белград странах НАТО. Мне объясняли, что прошедшая война — трагическое недоразумение, Сербия — неотделимая часть европейской цивилизации, издавна защищавшая её от мусульманской агрессии, и надо лишь как следует объяснить наивным западным демократиям их неправоту. Ради этого мои знакомые, рискуя жизнью, пробирались в Косово снимать зверства албанцев, но от идеи взорвать в ответ на бомбежки Белграда военный объект НАТО приходили в ужас. Сама мысль о покушении на жизнь граждан европейской страны казалась им чудовищным кощунством, тогда как население стран НАТО воспринимает карательные операции против любой страны совершенно спокойно.
Подобному восприятию способствует не только блестяще высмеянная в картине "Хвост виляет собакой" маскировка агрессии под гуманитарную акцию, но и нескончаемый поток боевиков про похождения наследников Рэмбо. Русских, сербов, арабов, китайцев и маленьких зеленых человечков американские герои убивают без малейшей рефлексии, убеждая зрителя в полной ничтожности их жалких жизней.
А что происходит у нас? Беседуя с руководителем известной по сериалам "Русский спецназ" и "Империя под ударом" киностудии "Сварог", я с удивлением узнал о спущенной сверху установке "не обижать" США и НАТО. Доходило до маразма: по требованию руководства ОРТ одна из серий "Спецназа" лишилась эпизода с обнаружением американского самолета российским радаром. Телевизионное начальство сочло подобную дискредитацию заокеанской техники недопустимой. Наоборот восхваление штатовских еропланов приветствуется, даже если речь идет о совсем уж допотопном старье. В боевике "Зеркальные войны" восторженный закадровый голос приветствует прилет в Москву "новейшего" бомбовоза В-52, хотя к премьере фильма старичок как раз отметил 50-летний юбилей.
Сами граждане США и стран Западной Европы тем более неприкасаемы. Исключение: отдельные отщепенцы, связанные с исламскими террористами и наркомафией. Их киношным ФСБ-шникам разрешается нейтрализовывать, причем режиссеры подчеркивают: лубянские супермены защищают не какую-то варварскую Россию, а приличных зарубежных граждан. В "Зеркальных войнах" они спасают прибывшего на подмосковный авиасалон американского президента, а в фильме "Мужской сезон. Бархатная революция" предотвращают путч в одной из африканских стран.
Вообще иностранцы, судя по экранным сюжетам, — важнейший объект защиты отечественных спецслужб. Куда более важный, чем даже кремлевское начальство. Даже самого Путина наши киноспецназовцы спасают всего один раз, когда юные герои из "Операции "Цвет нации" предотвратили свержение президента отставным генералом-сталинистом.
Совсем иное дело — зарубежные гости и партнеры! Кроме перечисленных выше случаев отмечены еще как минимум три. Героические кибальчиши защищают французских туристов от отечественных бандюков ("Операция "Цвет Нации"). Отставной десантник отбивает у свирепых боевиков американскую телевизионщицу ("Особый случай"). И, наконец, суперкрутые подводные диверсанты мочат исламистов, пытающихся покуситься на европейских дипломатов ("Морские дьяволы").
Окончательного апофегея самопожертвование дорогих россиян достигает в снятом при активной поддержке Лубянки боевике "Личный номер". Мерзкие мусульманские террористы пытаются обрушить груженный радиоактивными самолетами авиалайнер на головы заседающей в Риме "Большой семерки", но русский президент готов сбить самолет над своей территорией. И черт с ними, с согражданами — лишь бы не допустить заразу до солнечной Италии!
Если фильм снимается по книге, где есть отрицательные американцы, их без колебаний вычеркивают. В боевике "Охота на пиранью" за главным героем гоняются бесящиеся с жиру миллионеры из элитного охотничьего клуба "Золотой Арбалет"? Вычеркиваем немедленно! А чтобы свято место не пустовало, ставим вместо них свирепого посланника бен Ладена!
Даже когда агент ЦРУ напрямую занят выведыванием военных тайн, на него надлежит воздействовать исключительно добрым словом. Именно так действует доблестный майор ФСБ, разоблачивший заокеан- скую шпионку в сериале "Бункер. Ученые под землей". По ходу борьбы на невидимом фронте между молодыми людьми возникает большая любовь, но эффект от нее получается совсем разный. ЦРУ-шница, хоть и со слезами на глазах, возлюбленного вяжет и током пытает. Зато наш лопух, имея возможность сдать девицу куда следует, предпочитает терпеть муки и взывать к ее совести. Потому как американка по определению — существо высшее, и вредить ей русскому быдлу не положено.
По другому пути пошли создатели шпионского фильма "Солнечный удар". Там коварная авантюристка, пытающаяся уничтожить новейшую лазерно-плазменную пушку Черноморского флота, происходит из семьи русских белоэмигрантов, помогающий вредной дамочке продажный журналист — ее сыном, а другой подручный — сбежавшим за бугор российским братком. Лишь четвертый член шайки нарушает гармонию, оказавшись греком, но это не в счет. Обитатели Эллады хоть и состоят в НАТО, в число неприкасаемых не входят, — у них вера неправильная.
Общее же направление российскому патриотическому кино задал лично председатель Союза кинематографистов и особо приближенная к трону персона — Никита Михалков. "Скоро настанет черед исторических картин, — предрек Никита Сергеевич. — У нас это может быть война 1812 года, Куликово поле, Александр Невский. Можно сделать потрясающую серию римейков, повторив картины, которые уже были сняты. Взять те же сценарии "Адмирал Ушаков", "Суворов", "Кутузов" и пр., вынуть из них идеологию, актуальную для того времени, которой они были перегружены, и снять шикарные фильмы" ("Аргументы и Факты", 2005, №6).
О какой идеологии идет речь? Это явно не коммунистические догмы. Ни в одном эпизоде фильма "Александр Невский" благоверный князь не призывает Ваську Буслаева раскулачивать новгородских бояр. В свою очередь, герои "Кутузова" не обсуждают даже программу декабристов, не говоря уж о большевиках. Наконец, недавно канонизированный адмирал Ушаков в исполнении Ивана Переверзева ни разу не пытался использовать свой флагманский линейный корабль наподобие крейсера "Аврора" и шандарахнуть по Зимнему.
Идеология во всех этих фильмах одна, и сформулирована она задолго до прихода красных. Сперва Александром Невским с его: "Кто с мечом к нам придет, от него и погибнет". Потом Александром III, заявившим, что "У России есть два только союзника — Армия и Флот".
Эту идеологию сейчас и "вынимают", причем процесс начат лично милейшим Никитой Сергеевичем. Именно в его "Сибирском цирюльнике" в качестве идеала русского воина на пьедестал возведен убогий неврастеник, без колебаний бросающий воинский долг под ноги потрепанной американской шлюхе. Если подобная потаскуха станет высшей ценностью всех наших офицеров, грядущая оккупация страны незваными миротворцами пройдет без единого выстрела.
1.0x