Авторский блог Олег Бакланов 03:00 8 августа 2006

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ИМЕНА

№32 (664) от 09 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Бакланов
НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ИМЕНА
Памяти Вячеслава Васильевича Бахирева
Полдень. Шумит мелкий дождь в листве деревьев. Крупные капли, срываясь с листьев, пузырятся в лужах. Глухо ударяют в раскрытый зонт. Видимо, дождь зарядил надолго...
На Кунцевском кладбище пустынно, покойно. Я стою у скромного, ухоженного памятника, выполненного в конструктивистских прямоугольных формах из серого полированного гранита, алюминия и нержавеющей стали, как бы подчеркивая: здесь покоится ученый, конструктор, организатор. В верхней части выгравирован портрет Вячеслава Васильевича. Ниже, так знакомая, его подпись. Еще ниже — Вячеслав Васильевич Бахирев, 1916-1991гг. Ни чинов, ни регалий, ни наград. Рядом, справа, такая же часть памятника без надписей, между ними небольшой православный крест.
В этом году исполняется девяносто лет со дня рождения Вячеслава Васильевича и пятнадцать, как он ушел от нас в мир иной. Но он жил и работал так, что и после своей смерти продолжает жить среди нас.
Как летит время! Перед моим мысленным взором далекие близкие годы уже прошлого века...
Война 1941-1945 годов — самая кровавая, самая разрушительная, не имеющая аналогов в истории человечества. Долгожданная победа над фашистским зверем. 9 мая 1945 года союзниками в Берлине подписана безоговорочная капитуляция Германии.
13 апреля 1945 г. умирает президент США Рузвельт. К власти приходит вице-президент Трумэн — политик совершенно другого склада и калибра, нежели Рузвельт, известный тем, что, будучи сенатором, на следующий день после нападения Германии на СССР заявил: "Если мы увидим, что Германия выигрывает войну, нам следует помогать России, а если будет выигрывать Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они убивают как можно больше". 6 августа 1945 г. США сбросили атомную бомбу "Малыш" на японский город Хиросима. 9 августа — на город Нагасаки, используя при этом самолеты "Летающая крепость", чтобы продемонстрировать всему миру наличие у США сверхоружия!
6 марта 1946 г. Черчилль в американском городе Фултоне в присутствии президента США Трумэна произнес речь, ознаменовавшую начало "холодной войны" против Советского Союза и его союзников. Вблизи государственных границ вокруг Советского Союза дислоцируются "Летающие крепости" с атомными бомбами, нацеленными на административные и промышленные центры нашего государства.
Несмотря на разруху европейской части нашего государства народы нашего Союза ценой героического, жертвенного, беспримерного в мировой практике труда, сумели в исторически короткие сроки, восстанавливая народное хозяйство и налаживая мирную жизнь, создать атомную отрасль промышленности.
1949 год — проведено испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне. Тем самым была прервана монополия США в ядерных вооружениях. Однако, учитывая географическое и геополитическое положение США и СССР, первый министр Атомной промышленности СССР В.А.Малышев отметил: "Атомная бомба — это еще не оружие, оружием ее делают средства доставки".
13 мая 1946 г. руководством Советского Союза было принято решение, и Сталин подписал Постановление Совмина СССР №1017-419 СС "По вопросам ракетного вооружения" и было положено начало создания первого полигона для испытания этой техники и бригад особого назначения, резерва Верховного главного командования.
Советские ученые, инженеры, военные специалисты традиционно, во все времена шли в первых рядах мирового научно-технического прогресса. При использовании работ Кибальчича, Циолковского, Цандера, Чижевского, Контратюка, немецких ученых времен войны, в Советском Союзе 4 октября 1957 г. был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. первый человек — наш соотечественник Ю.А.Гагарин — совершил полет в космос... Началась космическая эра. Это означало и появление межконтинентальной ракеты — была решена проблема доставки ядерного оружия, о которой говорил В.А.Малышев.
Вспоминает первый заместитель министра Иностранных дел СССР 1977-1988 гг. Г.М.Корниенко: "К концу 60-х годов, когда стал вырисовываться примерный ядерный паритет между США и СССР, объективно складывалась качественно новая, более благоприятная для свертывания "холодной войны" ситуация"... и далее: "При активном взаимодействии СССР и США завершилась работа над заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который и был торжественно подписан главами 33 Европейских государств, США и Канады 1 августа 1975г. в Хельсинки. Это событие стало в тот период кульминационной точкой разрядки международной напряженности". Заканчивает свои воспоминания Г.М.Корниенко такими горькими, но справедливыми словами: "Неоправданная никакими объективными обязательствами сдача Горбачевым и Шеварднадзе военно-стратегических и геополитических позиций СССР прискорбна не потому, что эти позиции нужны были СССР для преодоления "холодной войны". Они были необходимы как раз для того, чтобы покончить с "холодной войной" и завершить ее достойным образом на основе равенства, без победителей и побежденных. И только при завершении "холодной войны" на основе равенства возможно было заложить и необходимый фундамент для равноправных отношений между СССР и Западом в будущем. Но такая реально существовавшая возможность была бездарно упущена". Будучи не согласен с позициями Горбачева и Шеварднадзе по проблемам разоружения и другим важным внешнеполитическим вопросам, Г.М.Корниенко в 1988 г. вышел в отставку.
Вячеслав Васильевич Бахирев не из тех, кто свое положение в обществе и благополучие приобрел на плечах своих родителей. Двадцатые-тридцатые годы прошлого века... Советской России, как воздух, необходимы рабочие руки, светлые головы.
В 1930 году крепко скроенный, широкоплечий, с привыкшими к крестьянскому труду мастеровитыми руками паренек 14 лет пришел в Ковровское фабрично-заводское училище Владимирской области. В 1932, году в 16 лет — он уже фрезеровщик на оборонном заводе. Пошли неплохие заработки, можно было бы и остановиться, но у него от природы светлая голова, как говорят, "человек с божьей искрой в голове", неутомимая жажда к знаниям. Материальные условия диктовали выход: сочетать работу и учебу. Это трудно, но преодолимо. Идет поиск.
1933 год (17 лет) — учащийся Московского железнодорожного техникума им. А.А.Андреева.
1934 год (18 лет) — учащийся рабфака в г.Коврове.
Наконец, 1935 год (19 лет). Вячеслав Васильевич добивается исполнения своей мечты: он — студент знаменитого Московского государственного университета им. Ломоносова. Он весь погружается в мир таких желанных, таких вожделенных знаний, он в своей стихии. Материальные трудности — не в счет.
Встреча со студенткой Московского педагогического института Александрой. Пришла любовь... Как оказалось, на всю жизнь. Образовалась крепкая семья. Потом родились дочери Татьяна, Ольга.
Канун войны, 1941 год. Успешная защита диплома студентом механико-математического факультета. Вячеслав Васильевич Бахирев (25 лет) сразу же направлен на родной завод Наркомата вооружения СССР в г. Ковров к легендарному впоследствии конструктору стрелкового оружия, генерал-майору инженерно-артиллерийской службы, доктору технических наук Василию Александровичу Дегтяреву. Вячеслав Васильевич — инженер, конструктор, ведущий конструктор. В 1950 г., в 34 года становится преемником Василия Александровича Дегтярева — главным конструктором КБ. С 1954 г. (38 лет) Вячеслав Васильевич уже возглавляет все технические службы завода, назначается главным инженером завода По представлению председателя Госкомитета СМ СССР по оборонной технике К.Н.Руднева, по согласованию с ЦК КПСС и СМ СССР в 1960 г. В.В.Бахирев в возрасте 44 лет назначен директором Ковровского завода им. В.А.Дегтярева.
1965 год. "Холодная война" США и их западных союзников против СССР в разгаре. Советы народного хозяйства выполнили свою положительную роль в восстановлении и развитии народного хозяйства страны, но обстановка требовала концентрации усилий, особенно в наукоемких отраслях промышленности. Было принято решение возродить министерства. Вячеслав Васильевич с 1965 года назначается первым заместителем министра Оборонной промышленности СССР (49 лет), а с февраля 1968 г. (52 года) министром Машиностроения СССР.
Познакомился я с Вячеславом Васильевичем, будучи первым заместителем министра Общего машиностроения, где-то в 1981-1982 гг. на заседаниях Военно-промышленной комиссии (ВПК) Совета министров СССР, проводившихся еженедельно по средам под руководством первого заместителя председателя Совета министров СССР Леонида Васильевича Смирнова. Проводились они в "Овальном зале" Кремля, начинались заседания в 10 часов и заканчивались в 15-16 часов с 10-15-минутным перерывом с бутербродами и чаем. Членами комиссии были все министры так называемой "девятки", т.е. министры оборонных министерств:
— Министерство среднего машиностроения (Ефим Павлович Славский),
— Министерство общего машиностроения (Сергей Александрович Афанасьев),
— Министерство машиностроения (Вячеслав Васильевич Бахирев),
— Министерство авиационной промышленности (Иван Степанович Силаев),
— Министерство оборонной промышленности (Павел Васильевич Финогенов),
— Министерство судостроительной промышленности (Михаил Васильевич Егоров),
— Министерство промышленности средств связи (Эрлен Кирикович Первышин),
— Министерство радиопромышленности (Петр Степанович Плешаков),
— Министерство электронной промышленности (Александр Иванович Шокин).
Минобороны было представлено первым заместителем министра Н.В.Огарковым и заместителем министра по вооружению Н.Н.Алексеевым, а впоследствии В.М.Шабановым. От Госплана СССР в ВПК входил первый заместитель председателя Госплана в ту пору Г.А.Титов, потом — Смыслов. Академия наук была представлена в разное время выдающимися учеными страны: президентом АН М.В.Келдышем, А.П.Александровым, В.А.Котельниковым. Членом ВПК был также академик А.Н.Щукин, он же возглавлял Научно-технический совет ВПК с 1977 г., позднее его заменил Н.С.Строев, который стал первым заместителем председателя.
Вообще работа Совмина СССР была упорядочена, строго регламентирована. Вторник — заседание СМ СССР; среда — заседание ВПК; четверг — коллегия министерств; пятница— коллегия Минобороны, куда нас часто вызывали. Повестка дня формировалась на квартал вперед аппаратом ВПК по согласованию с министерствами и всеми членами ВПК. Она включала в себя 1-2 крупных вопроса военного строительства на перспективу и 2-3 вопроса текущих, требующих разрешения. Докладчиками обычно по первым вопросам были министры головных министерств, генеральные конструкторы и другие члены ВПК или приглашенные руководители других ведомств.
Предлагаемые решения согласовывались заранее со всеми заинтересованными исполнителями, в случае разногласий решение принималось после краткой дискуссии. "Висящих", нерешенных вопросов, как правило, не оставалось. Как говорили, "гнать зайца дальше" было некуда. Это была "школа".
Решения ВПК были обязательны для всех министерств и ведомств страны, однако надо отдать должное ВПК и его председателю Л.В.Смирнову, в практике работы "силовые методы" при принятии решения были исключены и, если требовалась помощь в выполнении принятых решений, она оказывалась. По принятым решениям составлялся официальный документ: "Решение ВПК СМ СССР …". Оно систематически контролировалось и, в случае необходимости, принимались дополнительные меры по его выполнению.
К тому времени в силу научных, организационных, производственных связей в большей или меньшей степени я уже был знаком с оборонными отраслями и их руководителями (особенно с П.С.Плешаковым, Э.К.Первышиным, Е.П.Славским, А.И.Шокиным, П.В.Финогеновым). Минмаш и министр были для меня загадкой, хотя я и знал, что министр обладал великолепными знаниями, эрудицией и определял научную и техническую политику; обычно на вопросы по твердотопливным двигателям, которые все в большей мере входили в ракетные комплексы стратегического назначения и в значительной мере определяли основные параметры их тактико-технические характеристики (ТТХ), отвечал и обеспечивал их решение на заседаниях ВПК и коллегиях МС заместитель министра Минмаша Леонид Васильевич Забелин. Из этого можно было сделать вывод — Вячеслав Васильевич умел подбирать кадры, доверял своим заместителям, давая им возможность самостоятельно работать и расти, что, к сожалению, не всегда бывает нормой в отношениях между коллегами.
От Вячеслава Васильевича никогда не было слышно слов: "Это невозможно сделать", — он искал способ решения задачи, четко излагал пути ее решения и необходимые средства. На заседаниях ВПК он вел себя скромно, с достоинством, выступал кратко и всегда по делу. Чувствовалось в его поведении глубокое знание вопроса, умение четко сформулировать суть обсуждаемой проблемы, его математический ум дисциплинировал мысль. Он как бы на 2-3 шага был впереди слушателей или собеседника и увлекал их за собой. Когда он говорил, как правило, никто не позволял себе его перебивать. Патриарх оборонщиков Д.Ф.Устинов называл его в неофициальной обстановке — дуайеном.
Можно уверенно сказать, что успехи отечественного твердотопливного ракетостроения достигнута во многом благодаря В.В.Бахиреву и его соратникам в этой области Л.В.Забелину, Б.П.Жукову, М.Ф.Савченко, Г.В.Саковичу, а также дружной и творческой команде отраслевых и академических ученых, которую возглавляли В.В.Бахирев и А.П.Александров.
Вячеслав Васильевич был старше меня на 16 лет, — когда он уже работал фрезеровщиком на заводе, я только родился. В силу его многостороннего жизненного опыта, я смотрел на него "снизу вверх", как и на некоторых других членов ВПК. У Вячеслава Васильевича в полной мере раскрылись и реализовались неуемные творческие и физические возможности. Опыт и здравый смысл рабочего человека, умение работать с книгой, знания инженера-конструктора, кругозор главного инженера завода, ответственность и умение работать с людьми крупного оборонного завода и, наконец, масштабы министра Машиностроения СССР; мудрость общественного и государственного деятеля — депутата Верховного Совета СССР 11 созывов, чувство высшей справедливости, вера в коммунистические — суть христианские идеалы, члена ЦК КПСС 1971-1989 гг. Это далеко не полный (словесный) образ Вячеслава Васильевича.
Его первая государственная награда — медаль "За доблестный труд в годы ВОВ 1941-1945 годов". Первый орден — орден "Знак Почета" он получил в 1961 году за работу на заводе по созданию зенитного ракетного комплекса, "приземлившего" американского шпиона Пауэрса на территории Свердловской области. Ленинская премия была присуждена за работу по созданию ПТУРСа. Первый орден Ленина в 1965 году — за выполнение заводом планов пятилетки по оборонным заказам, товарам народного потребления, успешному социальному развитию коллектива завода. В 1976 году Вячеславу Васильевичу присваивается звание Героя Социалистического труда за большой личный вклад в развитие твердотопливного ракетостроения.
В первой половине 1986 года сложилась критическая ситуация с наработкой одного из важнейших компонентов твердого топлива — продукта АДНА, что грозило срывом сроков изготовления двигателей для ракеты РТ-23 УТТХ. В этой обстановке я и Главком РВСН Ю.П.Максимов обратились к В.В.Бахиреву с предложением рассмотреть состояние дел на месте в г. Бийске. Выслушав нас, он сразу же дал согласие, но сказал, что сегодня решение вопроса находится в руках у министра Химического и нефтяного машиностроения В.М.Лукьяненко, т.к. для производства этого продукта необходимы установки глубокого холода, которые в то время не выпускались. В.М.Лукьяненко дал также согласие на поездку и принял на себя ответственность в кратчайшие сроки спроектировать и изготовить такие холодильные установки, а В.В.Бахирев — в эти же сроки построить для этих агрегатов здание. О темпах работ и об ответственности за принятые на себя обязательства двумя министрами можно судить по тому, что через 3 месяца холодильные установки были изготовлены и смонтированы, что обеспечило своевременное изготовление твердотопливных зарядов.
В этот период мне приходилось значительно чаще общаться с Вячеславом Васильевичем. Период был ответственный, ставилась на боевое дежурство РТ-233УТТХ. Он был полон сил и творческих замыслов. Однако к лету 1987 года у него, видимо, созрело решение уйти в отставку. Я имел с ним разговор о его заявлении об уходе. Позвонив, он сказал: "Я вас уважаю, поэтому звоню... и не надо меня уговаривать не подавать заявление". Я понимал его состояние и дал ему выговориться: "Я не доверяю болтунам-лжедемократам. Как можно додуматься до демагогических выборов директоров заводов и НИИ и доверять в опасных производствах жизни работающих иногда совершенно случайным людям! Руководитель должен назначаться министром. Я несу ответственность за работающих в отрасли. Ломать — не строить. Вспомните меня, старика, — все это добром не кончится", — с горечью в голосе закончил он. “Вячеслав Васильевич, — сказал я ему, — вы делаете серьезный шаг, для меня это неожиданно, давайте встретимся, поговорим...” — "Нет, нет! Поймите меня, я все обдумал и принял решение".
Он умел смотреть в корень проблемы. Последующие события подтвердили его опасения по развалу боеприпасной промышленности и страны.
Сегодня, оценивая эту личность, можно сказать, что Вячеслав Васильевич был ярким представителем легендарной команды министров-оборонщиков, создавших могучую оборонную промышленность, обеспечившую гарантированную безопасность государства. О них с полным правом можно сказать словами поэта Грибачева, что они: "Отковали пламенные крылья себе, стране и веку своему".
Олег Дмитриевич БАКЛАНОВ (г.р. 1932) — выдающийся организатор советской оборонной и ракетно-космической промышленности, один из создателей орбитальной космической станции "Мир", универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия—Буран". Возглавлял Министерство тяжёлого и транспортного машиностроения СССР (1983-1988), Секретарь ЦК КПСС (1988-1991), депутат Верховного Совета СССР (1989-1991), Первый заместитель Председателя Совета обороны СССР, Герой Социалистического Труда (1976), лауреат Ленинской премии (1982). В августе 1991 года Олег Дмитриевич вместе со своими товарищами по ГКЧП предпринял попытку увести Советский Союз от края пропасти, куда привела нашу страну горбачевская "перестройка". В последние годы работает над книгой воспоминаний, отдельные фрагменты которой мы предлагаем вниманию наших читателей.
1.0x